СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лекции 8. Итальянское Возрождение (часть 2)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЛЕКЦИИ 8. Итальянское Возрождение (часть 2)

Скачать лекцию

Первая часть презентации

Презентация содержит иллюстративный материал к лекции и основные выдержки из текста. Лекция рекомендуется для проведения занятий по предмету История изобразительного искусства в колледжах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции 8. Итальянское Возрождение (часть 2)»

Позднее возрождение Андреа Палладио Крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Его первое крупное здание — Базилика (1549 г.)

Позднее возрождение

Андреа Палладио

Крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Его первое крупное здание — Базилика (1549 г.)

Фасад палаццо Кьерикати (1560 г.), вытянутого вдоль площади, после Базилики самого монументального сооружения в Виченце, буквально пронизан воздухом. Нижний этаж его занимает сплошная мощная колоннада — галерея; на верхнем этаже глубокие лоджии расположены по углам.

Фасад палаццо Кьерикати (1560 г.), вытянутого вдоль площади, после Базилики самого монументального сооружения в Виченце, буквально пронизан воздухом. Нижний этаж его занимает сплошная мощная колоннада — галерея; на верхнем этаже глубокие лоджии расположены по углам.

Самая знаменитая вилла «Ротонда» (1551 — 1567 гг.) близ Виченцы — первое центрально-купольное здание светского назначения.

Самая знаменитая вилла «Ротонда» (1551 — 1567 гг.) близ Виченцы — первое центрально-купольное здание светского назначения.

В Венеции Палладио воздвиг церкви Сан-Джорджо Маджоре (начата в 1565 г.), которая в плане имеет форму латинского креста.

В Венеции Палладио воздвиг церкви Сан-Джорджо Маджоре (начата в 1565 г.), которая в плане имеет форму латинского креста.

Teaтp «Олимпико» (1580 г.) — первое монументальное театральное здание в Италии. Строительство завершил архитектор Скамоцци.

Teaтp «Олимпико» (1580 г.) — первое монументальное театральное здание в Италии. Строительство завершил архитектор Скамоцци.

Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провёл детство и годы учения в родном городе. Росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556— 1557 гг.), посвящённые истории библейской героини Эсфири.

Паоло Веронезе

Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провёл детство и годы учения в родном городе. Росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556— 1557 гг.), посвящённые истории библейской героини Эсфири.

На огромном полотне «Брак в Кане», на котором запечатлены око­ло ста тридцати фигур, сцена пиршества развёртывается у подножия роскошной дворцовой террасы с белой аркадой и балюстрадой на фоне сияющей синевы неба.

На огромном полотне «Брак в Кане», на котором запечатлены око­ло ста тридцати фигур, сцена пиршества развёртывается у подножия роскошной дворцовой террасы с белой аркадой и балюстрадой на фоне сияющей синевы неба.

Ещё грандиознее и декоративнее «Пир в доме Левия», который происходит в великолепной монументальной трёхпролётной лоджии.

Ещё грандиознее и декоративнее «Пир в доме Левия», который происходит в великолепной монументальной трёхпролётной лоджии.

Тинторетто Полной противоположностью Веронезе был его современник Тинторетто (1518—1594), настоящее имя которого Якопо Робусти . Он родился в Венеции и был сыном красильщика, отсюда и прозвище мастера — Тинторетто, или Маленький Красильщик.

Тинторетто

Полной противоположностью Веронезе был его современник Тинторетто (1518—1594), настоящее имя которого Якопо Робусти . Он родился в Венеции и был сыном красильщика, отсюда и прозвище мастера — Тинторетто, или Маленький Красильщик.

Славу ему принесла картина «Чудо Святого Марка» (1548 г.).

Славу ему принесла картина «Чудо Святого Марка» (1548 г.).

Необычна картина «Введение во храм» в церкви Санта-Мария дель Орто (1555 г.). Тинторетто изобразил идущую круто вверх полукруглую асимметричную лестницу. Мария уже достигла её вершины.

Необычна картина «Введение во храм» в церкви Санта-Мария дель Орто (1555 г.). Тинторетто изобразил идущую круто вверх полукруглую асимметричную лестницу. Мария уже достигла её вершины.

Оформление Скуолы ди Сан-Рокко мастер начал с создания грандиозной монументальной композиции «Распятие».

