Технология «Обучающие тесты»: погружение в текст и контекст
- Обучающие тесты даются не в конце изученного материала, а в ходе анализа темы, такой метод называется «методом медленного чтения».
- Это многократное перечитывание текста, поскольку все задания выполняются в работе с текстом, а не в «удалении» от него, как на этапе контроля.
- Ученик сначала читает весь текст, а затем, последовательно выполняя задания и обдумывая вопросы, перечитывает эпизоды.
- Обучающий тест — это педагогический тест, включающий актуальный учебный материал, предназначенный для формирования у обучающегося определенного уровня знаний, навыков, умений и позволяющий осуществлять самоконтроль усвоения материала.
(В 1995 г. Кадневский В. М.)
Назначение:
- оценить успешность овладения конкретными знаниями или отдельными разделами учебной дисциплины,
- систематизировать знания и умения
- углубить познавательный интерес учащихся
- Задания тестового характера позволяют формировать одно из важнейших метапредметных умений: выявление главной информации в тексте.
- Используя обучающие тесты, мы направляем внимание учащихся .
- Обучающие тесты позволяют так организовать анализ текста, когда читатель- школьник сам, читая и перечитывая, ищет и находит в тексте главную информацию, соответствующую информационному запросу , выраженному в тестовом задании.
- Каждое тестовое задание содержит инструкцию, направляющую действия. Что нужно сделать:
- прочитать эпизод художественного текста или фрагмент статьи энциклопедии, статью толкового словаря;
- рассмотреть иллюстрации художников и сопоставить с эпизодами текста;
- озаглавить иллюстрации своими заголовками или подобрать цитаты;
- Сопоставить текст, эпизоды текста с другими соприродными произведениями искусства ( мультфильмом, эпизодом из художественного, документального фильма, произведениями живописи…
Плюсы :
- Применение других «опорных» (информационных) текстов, максимальная погруженность в текст, поиск информации, ее анализ и истолкование, выражение смысла в собственном высказывании, в микротексте. Это «цепочка» видов речемыслительной деятельности: чтение, анализ, осмысление, мысленное формулирование суждения (тезиса), письмо.
- Работа с текстом и «опорными» текстами создает ситуацию успешной учебной деятельности, когда ученик знает, что ответ будет найден в тексте. Не опасение допустить ошибку, а уверенность достойно выполнить задание, самостоятельно добиться высокого результата и осуществить самоконтроль.
Практика
Обучающие тестовые задания
Прочитайте рассказ «Хамелеон». Определите свое читательское впечатление. Запишите свое суждение или дополните предложенные варианты:
- А. Мне неприятны герои рассказа, так как _____________________________
- Б. Ситуация рассказа и его герои вызывают смех, потому что___________________
- В. Рассказ производит гнетущее впечатление, потому что герои рассказа___________________
2. Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.
Какие детали (подробности) описания базарной площади создают комический эффект? Запишите свое суждение.
3. Объясните, с какой целью в экспозиции рассказа автор указывает на «новую шинель» и «узелок в руке» полицейского надзирателя, на «решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником», который несет «рыжий городовой». В одной литературоведческой работе, посвященной рассказу «Хамелеон», сделано такое наблюдение: крыжовник созревает в июле, в самое жаркое время года. Зачем Очумелову необходима «новая шинель» в июльскую жару? Какое объяснение вы считаете верным?
А. Возможно, Очумелов болен, у него озноб, поэтому он выполняет служебные обязанности в «новой шинели».
Б. Очумелов стремится показать свой достаток. «Новая шинель»- символ его успешности. Презирая летнюю жару, он с гордостью демонстрирует шинель окружающим.
В. «Новая шинель»- символ власти, которую Очумелов признает высшим из достоинств человека.
Запишите свое суждение.
4.Представьте, что вы являетесь режиссером экранизации рассказа «Хамелеон». Составьте чертеж мизансцены «Хрюкин, щенок, толпа».
Мизансцена- это расположение актеров на съемочной площадке или на сцене театра.
- На чертеже или рисунке мизансцены укажите действующих лиц, расположите их в соответствии с авторским описанием.
5.Рассмотрите иллюстрации художников к рассказу «Хамелеон» . Объясните, какие эпизоды рассказа проиллюстрировали художники? Подпишите иллюстрацию фразой из текста.
А. Дудин А. Очумелов и Елдырин.
Б. Черноглазов В. Хамелеон.
В. Игнатьев Ю. Хамелеон.
6. Прочитайте фрагмент статьи «Хамелеон – многоцветная рептилия» из Энциклопедии животного мира. Установите связь поведения героев рассказа и реакции рептилии на изменения окружающей среды. Объясните смысл заглавия рассказа. Запишите свое рассуждение.
- Хамелеоны — это рептилии длиной от трех до восьмидесяти сантиметров, обитающие в Африке, тропической Азии и Юго-Западной Европе.
- Питаются они преимущественно насекомыми, но более крупные виды охотятся на других ящериц, небольших млекопитающих и даже птиц.
- Отличительная черта хамелеона — его способность менять цвет кожи, помогающая ему маскироваться и защищать территорию. Хамелеоны пугают друг друга, меняя цвета, раздувая туловища и открывая рты, чтобы создать цветовой контраст.
- Липкий язык хамелеона способен «выстреливать» на расстояние до 20 сантиметров.
