Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу "Открытия на уроках изучения поэмы Гоголя Н.В."»
Мастер-класс
«Уроки по поэме Н.В. Гоголя в технологии ТРКМ»
Дик Ирина Германовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ№36,
г. Сыктывкар
2020г
Открытия на уроках по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Предыстория
Подготовка к уроку
«Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и поэма «Божественная комедия» Данте»
Определяем место урока о Данте в планировании
- В планировании уроков литературы в 9 классе по УМК Коровиной В.Я. предполагается в связи с изучением поэмы Н. В. Гоголя знакомство с творчеством Данте и его поэмой «Божественная комедия». Когда провести такой урок? Перед изучением поэмы «Мёртвые души» , в процессе изучения или после изучения поэмы?
Уроки по творчествуГоголя Н.В. в 9 классе (УМК под ред. Коровиной В.Я.
1. Данте Алигьери.
«Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте.
2. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы.
- Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков
- Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города.
- Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова.
- Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа, автора в поэме.
- Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: специфика жанра.
- Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос
Было решено обратиться к поэме Данте либо по мере возникновения интереса у учеников к поэме, либо после изучения образов помещиков. Материал был распределён следующим образом :
- План уроков по творчеству Гоголя Н.В. в 9 классе
- (УМК под ред. Коровиной В.Я. (8 часов)
1. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Специфика жанра.
2. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков. Манилов. Коробочка.
3. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков. Собакевич. Плюшкин.
4. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города.
5. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова. 11 глава
6. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа, автора в поэме.
7. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос.
Пробуждение интереса учеников.
Момент 1 Выявление проблемы
- При рассмотрении образов помещиков ученик задал вопрос:
- «А что здесь плохого, если помещик хочет выгодно продать и получить при этом выгоду?»
- Этот вопрос даёт возможность обратиться к рассмотрению нравственных норм, к понятию греха, безнравственности. К вопросу о том, почему Данте в 13 веке обращается к описанию грехов человеческого рода и почему Гоголь Н.В. заинтересован идеей воплощения своих размышлений о греховности человека.
Пробуждение интереса учеников. Момент 2 Удивление
Чтение и анализ лирического отступления в конце главы 5.
Определите, откуда (с какой точки?) Гоголь смотрит на Россию?
« Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли».
Пробуждение интереса учеников
Момент 3 Парадокс
- Изучая образы помещиков, познакомились с таким наблюдением :
- Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, время действия — май.
- Коробочка в это время урожай собирает, значит, происходит это в сентябре.
- У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима.
- Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки.
- Случайно ли это? Обратив внимание на течение времени в поэме, поняли, что надо не просто знакомиться с персонажами, а раскрыть замысел писателя.
.
Таким образом возникла необходимость разобраться в замысле Гоголя, что позволило обратиться к знакомству с поэмой «Божественная комедия».
Поэма «Мёртвые души», по задумке Гоголя , должна была состоять из 3 частей, как у Данте.
- Чтобы ответить на трудные вопросы поэмы, понять замысел Гоголя, обратимся к поэме Данте и его «Божественной комедии» сразу после изучения первых шести глав.
- Важно: обращение к поэме Данте было понятно ученикам, а некоторые, как оказалось, читают эту поэму самостоятельно .
- Две ученицы занялись подготовкой сообщения о Данте и презентации по композиции поэмы. Остальные ученики получили задание к уроку повторить характеристики помещиков.