Оформление Скуолы ди Сан-Рокко мастер начал с создания грандиозной монументальной композиции «Распятие».

маньеризм Маньеризмом называется течение в европейском искусстве XVI в. Оно происходит от итальянского слова maniera — «манера», «приём», «художественный почерк». Впервые этот термин появился в европейском искусствоведении в 20-х гг. XX в., а исследование маньеризма породило обширную научную литературу со спорными оценками и точками зрения. Черты: произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, холодные пронзительные краски.

маньеризм

Маньеризмом называется течение в европейском искусстве XVI в. Оно происходит от итальянского слова maniera — «манера», «приём», «художественный почерк». Впервые этот термин появился в европейском искусствоведении в 20-х гг. XX в., а исследование маньеризма породило обширную научную литературу со спорными оценками и точками зрения.

Черты: произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, холодные пронзительные краски.

Первый этап итальянского маньеризма охватывал 20—40-е гг. XVI в. и представлял собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупным и одарённым мастером сложной творческой судьбы был Якопо Понтормо (1494—1556). В его известной картине «Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки.

Первый этап итальянского маньеризма охватывал 20—40-е гг. XVI в. и представлял собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупным и одарённым мастером сложной творческой судьбы был Якопо Понтормо (1494—1556). В его известной картине «Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки.

Встреча Марии и Елизаветы

Встреча Марии и Елизаветы

Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем Святой Иероним

Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем

Святой Иероним

Первое поколение маньеристов завершает Франческо Мандола , прозванный Пармиджанино (1503— 1540), изощрённый мастер и блестящий рисовальщик. Он любил поразить зрителя: например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале. Намеренная нарочитость отличает его известную «Мадонну с длинной шеей» (1538—1540 гг.). Автопортрет Портрет женщины

Первое поколение маньеристов завершает Франческо Мандола , прозванный Пармиджанино (1503— 1540), изощрённый мастер и блестящий рисовальщик. Он любил поразить зрителя: например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале. Намеренная нарочитость отличает его известную «Мадонну с длинной шеей» (1538—1540 гг.).

Автопортрет

Портрет женщины

Автопортрет в выпуклом зеркале

Автопортрет в выпуклом зеркале

«Мадонна с длинной шеей»

«Мадонна с длинной шеей»

Второй этап маньеризма (1540— 1590 гг.) превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино (1503— 1572), особенно известный своими парадными портретами. В них ото­звалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватив­шего высшие круги итальянского общества.

Второй этап маньеризма (1540— 1590 гг.) превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино (1503— 1572), особенно известный своими парадными портретами. В них ото­звалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватив­шего высшие круги итальянского общества.

Аньоло ди Козимо ди Мариано, известный как Бронзино, родился 17 ноября 1503 года во Флоренции.

Аньоло ди Козимо ди Мариано, известный как Бронзино, родился

17 ноября 1503 года

во Флоренции.

О семье и детстве живописца практически ничего не известно. Учителем Бронзино был Якопо Понтормо, один из известнейших художников своего времени. Вскоре Понтормо стал не только наставником, но и близким другом своего ученика, а затем даже усыновил его. Самая большая совместная работа учителя и ученика — росписи для флорентийской церкви Санта-Феличита, выполненные ими в 1526—1528 годах. « Снятие с креста» Якопо Понтормо

О семье и детстве живописца практически ничего не известно. Учителем Бронзино был Якопо Понтормо, один из известнейших художников своего времени. Вскоре Понтормо стал не только наставником, но и близким другом своего ученика, а затем даже усыновил его.

Самая большая совместная работа учителя и ученика — росписи для флорентийской церкви Санта-Феличита, выполненные ими в 1526—1528 годах.

« Снятие с креста»

Якопо Понтормо

В 1530-е годы Бронзино пишет «Портрет Уголино Мартелли» .  Необычным и новым для итальянского портрета этого времени является замысел художника изобразить заказчика на сложном архитектурном фоне, в динамической позе, с резко повернутым влево лицом и взглядом, устремленным куда-то за пределы полотна. Четкие линии архитектуры подчеркивают утонченность облика юноши.

В 1530-е годы Бронзино пишет «Портрет Уголино Мартелли» . Необычным и новым для итальянского портрета этого времени является замысел художника изобразить заказчика на сложном архитектурном фоне, в динамической позе, с резко повернутым влево лицом и взглядом, устремленным куда-то за пределы полотна. Четкие линии архитектуры подчеркивают утонченность облика юноши.

