Кейс –технологии в ДОУ
Кондрашева Е.А. ,
старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино»
casus (лат.)– запутанный, необычный случай;
case (анг.) – портфель, чемоданчик.
Историческая справка
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь в последние годы.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
В процессе освоения кейс-технологии дети:
- - учатся получать необходимую информацию в общении;
- - учатся соотносить свои устремления с интересами других;
- - учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
- - происходит формирование навыков работы в команде;
- - учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные умения в реальной жизни.
Виды кейсов
Печатный кейс (может содержать иллюстрации, таблицы, фотографии, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).
Что может содержать кейс?
Текстовый материал – статьи и художественные тексты (или их фрагменты)
Иллюстративный материл – фотографии, иллюстрации, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.
Пример №1 работы с кейс-иллюстрацией
На первом этапе знакомим детей с кейс-иллюстрацией.
Переходить дорогу надо только по пешеходному переходу - «зебре ».
Этапы работы над кейсом
1 этап
Рассматриваем иллюстрацию (знакомимся с текстом и т. д.)
Формулируем проблемную ситуацию.
2 этап
Выясняем причину (почему это произошло).
3 этап
Предлагаем решение проблемы.
Примеряем ситуацию на себя.
4 этап
Делаем вывод.
Пример работы № 2
«ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ»
«Случай в магазине»
- Текст: Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.
Где брать идеи для кейса?
- Реальные жизненные ситуации;
- Вопросы, поступки, игры детей;
- Рассказы коллег;
- Произведения художественной литературы, мультфильмы с проблемным содержанием.
Кейс-технология активизирует учебно-воспитательный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью предлагаемого детям материала. Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
«Учить это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде.» Э.Ловелл
Литература:
1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения /URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
3. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации