СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мастер-классу"Развитие социально- эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к мастер- классу "Развитие социально-  эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста" . Является наглядным материалом к докладу по мастер-классу

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу"Развитие социально- эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"»

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №49 «Веселые нотки» городского округа Тольятти, Самарской области Мастер-класс для педагогов  на тему :  « Развитие социально- эмоционального интеллекта  детей дошкольного возраста» 1 часть - теоретическая Подготовила: Воспитатель: Тришина Юлия Юрьевна

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №49 «Веселые нотки» городского округа Тольятти, Самарской области

Мастер-класс для педагогов

на тему :

« Развитие социально- эмоционального интеллекта

детей дошкольного возраста»

1 часть - теоретическая

Подготовила:

Воспитатель: Тришина Юлия Юрьевна

Цель : Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.

Задачи :

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование новых методов и приемов в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

3. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

 Проблема В современном обществе растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения . Актуальность Происходят изменения в российском обществе и образовании, растет потребность общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм,  отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способностью к сотрудничеству Поэтому для современных людей проблема компетентности в процессах понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро.

Проблема

В современном обществе растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения .

Актуальность

Происходят изменения в российском обществе и образовании, растет потребность общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм, отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способностью к сотрудничеству Поэтому для современных людей проблема компетентности в процессах понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро.

В реализации ФГОС ДО перед педагогами стоит задача - развитие всех сфер деятельности дошкольников, а одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их социально-эмоционального благополучия.   Требования ФГОС ДО направлены на создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивающей их эмоциональное благополучие, формирование у них социально- эмоционального интеллекта и требуют от нас, педагогов, использование новых подходов в воспитательно- образовательном процессе .  В разделе ОО «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации ООП ДО включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям

В реализации ФГОС ДО перед педагогами стоит задача - развитие всех сфер деятельности дошкольников, а одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их социально-эмоционального благополучия.

  Требования ФГОС ДО направлены на создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивающей их эмоциональное благополучие, формирование у них социально- эмоционального интеллекта и требуют от нас, педагогов, использование новых подходов в воспитательно- образовательном процессе .

В разделе ОО «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Требования к условиям реализации ООП ДО включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям

Дошкольный возраст- период становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов, т.е. это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности.

В последние годы наблюдается ухудшение в целом состояние здоровья детей дошкольного возраста, а также рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы:

  • неустойчивость эмоционально – волевой сферы;
  • трудности в установлении коммуникативных контактов;
  • проявление эмоциональных расстройств;
  • симптомы органического инфантилизма;
  • недостаточная степень сформированности умения управлять своими эмоциями и умения реагировать на разное выражение эмоционального состояния других членов детского коллектива;
  • неумение взаимодействовать в ситуации эмоционального состояния с другими членами коллектива.

Формирование социально- эмоционального интеллекта - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога , которое возможно выполнить лишь при определенных условиях:

  • через непосредственное общение с ребенком,
  • через уважительное отношение к каждому ребенку,

к его чувствам и потребностям

Что такое социальный интеллект? Социальный интеллект –  это фактор социальной адаптации личности, это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды, является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия Социальный интеллект развивается в процессе социализации при взаимодействии в субъект - субъектных отношении, обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов), позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Проблематикой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, представители отечественной психологии: М. И. Бобнева, Геранюшкина Г. П., О. Б. Чеснокова, Е. В. Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до сих пор недостаточно освещен.

Что такое социальный интеллект?

Социальный интеллект – это фактор социальной адаптации личности, это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды, является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия

Социальный интеллект развивается в процессе социализации при взаимодействии в субъект - субъектных отношении, обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов), позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

Проблематикой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, представители отечественной психологии: М. И. Бобнева, Геранюшкина Г. П., О. Б. Чеснокова, Е. В. Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до сих пор недостаточно освещен.

 Социальное интеллект ребенка дошкольного возраста -  Это процессы усваивания ценностей, традиций и культуры общества, в котором ребенку предстоит жить, его способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного и опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей. Критерии социального интеллекта дошкольника: эмоционально-мотивационные  (самооценка, уровень развития эмпатии; мотивация коммуникации и взаимодействия); когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению); поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение

Социальное интеллект ребенка дошкольного возраста -

Это процессы усваивания ценностей, традиций и культуры общества, в

котором ребенку предстоит жить, его способность понимать состояние и

мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики

ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного и опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.

Критерии социального интеллекта дошкольника:

  • эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии; мотивация коммуникации и взаимодействия);
  • когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);
  • поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение
Что же такое «эмоции» и как они выражаются? Эмоции  (от лат. emovea — потрясаю, волную) - это переживание человеком  своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности; субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.  Выразительные формы эмоций : жесты (движения рук), мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса), вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение)  Классификация К. Изарда: фундаментальные эмоции (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.), Производные  - все  остальные эмоции

Что же такое «эмоции» и как они выражаются?

Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) - это переживание человеком

своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей

действительности; субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.

Выразительные формы эмоций :

  • жесты (движения рук),
  • мимика (движения мышц лица),
  • пантомимика (движения всего тела),
  • эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
  • вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение)

Классификация К. Изарда:

  • фундаментальные эмоции (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.),
  • Производные - все остальные эмоции
Что же такое «эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект  (EQ, от англ. emotional intelligence, EI) –  это ментальная способность, которая объединяет в себе самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение человека распознавать чувства и эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, умение вызвать нужные нам эмоции созидания ; способность управлять как своими, так и эмоциями других людей в целях решения практических задач , уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими .  Проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются специалисты по всему миру такие как:  Дж. Мейер и П.Саловей, К. Изард, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Исследователи установили, что успешность человека в личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 20% от умственного развития

Что же такое «эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ, от англ. emotional intelligence, EI) –

это ментальная способность, которая объединяет в себе самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение человека распознавать чувства и эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, умение вызвать нужные нам эмоции созидания ; способность управлять как своими, так и эмоциями других людей в целях решения практических задач , уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими .

Проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются специалисты по всему миру такие как: Дж. Мейер и П.Саловей, К. Изард, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.

Исследователи установили, что успешность человека в личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 20% от умственного развития

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста

Это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом

В дошкольном возрасте идет активное эмоциональное интеллекта, который приобретается с особой важностью:

  • Осваиваются высшие формы экспрессии (выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики);
  • Формируется умение понять переживания другого человека («открыть» их для себя);
  • Развиваются умения управлять своими эмоциями в трудных ситуациях .

Неумение перерабатывать собственные эмоции - основа многих психосоматических заболеваний .

Умение разбираться в собственных чувствах и управлять – фактор , укрепляющий психическое здоровье ребенка

Результаты мониторингов подтверждают :

  • у детей дошкольного плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
  • недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
  • недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
 Социально-эмоциональный интеллект-  это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным  в обществе. Формирование социально-эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является  очень значимым, прочным и принимает характер установки. Модель развития социально-эмоционального интеллекта Социально-эмоциональный интеллект Внутриличностная компетентность Межличностная (социальная) компетентность социальная чуткость -восприимчивость (умение устанавливать контакты с разными людьми ) управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты). самоконтроль - управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями) самосознание - самовосприятие (образ

Социально-эмоциональный интеллект-

это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным

в обществе.

Формирование социально-эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является

очень значимым, прочным и принимает характер установки.

Модель развития социально-эмоционального интеллекта

Социально-эмоциональный интеллект

Внутриличностная компетентность

Межличностная (социальная) компетентность

социальная чуткость -восприимчивость (умение устанавливать контакты с разными людьми )

управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

самоконтроль - управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями)

самосознание - самовосприятие (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя)

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения

Развитие социально- эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс . Работа в ДОУ по развитию детей в этом должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно, как в групповой, так и в подгрупповой , а также в индивидуальной деятельности детей. Целевой ориентир : «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Развитие социально- эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс .

Работа в ДОУ по развитию детей в этом должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно, как в групповой, так и в подгрупповой , а также в индивидуальной деятельности детей.

Целевой ориентир : «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Цель развития социально- эмоционального интеллекта дошкольников

Формировать у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению

к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Развивать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни .

Задачи :

  • Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них;
  • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
  • Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении;
  • Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
  • Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
  • Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Содержание зависит от:

  • организации предметно- развивающей среды,
  • от комфортной организация режимных моментов,
  • оптимизации двигательной деятельности через организацию физкультурно оздоровительных мероприятий

Формы и методы:

  • игротерапия (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры и т.д.).
  •   Обучающие беседы, рассказ воспитателя
  • Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.  
  • Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
  • Арт-терапия  и направленное рисование (на определенные темы)
  • Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика).
  • Психолого – педагогическая проектная деятельность
  • Посещение комнаты психологической разгрузки и другие релаксационные методы
  • Ведение «Календаря эмоций», разделов «Мои/наши достижения», «Наши добрые дела», «Наши праздники» и пр.;
  • Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д., в том числе и наглядно- символические обозначения);
  • Чтение художественной литературы;
  • Прослушивание музыкальных произведений;
  • театрализованная деятельность, связанная с принятием на себя роли того или иного персонажа
  • Интерактивные игры и беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами
 Работа с родителями Цель педагогов и ДОУ: создать единую благоприятную, эмоциональную атмосферу развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательно- образовательного процесса и систематическое взаимодействие  ДОУ и семьи, используя как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы.  Формы и методы работы с родителями по развитию социально- эмоционального интеллекта:  папки – передвижки, информационные стенды,  консультации и рекомендации педагогов  и психолога, психологические тренинги;   беседы, проекты, групповые родительские собрания, совместные досуговые праздники и прогулки, открытые занятия;  организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми. У детей развивается мотивация к обучению, у педагога- повышается авторитет, родители самообразовываются, ощущают свою значимость в ДОУ, улучшается общение с детьми

Работа с родителями

Цель педагогов и ДОУ: создать единую благоприятную, эмоциональную атмосферу развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательно- образовательного процесса и систематическое взаимодействие ДОУ и семьи, используя как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы.