В конце 1530-х — начале 1540-х годов Бронзино выполнил ряд заказов для флорентийской семьи Панчатики, в том числе парные портреты главы семьи Бартоломео Панчатики и его жены Лукреции.

В конце 1530-х — начале 1540-х годов Бронзино выполнил ряд заказов для флорентийской семьи Панчатики, в том числе парные портреты главы семьи Бартоломео Панчатики и его жены Лукреции.

Бартоломео Панчатики предстает на этом портрете в торжественно неподвижной позе, его лицо, обращенное к нам в фас, напоминает застывшую маску, резкий контраст которой составляют руки с длинными нервными пальцами.

Бартоломео Панчатики предстает на этом портрете в торжественно неподвижной позе, его лицо, обращенное к нам в фас, напоминает застывшую маску, резкий контраст которой составляют руки с длинными нервными пальцами.

Почти в фас изображено и лицо прекрасной Лукреции Панчатики , облаченной в темно-красное платье. Представленная на фоне ниши Лукреция, неестественно выпрямившаяся, смотрящая прямо перед собой неподвижным, остановившимся взглядом, кажется застывшим изваянием.  

Почти в фас изображено и лицо прекрасной Лукреции Панчатики , облаченной в темно-красное платье. Представленная на фоне ниши Лукреция, неестественно выпрямившаяся, смотрящая прямо перед собой неподвижным, остановившимся взглядом, кажется застывшим изваянием.  

В 1532 году Бронзино написал «Портрет герцога Гвидобальдо делла Ровере» (это самая ранняя из точно датируемых работ художника). Запечатленный художником герцог Гвидобальдо делла Ровере, образованный и творчески одаренный правитель, был личностью сложной и интересной, что и передано в портрете.

В 1532 году Бронзино написал «Портрет герцога Гвидобальдо делла Ровере» (это самая ранняя из точно датируемых работ художника). Запечатленный художником герцог Гвидобальдо делла Ровере, образованный и творчески одаренный правитель, был личностью сложной и интересной, что и передано в портрете.

В 1539 году Бронзино становится придворным художником семьи Медичи. Вплоть до самой своей смерти художник верой и правдой служил при дворе Медичи, выполняя многоразличные заказы герцога Козимо I Медичи. Портрет Элеоноры Толедской, жены Козимо Медичи Портрет Козимо I Медичи

В 1539 году Бронзино становится придворным художником семьи Медичи. Вплоть до самой своей смерти художник верой и правдой служил при дворе Медичи, выполняя многоразличные заказы герцога Козимо I Медичи.

Портрет Элеоноры Толедской, жены Козимо Медичи

Портрет Козимо I Медичи

Портреты семьи Медичи Мария Медичи Франческо Медичи

Портреты семьи Медичи

Мария Медичи

Франческо Медичи

Джованни Медичи Гарсиа Медичи

Джованни Медичи

Гарсиа Медичи

Фердинанд Медичи Биа Медичи

Фердинанд Медичи

Биа Медичи

Портрет герцогини Элеоноры Толедской с сыном Джованни Этот портрет выделяется своим великолепием. Герцогиня изображена на фоне яркой синевы неба, облаченной в наряд из драгоценной серебристо-белой парчи, затканной крупными узорами, на ее плечах и груди мерцают огромные жемчужины ожерелья, жемчужное колье охватывает стройную шею, небольшие жемчужины украшают сетку на гладко причесанных волосах.

Портрет герцогини Элеоноры Толедской

с сыном Джованни

Этот портрет выделяется своим великолепием. Герцогиня изображена на фоне яркой синевы неба, облаченной в наряд из драгоценной серебристо-белой парчи, затканной крупными узорами, на ее плечах и груди мерцают огромные жемчужины ожерелья, жемчужное колье охватывает стройную шею, небольшие жемчужины украшают сетку на гладко причесанных волосах.

Приблизительно в 1548 году Бронзино посетил Рим. В Риме мастер впервые увидел работы Микеланджело. Сразу же по возвращении во Флоренцию художник получил заказ на большой алтарный образ «Воскресение Христа» для церкви Сантиссима Аннунциата. Эту работу Бронзино смог завершить лишь через пять лет, в 1552 году.

