СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мастер-классу "Открытия на уроках изучения поэмы Гоголя Н.В."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации показаны некоторые открытия учеников на уроках по изучению поэмы Гоголя, показаны размышления над расположением материала уроков по теме, обосновано расположение урока-знакомства с поэмой  Данте.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу "Открытия на уроках изучения поэмы Гоголя Н.В."»

Мастер-класс «Уроки по поэме Н.В. Гоголя в технологии ТРКМ»  Дик Ирина Германовна, учитель русского языка и литературы  МАОУ СОШ№36, г. Сыктывкар 2020г Открытия на уроках по поэме Н. В. Гоголя  «Мёртвые души»

Мастер-класс

«Уроки по поэме Н.В. Гоголя в технологии ТРКМ»

Дик Ирина Германовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ№36,

г. Сыктывкар

2020г

Открытия на уроках по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Предыстория  Подготовка к уроку «Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и поэма «Божественная комедия» Данте»

Предыстория

Подготовка к уроку

«Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и поэма «Божественная комедия» Данте»

Определяем место урока о Данте в планировании В планировании уроков литературы в 9 классе по УМК Коровиной В.Я. предполагается в связи с изучением поэмы Н. В. Гоголя знакомство с творчеством Данте и его поэмой «Божественная комедия». Когда провести такой урок? Перед изучением поэмы «Мёртвые души» , в процессе изучения или после изучения поэмы?

Определяем место урока о Данте в планировании

  • В планировании уроков литературы в 9 классе по УМК Коровиной В.Я. предполагается в связи с изучением поэмы Н. В. Гоголя знакомство с творчеством Данте и его поэмой «Божественная комедия». Когда провести такой урок? Перед изучением поэмы «Мёртвые души» , в процессе изучения или после изучения поэмы?
Уроки по творчествуГоголя Н.В. в 9 классе (УМК под ред. Коровиной В.Я. 1. Данте Алигьери.  «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте. 2. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков  Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города.  Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова.  Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа, автора в поэме.  Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: специфика жанра.  Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос

Уроки по творчествуГоголя Н.В. в 9 классе (УМК под ред. Коровиной В.Я.

1. Данте Алигьери.

«Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте.

2. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы.

  • Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков
  • Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города.
  • Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова.
  • Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа, автора в поэме.
  • Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: специфика жанра.
  • Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос

Было решено обратиться к поэме Данте либо по мере возникновения интереса у учеников к поэме, либо после изучения образов помещиков. Материал был распределён следующим образом : План уроков по творчеству Гоголя Н.В. в 9 классе (УМК под ред. Коровиной В.Я. (8 часов) 1. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Специфика жанра. 2. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков. Манилов. Коробочка. 3.  Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков. Собакевич.  Плюшкин. 4. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города. 5. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова. 11 глава 6. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа, автора в поэме.  7. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос.

Было решено обратиться к поэме Данте либо по мере возникновения интереса у учеников к поэме, либо после изучения образов помещиков. Материал был распределён следующим образом :

  • План уроков по творчеству Гоголя Н.В. в 9 классе
  • (УМК под ред. Коровиной В.Я. (8 часов)

1. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Специфика жанра.

2. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков. Манилов. Коробочка.

3. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков. Собакевич. Плюшкин.

4. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города.

5. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова. 11 глава

6. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа, автора в поэме.

7. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос.

Пробуждение интереса учеников. Момент 1 Выявление проблемы При рассмотрении образов помещиков ученик задал вопрос: «А что здесь плохого, если помещик хочет выгодно продать и получить при этом выгоду?»  Этот вопрос даёт возможность обратиться к рассмотрению нравственных норм, к понятию греха, безнравственности. К вопросу о том, почему Данте в 13 веке обращается к описанию грехов человеческого рода и почему Гоголь Н.В. заинтересован идеей воплощения своих размышлений о греховности человека.

Пробуждение интереса учеников.

Момент 1 Выявление проблемы

  • При рассмотрении образов помещиков ученик задал вопрос:
  • «А что здесь плохого, если помещик хочет выгодно продать и получить при этом выгоду?»

  • Этот вопрос даёт возможность обратиться к рассмотрению нравственных норм, к понятию греха, безнравственности. К вопросу о том, почему Данте в 13 веке обращается к описанию грехов человеческого рода и почему Гоголь Н.В. заинтересован идеей воплощения своих размышлений о греховности человека.
          Пробуждение интереса учеников.  Момент 2 Удивление   Чтение и анализ лирического отступления в конце главы 5. Определите, откуда (с какой точки?) Гоголь смотрит на Россию? « Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли».

Пробуждение интереса учеников. Момент 2 Удивление

Чтение и анализ лирического отступления в конце главы 5.

Определите, откуда (с какой точки?) Гоголь смотрит на Россию?

« Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли».

Пробуждение интереса учеников Момент 3 Парадокс Изучая образы помещиков, познакомились с таким наблюдением : Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, время действия — май. Коробочка в это время урожай собирает, значит, происходит это в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это? Обратив внимание на течение времени в поэме, поняли, что надо не просто знакомиться с персонажами, а раскрыть замысел писателя.  .

Пробуждение интереса учеников

Момент 3 Парадокс

  • Изучая образы помещиков, познакомились с таким наблюдением :
  • Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, время действия — май.
  • Коробочка в это время урожай собирает, значит, происходит это в сентябре.
  • У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима.
  • Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки.
  • Случайно ли это? Обратив внимание на течение времени в поэме, поняли, что надо не просто знакомиться с персонажами, а раскрыть замысел писателя.

.

Таким образом возникла необходимость разобраться в замысле Гоголя, что позволило обратиться к знакомству с поэмой «Божественная комедия». Поэма «Мёртвые души», по задумке Гоголя , должна была состоять из 3 частей, как у Данте. Чтобы ответить на трудные вопросы поэмы, понять замысел Гоголя, обратимся к поэме Данте и его «Божественной комедии» сразу после изучения первых шести глав. Важно: обращение к поэме Данте было понятно ученикам, а некоторые, как оказалось, читают эту поэму самостоятельно . Две ученицы занялись подготовкой сообщения о Данте и презентации по композиции поэмы. Остальные ученики получили задание к уроку повторить характеристики помещиков.

Таким образом возникла необходимость разобраться в замысле Гоголя, что позволило обратиться к знакомству с поэмой «Божественная комедия».

Поэма «Мёртвые души», по задумке Гоголя , должна была состоять из 3 частей, как у Данте.

  • Чтобы ответить на трудные вопросы поэмы, понять замысел Гоголя, обратимся к поэме Данте и его «Божественной комедии» сразу после изучения первых шести глав.
  • Важно: обращение к поэме Данте было понятно ученикам, а некоторые, как оказалось, читают эту поэму самостоятельно .
  • Две ученицы занялись подготовкой сообщения о Данте и презентации по композиции поэмы. Остальные ученики получили задание к уроку повторить характеристики помещиков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!