Формы и методы

работы с родителями по развитию социально- эмоционального интеллекта:

  • папки – передвижки,
  • информационные стенды,
  • консультации и рекомендации педагогов

и психолога,

  • психологические тренинги;
  •   беседы,
  • проекты,
  • групповые родительские собрания,
  • совместные досуговые праздники и прогулки,
  • открытые занятия;
  • организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми.
  • У детей развивается мотивация к обучению,
  • у педагога- повышается авторитет,
  • родители самообразовываются, ощущают свою значимость в ДОУ, улучшается общение с детьми

Мониторинга развития

социально- эмоционального развития детей дошкольного возраста

Учет особенностей в социально-эмоциональном развитии детей является значимым, так как позволяет педагогу организовать такое межличностное взаимодействие, которое позволит детям успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве.

Альбом для экспресс- диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста:

Разработана по аналогии с тестом «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда.

Обследование детей по данной методике содержит четыре блока заданий и иллюстративного материала (4 субтеста) :

1 субтест -определяется способность ребенка предположить последствия поведения человека в определенной ситуации и предсказать то, что произойдет в дальнейшем;

2 субтест- выявляется способность ребенка понимать эмоции, выражать их самому, применять нужную эмоцию в определенной ситуации.

3 субтест -исследуется способность ребенка определять, что в данной ситуации принято говорить;

4 Субтест -выясняется, понимает ли ребенок логику развития ситуации, взаимодействие и значение поведения людей в ней.

Альбом для экспресс- диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста: в 3-х рабочих тетрадях», под ред. Н. В. Микляевой. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017.

Вывод по теоретической части Социально- эмоциональное развитие - это залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед нами, педагогами и родителями, стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем. Работа по развитию в этом направлении должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно.

Вывод по теоретической части

Социально- эмоциональное развитие - это залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед нами, педагогами и родителями, стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем. Работа по развитию в этом направлении должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно.

2 часть – практическая

  • Дидактическая игра с движением «Если весело живется »

Цель: создать положительный эмоциональный, настрой на совместную работу,

самосознание

2. Дидактическая игра «Встаньте все те кто…» или « Поднимите руку те, кто…»

Цель: создать положительный эмоциональный, развитие социально- эмоционального интеллекта (самосознание- образ "Я", понимание "психологического устройства" себя)

3 . Дидактическая игра «Продолжи фразу и покажи»

(интерактивная педагогическая технология «По цепочке», «Мозговой штурм»)

Цель: формирование социально- эмоционального интеллекта (социальная чуткость, восприимчивость), логического мышления, творческого воображения Выступающий задает вопросы, а участники отвечают .

4. Психологическая игра (мимика и жесты) «Передавалки»

( Интерактивная педагогическая технология «По цепочке», «По кругу» )

Цель: формирование эмоционального фона в группе, формирование социально- эмоционнального интеллекта ( управление отношениями, умение устанавливать контакты с разными людьми ) , передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом ( с помощью мимики, жестов), творческого воображения

5. Дидактическая игра «Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать социально- эмоционального интеллекта (социальная чуткость, восприимчивость),

6.Психологическая игра «Воспитай свой страх, ужас, боязнь..»

Цель: формирование социально- эмоционального интеллекта( самоконтроль-

управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями).

7. Дидактическая игра «Я могу/Я делаю …»

Цель: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования социально- эмоционального интеллекта в достижении целей. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем.

8. Дидактическая игра «Три полезных Я»

Цель: использования социально- эмоционального интеллекта, установление обратной связи, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Вывод по практической части

Небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что знание и умелое использование методов и технологий направленных на развитие социально- эмоционального интеллекта придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка. Хочется сказать, что важнейшие составляющие социально- эмоционального интеллекта это:

  • у мение понять свои эмоции и управлять ими,
  • справляться со сложными и стрессовыми ситуациями,
  • развить и использовать социально- эмоциональный интеллекта в достижении целей ,
  • умение распознавать и признавать чувства других взаимодействовать с окружающими, находить с ними общие точки соприкосновения, иметь  способность представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, уметь быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства.
Вывод по практической части Небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что знание и умелое  использование методов и технологий направленных на развитие социально- эмоционального интеллекта придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка. Хочется сказать, что важнейшие составляющие социально- эмоционального интеллекта это:  у мение понять свои эмоции и управлять ими, справляться со сложными и стрессовыми ситуациями,  развить и использовать социально- эмоциональный интеллекта в достижении целей ,  умение распознавать и признавать чувства других взаимодействовать с окружающими,  находить с ними общие точки соприкосновения, иметь  способность представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, уметь быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства .

