Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.
Шурховецкая Наталья Борисовна, учитель начальных классов
КГБ ОУ «Славгородской общеобразовательной школы – интернат»
«Здоровый нищий счастливее больного короля» …А. Шопенгауэр
На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Поэтому, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это, такие здоровьесберегающие технологии, как:
1. Сохранения и стимулирования здоровья.
2. Обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
В своей педагогической деятельности я применяю здоровьесберегающую технологию сохранения и стимулирования здоровья: развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика, которая направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Например, такие виды пальчиковой гимнастики: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль, шишки и т.д.), игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).
Релаксация – как один из методов здоровьесберегающей технологии, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением.
Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Использую с элементами дыхательной гимнастики.
Физкультминутки провожу во время проведения организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.
Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания, проводится на уроках чтения и развития речи. В работе с детьми использую дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры).
Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
2. Обучение здоровому образу жизни. Это внеклассные занятия классных часов, которые проводятся в соответствии с программными требованиями. Программный курс «Азбука здоровья» рассчитан на 2 года обучения и направлен на привитие навыков самообслуживания и гигиены, воспитание дисциплины труда и порядка, приобретению знаний о строении собственного тела и организма. Например: « Закаливание организма», «Учимся чистить зубы», « Утренняя гимнастика каждое утро» и т.д.
3. Коррекционные технологии.
Психогимнастика. Одним из ее составляющим является мимическая гимнастика. Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика. Детям показываю карточки с изображением различных выражений эмоций на лице.., прошу выразить , ту или иную эмоцию.
Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаю сказками, которые придумываю сама и дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Вывод: Использование мною вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:1)повышению работоспособности, выносливости детей; 2)развитию психических процессов; 3)формированию, развитию двигательных умений и навыков; 4)развитию общей и мелкой моторики; 5)и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Литература:
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.
Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.