Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №49 «Веселые нотки» городского округа Тольятти, Самарской области
Мастер-класс для педагогов
на тему :
« Развитие социально- эмоционального интеллекта
детей дошкольного возраста»
1 часть - теоретическая
Подготовила:
Воспитатель: Тришина Юлия Юрьевна
Цель : Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.
Задачи :
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование новых методов и приемов в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
3. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.
4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы
5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.
Проблема
В современном обществе растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения .
Актуальность
Происходят изменения в российском обществе и образовании, растет потребность общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм, отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способностью к сотрудничеству Поэтому для современных людей проблема компетентности в процессах понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро.
В реализации ФГОС ДО перед педагогами стоит задача - развитие всех сфер деятельности дошкольников, а одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их социально-эмоционального благополучия.
Требования ФГОС ДО направлены на создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивающей их эмоциональное благополучие, формирование у них социально- эмоционального интеллекта и требуют от нас, педагогов, использование новых подходов в воспитательно- образовательном процессе .
В разделе ОО «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Требования к условиям реализации ООП ДО включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям
Дошкольный возраст- период становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов, т.е. это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности.
В последние годы наблюдается ухудшение в целом состояние здоровья детей дошкольного возраста, а также рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы:
- неустойчивость эмоционально – волевой сферы;
- трудности в установлении коммуникативных контактов;
- проявление эмоциональных расстройств;
- симптомы органического инфантилизма;
- недостаточная степень сформированности умения управлять своими эмоциями и умения реагировать на разное выражение эмоционального состояния других членов детского коллектива;
- неумение взаимодействовать в ситуации эмоционального состояния с другими членами коллектива.
Формирование социально- эмоционального интеллекта - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога , которое возможно выполнить лишь при определенных условиях:
- через непосредственное общение с ребенком,
- через уважительное отношение к каждому ребенку,
к его чувствам и потребностям
Что такое социальный интеллект?
Социальный интеллект – это фактор социальной адаптации личности, это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды, является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия
Социальный интеллект развивается в процессе социализации при взаимодействии в субъект - субъектных отношении, обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов), позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.
Проблематикой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, представители отечественной психологии: М. И. Бобнева, Геранюшкина Г. П., О. Б. Чеснокова, Е. В. Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до сих пор недостаточно освещен.
Социальное интеллект ребенка дошкольного возраста -
Это процессы усваивания ценностей, традиций и культуры общества, в
котором ребенку предстоит жить, его способность понимать состояние и
мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики
ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного и опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.
Критерии социального интеллекта дошкольника:
- эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии; мотивация коммуникации и взаимодействия);
- когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);
- поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение
Что же такое «эмоции» и как они выражаются?
Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) - это переживание человеком
своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей
действительности; субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
Выразительные формы эмоций :
- жесты (движения рук),
- мимика (движения мышц лица),
- пантомимика (движения всего тела),
- эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
- вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение)
Классификация К. Изарда:
- фундаментальные эмоции (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.),
- Производные - все остальные эмоции
Что же такое «эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (EQ, от англ. emotional intelligence, EI) –
это ментальная способность, которая объединяет в себе самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение человека распознавать чувства и эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, умение вызвать нужные нам эмоции созидания ; способность управлять как своими, так и эмоциями других людей в целях решения практических задач , уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими .
Проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются специалисты по всему миру такие как: Дж. Мейер и П.Саловей, К. Изард, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.
Исследователи установили, что успешность человека в личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 20% от умственного развития
Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста
Это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом
В дошкольном возрасте идет активное эмоциональное интеллекта, который приобретается с особой важностью:
- Осваиваются высшие формы экспрессии (выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики);
- Формируется умение понять переживания другого человека («открыть» их для себя);
- Развиваются умения управлять своими эмоциями в трудных ситуациях .
Неумение перерабатывать собственные эмоции - основа многих психосоматических заболеваний .
Умение разбираться в собственных чувствах и управлять – фактор , укрепляющий психическое здоровье ребенка
Результаты мониторингов подтверждают :
- у детей дошкольного плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
- недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
- недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
Социально-эмоциональный интеллект-
это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным
в обществе.
Формирование социально-эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является
очень значимым, прочным и принимает характер установки.
Модель развития социально-эмоционального интеллекта
Социально-эмоциональный интеллект
Внутриличностная компетентность
Межличностная (социальная) компетентность
социальная чуткость -восприимчивость (умение устанавливать контакты с разными людьми )
управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
самоконтроль - управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями)
самосознание - самовосприятие (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя)
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения
Развитие социально- эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс .
Работа в ДОУ по развитию детей в этом должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно, как в групповой, так и в подгрупповой , а также в индивидуальной деятельности детей.
Целевой ориентир : «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».
Цель развития социально- эмоционального интеллекта дошкольников :
Формировать у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению
к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Развивать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни .
Задачи :
- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них;
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении;
- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
Содержание зависит от:
- организации предметно- развивающей среды,
- от комфортной организация режимных моментов,
- оптимизации двигательной деятельности через организацию физкультурно оздоровительных мероприятий
Формы и методы:
- игротерапия (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры и т.д.).
- Обучающие беседы, рассказ воспитателя
- Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.
- Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
- Арт-терапия и направленное рисование (на определенные темы)
- Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика).
- Психолого – педагогическая проектная деятельность
- Посещение комнаты психологической разгрузки и другие релаксационные методы
- Ведение «Календаря эмоций», разделов «Мои/наши достижения», «Наши добрые дела», «Наши праздники» и пр.;
- Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д., в том числе и наглядно- символические обозначения);
- Чтение художественной литературы;
- Прослушивание музыкальных произведений;
- театрализованная деятельность, связанная с принятием на себя роли того или иного персонажа
- Интерактивные игры и беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами
Работа с родителями
Цель педагогов и ДОУ: создать единую благоприятную, эмоциональную атмосферу развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательно- образовательного процесса и систематическое взаимодействие ДОУ и семьи, используя как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы.
Формы и методы
работы с родителями по развитию социально- эмоционального интеллекта:
- папки – передвижки,
- информационные стенды,
- консультации и рекомендации педагогов
и психолога,
- психологические тренинги;
- беседы,
- проекты,
- групповые родительские собрания,
- совместные досуговые праздники и прогулки,
- открытые занятия;
- организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми.
- У детей развивается мотивация к обучению,
- у педагога- повышается авторитет,
- родители самообразовываются, ощущают свою значимость в ДОУ, улучшается общение с детьми
Мониторинга развития
социально- эмоционального развития детей дошкольного возраста
Учет особенностей в социально-эмоциональном развитии детей является значимым, так как позволяет педагогу организовать такое межличностное взаимодействие, которое позволит детям успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве.
Альбом для экспресс- диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста:
Разработана по аналогии с тестом «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда.
Обследование детей по данной методике содержит четыре блока заданий и иллюстративного материала (4 субтеста) :
1 субтест -определяется способность ребенка предположить последствия поведения человека в определенной ситуации и предсказать то, что произойдет в дальнейшем;
2 субтест- выявляется способность ребенка понимать эмоции, выражать их самому, применять нужную эмоцию в определенной ситуации.
3 субтест -исследуется способность ребенка определять, что в данной ситуации принято говорить;
4 Субтест -выясняется, понимает ли ребенок логику развития ситуации, взаимодействие и значение поведения людей в ней.
Альбом для экспресс- диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста: в 3-х рабочих тетрадях», под ред. Н. В. Микляевой. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017.
Вывод по теоретической части
Социально- эмоциональное развитие - это залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед нами, педагогами и родителями, стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем. Работа по развитию в этом направлении должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно.
2 часть – практическая
- Дидактическая игра с движением «Если весело живется »
Цель: создать положительный эмоциональный, настрой на совместную работу,
самосознание
2. Дидактическая игра «Встаньте все те кто…» или « Поднимите руку те, кто…»
Цель: создать положительный эмоциональный, развитие социально- эмоционального интеллекта (самосознание- образ "Я", понимание "психологического устройства" себя)
3 . Дидактическая игра «Продолжи фразу и покажи»
(интерактивная педагогическая технология «По цепочке», «Мозговой штурм»)
Цель: формирование социально- эмоционального интеллекта (социальная чуткость, восприимчивость), логического мышления, творческого воображения Выступающий задает вопросы, а участники отвечают .
4. Психологическая игра (мимика и жесты) «Передавалки»
( Интерактивная педагогическая технология «По цепочке», «По кругу» )
Цель: формирование эмоционального фона в группе, формирование социально- эмоционнального интеллекта ( управление отношениями, умение устанавливать контакты с разными людьми ) , передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом ( с помощью мимики, жестов), творческого воображения
5. Дидактическая игра «Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать социально- эмоционального интеллекта (социальная чуткость, восприимчивость),
6.Психологическая игра «Воспитай свой страх, ужас, боязнь..»
Цель: формирование социально- эмоционального интеллекта( самоконтроль-
управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями).