Вывод по практической части

Небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что знание и умелое

использование методов и технологий направленных на развитие социально-

эмоционального интеллекта придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка. Хочется сказать, что важнейшие составляющие социально- эмоционального интеллекта это:

  • у мение понять свои эмоции и управлять ими,
  • справляться со сложными и стрессовыми ситуациями,
  • развить и использовать социально- эмоциональный интеллекта в достижении целей ,
  • умение распознавать и признавать чувства других взаимодействовать с окружающими,
  • находить с ними общие точки соприкосновения,
  • иметь  способность представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, уметь быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства .
 Спасибо за внимание  и благодарю за  сотрудничество! Рефлексия Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать . Пусть то, что вы узнали на мастер-классе, станет для вас опорной точкой в работе с детьми по развитию у них социально- эмоционального интеллекта.  Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества.  Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Я вам приготовила небольшой сюрприз с пожеланием . Презентацию мастер класса, а также материалы по мастер-классу вы можете получить по ссылке указанных в раздаточных материалах (раздают раздаточный материал и сюрприз с пожеланием)

Спасибо за внимание

и

благодарю за

сотрудничество!

Рефлексия

Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить,

обучать и воспитывать .

Пусть то, что вы узнали на мастер-классе, станет для вас опорной точкой в работе с детьми по развитию у них социально- эмоционального интеллекта.

Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества.

Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом.

Я вам приготовила небольшой сюрприз с пожеланием . Презентацию мастер класса, а также материалы по мастер-классу вы можете получить по ссылке указанных в раздаточных материалах (раздают раздаточный материал и сюрприз с пожеланием)

Литература:

  • «Альбом для экспресс- диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста : в 3-х рабочих тетрадях» Под ред. Н. В. Микляевой. — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017.
  • Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  • Борохович Л.Ю. Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
  • . Вильшанская А.Д. Мир человека, я и мои чувства, настроение, эмоции: методические рекомендации к тематическому словарю в картинках.- М.: Школьная Пресса, 2011
  • Данилина Т.А., Зедгидзе В.Я., Сренина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2007.
  • Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства : дис. … канд. пед. наук : 13.01.01 / И. Ю. Исаева. – Ростов-на-Дону, 2011.
  • Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.
  • Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13.
  • Микляева Н. В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я № 2/2016
  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: АРКТИ, 1999.
  • Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
  • Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.

МАОУ детский сад №49 «Веселые нотки», г. о. Тольятти, Самарской обл.

Социально- эмоциональное развитие - это залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

Эмоциональный интеллект (EQ, от англ. emotional intelligence, EI) –

это ментальная способность, которая объединяет в себе самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение человека распознавать чувства и эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, умение вызвать нужные нам эмоции созидания ; способность управлять как своими, так и эмоциями других людей в целях решения практических задач , уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими

Мастер-класс для педагогов

на тему :

« Развитие социально- эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

Развитие социально- эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс.

Работа в ДОУ по развитию детей в этом должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно, как в групповой, так и в подгрупповой , а также в индивидуальной деятельности детей.

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста- это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом

Социально-эмоциональный интеллект- это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в обществе.

Подготовила:

Воспитатель:

Тришина Юлия Юрьевна

Контакты: Телефон: +79608475408; E- mail: [email protected]

Проблема

В современном обществе растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения.

Социальный интеллект – это фактор социальной адаптации личности, это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды

Дошкольный возраст- период становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов, т.е. это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности.

Формирование социально- эмоционального интеллекта –

одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога, которое возможно выполнить лишь при определенных условиях:

  • через непосредственное общение с ребенком,
  • через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям

Социальное интеллект ребенка дошкольного возраста -

Это процессы усваивания ценностей, традиций и культуры общества, в

котором ребенку предстоит жить, его способность понимать состояние и

мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики

ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного и опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей

Актуальность

Происходят изменения в российском обществе и образовании, растет потребность общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм, отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способностью к сотрудничеству. Поэтому для людей проблема компетентности в процессах понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро.

Требования ФГОС ДО направлены на создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивающей их эмоциональное благополучие, формирование у них социально- эмоционального интеллекта и требуют от нас, педагогов, использование новых подходов в воспитательно- образовательном процессе.

Критерии социального интеллекта дошкольника:

  • эмоционально-мотивационные
  • когнитивные
  • поведенческие