Приблизительно в 1548 году Бронзино посетил Рим. В Риме мастер впервые увидел работы Микеланджело.

Сразу же по возвращении во Флоренцию художник получил заказ на большой алтарный образ «Воскресение Христа» для церкви Сантиссима Аннунциата. Эту работу Бронзино смог завершить лишь через пять лет, в 1552 году.

В 1550—1555 годах художник пишет «Портрет Лауры Баттифери» .  Из блистательной череды аристократических портретов, созданных итальянским мастером, особой изысканностью отличается портрет Лауры, итальянской поэтессы: утонченный профиль надменного лица, грациозная шея в тончайших кружевах, холеные длинные пальцы, держащие книгу.  

В 1550—1555 годах художник пишет «Портрет Лауры Баттифери» .  Из блистательной череды аристократических портретов, созданных итальянским мастером, особой изысканностью отличается портрет Лауры, итальянской поэтессы: утонченный профиль надменного лица, грациозная шея в тончайших кружевах, холеные длинные пальцы, держащие книгу.  

Учеников у Бронзино было достаточно. Выделяется среди них Алессандро Аллори, весьма талантливый художник. Его отец был другом Бронзино. Он умер, когда Алессандро было всего лишь пять лет. Бронзино усыновил мальчика и взял на себя все заботы о его воспитании. Алессандро Аллори, автопортрет

Учеников у Бронзино было достаточно. Выделяется среди них Алессандро Аллори, весьма талантливый художник. Его отец был другом Бронзино. Он умер, когда Алессандро было всего лишь пять лет. Бронзино усыновил мальчика и взял на себя все заботы о его воспитании.

Алессандро Аллори, автопортрет

В последние годы жизни Бронзино помогал в работе его приемный сын Алессандро Аллори. Он же и закончил некоторые полотна, оставшиеся незавершенными после смерти мастера. В середине ноября 1572 года Бронзино тяжело заболел, а 23 ноября умер на руках своего ученика. Похоронили его во флорентийской церкви Сан-Кристофоро. Похороны Бронзино были скромными. «На его погребении, — вспоминал его друг Боргини, — присутствовали все связанные с искусством люди, живописцы и скульпторы...» В эпитафии на его могиле есть такие слова: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…» Работы Бронзино есть во многих музеях мира, однако наиболее полное представление о творчестве художника можно получить только в его родном городе, Флоренции. Флорентийская галерея Уффици располагает самым большим собранием работ знаменитого мастера, еще несколько картин хранится в Палаццо Питти. Во многих церквях остались фрески, созданные его рукой. Но знакомство с Бронзино будет неполным без посещения Палаццо Веккьо, одной из резиденций Медичи, высоких покровителей художника.

В последние годы жизни Бронзино помогал в работе его приемный сын Алессандро Аллори. Он же и закончил некоторые полотна, оставшиеся незавершенными после смерти мастера. В середине ноября 1572 года Бронзино тяжело заболел, а 23 ноября умер на руках своего ученика. Похоронили его во флорентийской церкви Сан-Кристофоро. Похороны Бронзино были скромными. «На его погребении, — вспоминал его друг Боргини, — присутствовали все связанные с искусством люди, живописцы и скульпторы...» В эпитафии на его могиле есть такие слова: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…»

Работы Бронзино есть во многих музеях мира, однако наиболее полное представление о творчестве художника можно получить только в его родном городе, Флоренции. Флорентийская галерея Уффици располагает самым большим собранием работ знаменитого мастера, еще несколько картин хранится в Палаццо Питти. Во многих церквях остались фрески, созданные его рукой. Но знакомство с Бронзино будет неполным без посещения Палаццо Веккьо, одной из резиденций Медичи, высоких покровителей художника.

Портрет молодого человека с книгой Портрет девушки с книгой

Портрет молодого человека с книгой

Портрет девушки с книгой

Портрет знатной дамы в зеленом платье Портрет молодого человека

Портрет знатной дамы в зеленом платье

Портрет молодого человека

Портрет молодого человека, держащего статую Портрет дамы с собачкой

Портрет молодого человека, держащего статую

Портрет дамы с собачкой

Портрет молодой женщины с сыном Портрет Лодовико Каппони

Портрет молодой женщины

с сыном

Портрет Лодовико Каппони