Искусство Англии
18 век
Английская изобразительная школа сложилась позже остальных видов искусства. Пуританское движение 17 в. с его иконоборческими идеями никак не способствовало развитию живописной школы. В протестантской Англии почти не было религиозной живописи. В 17 в. медленно начинает развиваться портретный жанр. Но зато в следующем столетии, как бы стараясь нагнать упущенное, английские художники работают так интенсивно и своеобразно, что уже в конце века оказывают влияние на континент.
Архитектура
КРИСТОФЕР РЕН (1632-1723) – строитель знаменитого Собора Святого Павла, величайшего протестантского храма (1675-1710), и множества приходских церквей Лондона (более 50), один из строителей дворца Хемптон-Корт (новые части, 1689-1694), создатель проекта перепланировки лондонского центра после "Великого пожара" 1666 г. Придерживается принципов классицизма.
Собор Святого Павла
Морской госпиталь в Гринвиче
Живопись
Уильям Хогарт
Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он обращается к самым широким кругам Англии, изображая современную жизнь и делая предметом сатиры все отрицательные ее стороны.
Автопортрет
Хогарт создает целые серии живописных полотен: «Карьера проститутки» (серия из шести картин, 1732), "История распутника" ("Карьера мота", 1735), "Модный брак" (1743-1745). Все картины серии "Карьера проститутки" погибли во время пожара 1755 г. и дошли до нас с виде гравюр.
В ловушке сводницы
Хогарт занимался и исторической живописью, религиозными сюжетами. Но истинный Хогарт - это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной и ясной форме.
СЕРИЯ «Выборы в парламент»
Предвыборный банкет
Агитация
Голосование
Триумф избранных в парламент
Брачный контракт
СЕРИЯ «Модный брак»
Вскоре после свадьбы
Визит к шарлатану
Будуар графини
Дуэль и смерть графа
Смерть графини
На протяжении всей творческой жизни Хогарт обращался к портрету. Это и групповые, так называемые разговорные портреты, и портреты близких людей, портреты парадные, изображения людей мира искусств, собственные портреты и пр.
Дэвид Гаррик с супругой
Но не случайно наибольшей славой среди портретов Хогарта пользуется изображение "Девушки с креветками" (1760-е гг.). Хогарту удалось создать в этом портрете английский тип девушки из простонародья, обаятельной, жизнерадостной, излучающей свежесть и здоровье, такими приемами пленэрной живописи, которые предвосхитили колористические искания следующего столетия.
Джошуа Рейнольдс
Живописец и теоретик, в своих знаменитых "Речах" выступавший сторонником классицистической эстетики, но в работах совсем не ограничивавший себя рамками классицизма и чутко улавливавший веяния новой эпохи. С 1735 г. Рейнолдс обосновался в Лондоне, и с этих пор он становится самым известным портретистом Британии.
Автопортрет
Рейнолдс создал длинную галерею портретов, он обладал большой творческой активностью и иногда писал до 150 портретов в год. В форме парадного, торжественного изображения Рейнолдс сумел в полной мере выразить просветительскую веру в человека, в его разум, в возможности совершенствования человеческой натуры. Художник Просвещения, Рейнолдс подчеркивал в персонаже не его сословные качества, а личностные заслуги, богатство духовного мира.
Китти Фишер с попугаем
Сара Сиддонс в образе музы Трагедии
Леди Каролина Говард
Портрет Чарльза Хэмилтона
Томас
Гейнсборо
Тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру характеризуют Гейнсборо. В портретах Гейнсборо отсутствуют аллегории, он не подчеркивает той роли, которую модель играет в обществе (так, в портрете Сары Сиддонс 1783-1785 г. он изображает просто серьезную милую молодую светскую даму, а не Музу трагедии, как Рейнолдс).
Портрет Сары Сиддонс
Гейнсборо прошел творческую эволюцию от несколько скрупулезной манеры, близкой "малым голландцам", к живописи широкой и свободной.
«Мальчик в голубом»
Портрет миссис Мэри Грэм
«Дама в голубом»
«Деревенская девочка»
«Прибрежный пейзаж с пастухом и стадом»
«Пейзаж с дояркой»
Джордж Ромни
Творчество Рейнолдса и Гейнсборо способствовало созданию в Англии XVIII в. мощной школы портретистов. Наиболее близок к Рейнолдсу Джордж Ромни (1734- 1802), писавший в широкой живописной манере в основном портреты молодых англичанок.
Портрет мисс Уиллоуби
Портрет Хэрриет Гэйл
Эмма Хэмилтон
в образе Миранды (этюд)
Серена
Джон
Хоппнер
В основном женские и детские портреты пишет Джон Хоппнер (1758-1810), но его характеристики в сравнении с Ромни более обыденны при всей виртуозности техники.
Автопортрет
Портрет принца Уэльского
Портрет Мэри Линвуд
Мэри Робинсон
Анна Изабелла Мильбанк (1792-1860) позже леди Байрон
Г-жа Фрэнсис Генриетта Джернингем (позже Леди Стаффорд)
Джон Опи
В этой же плеяде портретистов можно назвать и Джона Опи (1761 - 1807), "английского Караваджо", как его называли, занимавшегося и исторической, и жанровой живописью.
Портрет молодого человека
Молодая женщина в белом платье
Мисс Эмили Бёшам и её пони
Генри
Ребёрн
Шотландская портретная школа дает такого прекрасного мастера, как Генри Ребёрн . Особенности творчества: густая живопись крупным мазком, энергичная светотеневая моделировка, сильные, яркие индивидуальности, интересные психологические характеристики.
Томас
Лоуренс
Портретную традицию XVIII столетия завершает творчество Томаса Лоуренса (1769-1830), первого английского портретиста, восторженно принятого на континенте.
Дети Кэлмэди