7. Дидактическая игра «Я могу/Я делаю …»
Цель: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования социально- эмоционального интеллекта в достижении целей. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем.
8. Дидактическая игра «Три полезных Я»
Цель: использования социально- эмоционального интеллекта, установление обратной связи, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни Обобщение и обмен педагогическим опытом.
Вывод по практической части
Небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что знание и умелое использование методов и технологий направленных на развитие социально- эмоционального интеллекта придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка. Хочется сказать, что важнейшие составляющие социально- эмоционального интеллекта это:
- у мение понять свои эмоции и управлять ими,
- справляться со сложными и стрессовыми ситуациями,
- развить и использовать социально- эмоциональный интеллекта в достижении целей ,
- умение распознавать и признавать чувства других взаимодействовать с окружающими, находить с ними общие точки соприкосновения, иметь способность представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, уметь быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства.
Вывод по практической части
Небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что знание и умелое
использование методов и технологий направленных на развитие социально-
эмоционального интеллекта придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка. Хочется сказать, что важнейшие составляющие социально- эмоционального интеллекта это:
- у мение понять свои эмоции и управлять ими,
- справляться со сложными и стрессовыми ситуациями,
- развить и использовать социально- эмоциональный интеллекта в достижении целей ,
- умение распознавать и признавать чувства других взаимодействовать с окружающими,
- находить с ними общие точки соприкосновения,
- иметь способность представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, уметь быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства .
Спасибо за внимание
и
благодарю за
сотрудничество!
Рефлексия
Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить,
обучать и воспитывать .
Пусть то, что вы узнали на мастер-классе, станет для вас опорной точкой в работе с детьми по развитию у них социально- эмоционального интеллекта.
Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества.
Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом.
Я вам приготовила небольшой сюрприз с пожеланием . Презентацию мастер класса, а также материалы по мастер-классу вы можете получить по ссылке указанных в раздаточных материалах (раздают раздаточный материал и сюрприз с пожеланием)
Литература:
- «Альбом для экспресс- диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста : в 3-х рабочих тетрадях» Под ред. Н. В. Микляевой. — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017.
- Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Борохович Л.Ю. Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
- . Вильшанская А.Д. Мир человека, я и мои чувства, настроение, эмоции: методические рекомендации к тематическому словарю в картинках.- М.: Школьная Пресса, 2011
- Данилина Т.А., Зедгидзе В.Я., Сренина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2007.
- Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства : дис. … канд. пед. наук : 13.01.01 / И. Ю. Исаева. – Ростов-на-Дону, 2011.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.
- Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13.
- Микляева Н. В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я № 2/2016
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: АРКТИ, 1999.
- Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.
МАОУ детский сад №49 «Веселые нотки», г. о. Тольятти, Самарской обл.
Социально- эмоциональное развитие - это залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.
Эмоциональный интеллект (EQ, от англ. emotional intelligence, EI) –
это ментальная способность, которая объединяет в себе самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение человека распознавать чувства и эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, умение вызвать нужные нам эмоции созидания ; способность управлять как своими, так и эмоциями других людей в целях решения практических задач , уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими
Мастер-класс для педагогов
на тему :
« Развитие социально- эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
Развитие социально- эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс.
Работа в ДОУ по развитию детей в этом должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно, как в групповой, так и в подгрупповой , а также в индивидуальной деятельности детей.
Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста- это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом
Социально-эмоциональный интеллект- это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в обществе.
Подготовила:
Воспитатель:
Тришина Юлия Юрьевна
Контакты: Телефон: +79608475408; E- mail: [email protected]
Проблема
В современном обществе растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения.
Социальный интеллект – это фактор социальной адаптации личности, это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды
Дошкольный возраст- период становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов, т.е. это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности.
Формирование социально- эмоционального интеллекта –
одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога, которое возможно выполнить лишь при определенных условиях:
- через непосредственное общение с ребенком,
- через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
Социальное интеллект ребенка дошкольного возраста -
Это процессы усваивания ценностей, традиций и культуры общества, в
котором ребенку предстоит жить, его способность понимать состояние и
мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики
ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного и опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей
Актуальность
Происходят изменения в российском обществе и образовании, растет потребность общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм, отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способностью к сотрудничеству. Поэтому для людей проблема компетентности в процессах понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро.
Требования ФГОС ДО направлены на создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивающей их эмоциональное благополучие, формирование у них социально- эмоционального интеллекта и требуют от нас, педагогов, использование новых подходов в воспитательно- образовательном процессе.
Критерии социального интеллекта дошкольника:
- эмоционально-мотивационные
- когнитивные
- поведенческие