СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к обобщающему урок-игре в 5 классе по теме: «Словообразование»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к обобщающему урок-игре  в 5 классе по теме: «Словообразование»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к обобщающему урок-игре в 5 классе по теме: «Словообразование»»

ОБОБЩАЮЩИЙ  УРОК -ИГРА  по теме   ПОДГОТОВИЛА учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 2 г. Нарткала КАНКУЛОВА МАРИТА ИНАЛБИЕВНА. 2017-2018 учебный год.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК -ИГРА по теме

ПОДГОТОВИЛА

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 2 г. Нарткала

КАНКУЛОВА

МАРИТА ИНАЛБИЕВНА.

2017-2018 учебный год.

 ЦЕЛЬ УРОКА:   1) Обобщить и углубить знания по разделу «Словообразование»;   2) обогатить словарный запас учащихся;   3) привить учащимся любовь к грамотной и богатой речи.

ЦЕЛЬ УРОКА: 1) Обобщить и углубить знания по разделу «Словообразование»; 2) обогатить словарный запас учащихся; 3) привить учащимся любовь к грамотной и богатой речи.

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: 1.1. Индивидуальная работа по карточкам. 1.2. Фронтальный опрос с использованием слайдов. 1.3. Проверка письменного домашнего задания (пословицы и поговорки, стишки, посвященные матери).
  • 1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
  • 1.1. Индивидуальная работа по карточкам.
  • 1.2. Фронтальный опрос с использованием слайдов.
  • 1.3. Проверка письменного домашнего задания (пословицы и поговорки, стишки, посвященные матери).
Что такое словообразование? Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного? Что такое морфема? Какие морфемы используются для образования новых слов? Какая морфема образует форму слова? С какими способами образования новых слов вы знакомы?
  • Что такое словообразование?
  • Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного?
  • Что такое морфема?
  • Какие морфемы используются для образования новых слов?
  • Какая морфема образует форму слова?
  • С какими способами образования новых слов вы знакомы?
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ (повторение) ПРИСТАВОЧНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПРИСТАВОЧНО – СУФФИКСАЛЬНЫЙ СЛОЖЕНИЕ ДВУХ ОСНОВ АББРЕВИАТУРА СЛОЖЕНИЕ ДВУХ СЛОВ

СПОСОБЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

СЛОВ

(повторение)

ПРИСТАВОЧНЫЙ

СУФФИКСАЛЬНЫЙ

ПРИСТАВОЧНО –

СУФФИКСАЛЬНЫЙ

СЛОЖЕНИЕ

ДВУХ ОСНОВ

АББРЕВИАТУРА

СЛОЖЕНИЕ

ДВУХ СЛОВ

ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ улететь влететь вылететь слететь подлететь лететь долететь взлететь полететь прилететь отлететь залететь

ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

улететь

влететь

вылететь

слететь

подлететь

лететь

долететь

взлететь

полететь

прилететь

отлететь

залететь

 ОБРАЗЕЦ: НОЧЬ БЕЗ ЗВЕЗД –БЕЗЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ.  Небо без облаков. Зима без снега. Даль без предела. Ночь без сна. Рыцарь без страха. Человек без жалости. Труд без пользы. Небо без звезд. Малыш без защиты. Гласный без ударения. Жидкость без цвета. Крестьянин без земли. Пропасть без дна.

ОБРАЗЕЦ: НОЧЬ БЕЗ ЗВЕЗД –БЕЗЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ.

Небо без облаков. Зима без снега.

Даль без предела. Ночь без сна.

Рыцарь без страха. Человек без жалости.

Труд без пользы. Небо без звезд.

Малыш без защиты. Гласный без ударения.

Жидкость без цвета. Крестьянин без земли.

Пропасть без дна.

ИГРА «ДОПИШИ НЕДОСТАЮЩИЕ БУКВЫ» (суффиксальный способ образования слов)  ик ик ек оват (ый) у а тель ш к(а)

ИГРА

«ДОПИШИ НЕДОСТАЮЩИЕ БУКВЫ»

(суффиксальный способ образования слов)

ик

ик

ек

оват

(ый)

у

а

тель

ш

к(а)

ИГРА «ДОПИШИ НЕДОСТАЮЩИЕ БУКВЫ» (суффиксальный способ образования слов)  д з О о м з н ик а г о Т м в л о о С ик у о Ч с л б ек п о оват и т (ый) В у а тель ш к(а)

ИГРА

«ДОПИШИ НЕДОСТАЮЩИЕ БУКВЫ»

(суффиксальный способ образования слов)

д

з

О

о

м

з

н

ик

а

г

о

Т

м

в

л

о

о

С

ик

у

о

Ч

с

л

б

ек

п

о

оват

и

т

(ый)

В

у

а

тель

ш

к(а)

ИГРА «ЗАПОЛНИТЬ КВАДРАТ». (сложение двух основ) с а м О л О е О т О О О Е

ИГРА «ЗАПОЛНИТЬ КВАДРАТ».

(сложение двух основ)

с

а

м

О

л

О

е

О

т

О

О

О

Е

 Я люблю см…треть, как мама улыбае(т,ть)ся. Лицо (у)нее кругл… и ям…чки на щ…ках, а гла(з,с)ки ясные, синие. Если мам…чка сидит у (а,о)кна и солнечный луч… (с)боку светит, падает маме прямо (в) глаза - хрусталинки ее г…рят, словно пр…зрачные камушки.  Мама моя добрая, ее я злой н…когда (е,и)ще (не)видел. Даже к…гда серди(т,ть)ся, она все (равно) добрая. Вол…сы у мамы ру(с,сс)ые, она их (в) косы з…плетает и укладывает к…льцом на г…л…ве. За это папа з…вет ее солнышком.

Я люблю см…треть, как мама улыбае(т,ть)ся. Лицо (у)нее кругл… и ям…чки на щ…ках, а гла(з,с)ки ясные, синие. Если мам…чка сидит у (а,о)кна и солнечный луч… (с)боку светит, падает маме прямо (в) глаза - хрусталинки ее г…рят, словно пр…зрачные камушки.

Мама моя добрая, ее я злой н…когда (е,и)ще (не)видел. Даже к…гда серди(т,ть)ся, она все (равно) добрая. Вол…сы у мамы ру(с,сс)ые, она их (в) косы з…плетает и укладывает к…льцом на г…л…ве. За это папа з…вет ее солнышком.

1.1. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. 1.2. Озаглавить текст. 1.3. Определить основную мысль текста. 1.4. Объяснить значение следующих слов: ХРУСТАЛИНКИ и КОЛЬЦОМ (укладывает). 1.5. Произвести морфемный разбор слов ЯМОЧКИ, ГЛАЗКИ, МАМОЧКА, ХРУСТАЛИНКИ, КАМУШКИ, СОЛНЫШКОМ. ? Какую функцию выполняют все эти суффиксы?  Приведите свои примеры с подобными суффиксами.

1.1. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.

1.2. Озаглавить текст.

1.3. Определить основную мысль текста.

1.4. Объяснить значение следующих слов: ХРУСТАЛИНКИ и КОЛЬЦОМ (укладывает).

1.5. Произвести морфемный разбор слов ЯМОЧКИ, ГЛАЗКИ, МАМОЧКА, ХРУСТАЛИНКИ, КАМУШКИ, СОЛНЫШКОМ.

? Какую функцию выполняют все эти суффиксы?

Приведите свои примеры с подобными суффиксами.

Работа с учебником Упражнение 455 Озаглавить текст. Объяснить орфограммы. Синтаксический разбор предложения №4 ( Я нарвал большой букет этих цветов). Фонетический разбор слов (озера, его, чашечки).

Работа с учебником

Упражнение 455

  • Озаглавить текст.
  • Объяснить орфограммы.
  • Синтаксический разбор предложения №4 ( Я нарвал большой букет этих цветов).
  • Фонетический разбор слов (озера, его, чашечки).

ОБРАЗЕЦ: знаменитый языковед – извесТный языковед Огромный стадион ---- Храбрый офицер ----- Сильный ветер ----- Разговорная речь ----- Печальный рассказ ----- Здешний житель ----- Жестокий враг ---- Дождливая погода ----- Бесплатное пользование -----

ОБРАЗЕЦ:

знаменитый языковед – извесТный языковед

Огромный стадион ----

Храбрый офицер -----

Сильный ветер -----

Разговорная речь -----

Печальный рассказ -----

Здешний житель -----

Жестокий враг ----

Дождливая погода -----

Бесплатное пользование -----

ОБРАЗЕЦ: знаменитый языковед – извесТный языковед Огромный стадион ---- (гиганТский) Храбрый офицер ----- (доблесТный) Сильный ветер -----(яросТный) Разговорная речь -----(усТная) Печальный рассказ -----(грусТный) Здешний житель -----(месТный) Жестокий враг ----(безжалосТный) Дождливая погода -----(ненасТная) Бесплатное пользование ----- (безвозмезДное) ЗАПИСЬ В СЛОВАРИ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЙ --- бесплатный, неоплачиваемый. (составить предложение с данным словом).

ОБРАЗЕЦ: знаменитый языковед – извесТный языковед

Огромный стадион ---- (гиганТский)

Храбрый офицер ----- (доблесТный)

Сильный ветер -----(яросТный)

Разговорная речь -----(усТная)

Печальный рассказ -----(грусТный)

Здешний житель -----(месТный)

Жестокий враг ----(безжалосТный)

Дождливая погода -----(ненасТная)

Бесплатное пользование ----- (безвозмезДное)

ЗАПИСЬ В СЛОВАРИ

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЙ --- бесплатный, неоплачиваемый.

(составить предложение с данным словом).

 ОБРАЗЕЦ: письменный экзамен --- усТный экзамен Печальное событие ----- Ранний час ----- Несчастный случай ----- Малое предприятие ----- Незнакомый текст ----- Любимое дело ----- Знаменитый поэт -----

ОБРАЗЕЦ:

письменный экзамен --- усТный экзамен

Печальное событие -----

Ранний час -----

Несчастный случай -----

Малое предприятие -----

Незнакомый текст -----

Любимое дело -----

Знаменитый поэт -----

 ОБРАЗЕЦ: письменный экзамен --- усТный экзамен  Печальное событие ----- (радосТное) Ранний час ----- (позДний) Несчастный случай ----- (счасТливый) Малое предприятие ----- (гиганТское) Незнакомый текст ----- (извесТный) Любимое дело ----- (ненависТное) Знаменитый поэт ----- (неизвесТный)

ОБРАЗЕЦ: письменный экзамен --- усТный экзамен

Печальное событие ----- (радосТное)

Ранний час ----- (позДний)

Несчастный случай ----- (счасТливый)

Малое предприятие ----- (гиганТское)

Незнакомый текст ----- (извесТный)

Любимое дело ----- (ненависТное)

Знаменитый поэт ----- (неизвесТный)

дикор…стущие деревья вечнозеленые р…стения выр…сший клен известный р…стениевод  молодая пор…сль  морские водор…сли  юношеский возр…ст  непроходимые зар…сли

дикор…стущие деревья

вечнозеленые р…стения

выр…сший клен

известный р…стениевод

молодая пор…сль

морские водор…сли

юношеский возр…ст

непроходимые зар…сли

легкое прик…сновение неприк…сновенный запас к…сательная линия точки соприк…сновения  слегка к…саться  вопрос, к…сающийся реформы  осторожно прик…саться к утюгу  соприк…сновение с противником

легкое прик…сновение

неприк…сновенный запас

к…сательная линия

точки соприк…сновения

слегка к…саться

вопрос, к…сающийся реформы

осторожно прик…саться к утюгу

соприк…сновение с противником

традиц…я ц…пленок  редакц…я лисиц…н  молодц… ц…фра  ц…ркуль акац…я  спиц… нарц…сс  ц…рк ц…ган

традиц…я ц…пленок

редакц…я лисиц…н

молодц… ц…фра

ц…ркуль акац…я

спиц… нарц…сс

ц…рк ц…ган

Написать сочинение на тему «СЕРДЦЕ МАТЕРИ ЛУЧШЕ СОЛНЦА ГРЕЕТ» или подготовить стихотворение собственного сочинения на данную тему.

Написать сочинение на тему

«СЕРДЦЕ МАТЕРИ

ЛУЧШЕ СОЛНЦА ГРЕЕТ»

или подготовить

стихотворение собственного сочинения

на данную тему.