- Глаза хамелеона могут вращаться независимо друг от друга, позволяя ему смотреть назад и вверх.
7. Критик В.Г Белинский , размышляя о сути сатиры и юмора, писал: «Ничего нет в мире страшнее смешного: смешное – казнь уродливых нелепостей. О каких «уродливых нелепостях» побуждает размышлять рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»? Посвятите этому размышлению сочинение – миниатюру (5-8 предложений).
Обучающий тест по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат»
Выполнил: Шатохина А.И., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№ 25» г. Улан-Удэ
Содержание
1
Общая характеристика заданий теста
2
Рекомендации учителю
3
Опорные материалы
4
Тест
Список использованных источников
и литературы
5
1.Общая характеристика заданий теста
Задания построены на основе анализа средств выразительности текста малого эпического жанра – рассказа.
Сложность работы с таким текстом заключается в том, что учащиеся, видя событийную сторону, не умеют вычитывать авторский замысел, скрытый в подтексте, образных приемах и обобщении.
Выполнение заданий ориентировано на работу с символами, деталями, сопоставление текстов, умение ответить на вопрос с привлечением материала из других соприродных областей и своего личного опыта.
Рекомендации учителю
- Работа с заданиями по рассказу З.Прилепина «Белый квадрат» может быть организована на уроках литературы и внеклассных занятиях по предмету при изучении современной литературы в старших классах. Задания могут использоваться при подготовке к ЕГЭ по литературе и русскому языку.
Опорные материалы
- Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат»
- роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
- Художественный фильм реж Ивана Павлючкова «Белый квадрат» 2012 г.
Обучающий тест по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат»
1.Познакомьтесь с отзывами о романе Захара Прилепина «Белый квадрат» читателей Интернет-форума
«Очень сильное впечатление на меня произвел рассказ «Белый квадрат».
«Из всего, что я прочитала у Прилепина, мне особенно понравился рассказ «Сержант»… Ну и, конечно, меня потряс рассказ «Белый квадрат»
Эта книга не вызывает абсолютно никакого желания жить, и уж тем более - на полную катушку. Она лишь оставила чувство постыдной, неловкой брезгливости, как будто нечаянно прикоснулась к чему-то очень личному, грязному. А также чувства разочарования, безнадежности, уныния, бессмысленности и жалости от напрасно потраченного времени.
Как вы думаете, почему у читателей рассказ Прилепина вызвал столь разные оценки? Какое впечатление произвел рассказ Захара Прилепина на вас?
2. Рассказ называется «Белый квадрат». Прочитайте примеры из текста рассказа с семантикой «белый» и «квадрат», определите, какие смыслы приобретают слова «БЕЛЫЙ» и «КВАДРАТ» в тексте рассказа:
- Белый – « у него [Саши] мерзлое лицо с вывороченными губами и заиндевелыми скулами» - «холодно… холодно и душно» - «тронутые по углам белой слюной губы» - «юные клыки» - «ледяные губы» - «козы?» - «молоко в чай» - «три кубика сахара» - « холодильник» - «пустая морозильная камера» - « мертвый мальчик» - холодильник» - «намерзли слезы» - «квадратный рот с ледяным прокушенным языком»
- Квадрат - Пустырь- новостройки-заборы-дверь сельмага- белый квадрат- «белый квадрат был неразличим» - «приложил ладонь туда. Где, кажется, был квадрат» - кубики сахара («тогда я буду строить из сахарных кубиков домик»)– холодильник – морозильная камера – квадратный рот.
3. Прочитайте статьи из интернет-словаря символов о слове «белый» и «квадрат».
- Белый цвет традиционно связан, с одной стороны, с невинностью, непорочностью, чистотой тела и духа, с юностью и с умудренной сединами старостью, с другой стороны – со смертью, памятью и забвением.
- Квадрат теснейшим образом связан с символикой числа 4, для которой служит графическим символом, а также креста, включая косой крест и свастику. Фактически квадрат заключает структуру креста в себе и нередко может выступать его символическим аналогом.
Опираясь на материал статей и на материал вопроса 2, объясните смысл заглавия рассказа.
- 4. Прочитайте определение художественной детали из интернет-словаря:
- Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.
В рассказе, изображая детей, автор использует выразительные детали. Найдите их в приведенных ниже фрагментах рассказа. Какую информацию о героях они передают?
1) Сашка был необыкновенный. Солнечный чуб, нежной красоты лицо, всегда готовое вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой. Он ласково обращался с нами, малышней, не поучая, не говоря мерзких пошлостей, никогда не матерясь. Всех помнил по именам и спрашивал: «Как дела?» Жал руку по-мужски. Сердце прыгало ему навстречу.
2) Чебряков сплюнул, и вдруг резко присел, и поднял руку с разодранным рукавом, и стал его разглядывать, шепча что-то и перемежая слова ругательствами, которые относились только к рукаву.
3) Но я прятался старательно, и лежал недвижно, и вслушивался в зубастый смех пацанвы, тихо завидуя их наглости, быстрым пяткам и матюкам. Матюки их были вылеплены из иных букв, чем произносимые мной: когда ругались они, каждое слово звенело и подпрыгивало, как маленький и злой мяч. Когда ругался я — тайно, шепотом, лицом в траву; или громко, в пустом доме, пока мать на работе, — слова гадко висли на губах, оставалось лишь утереться рукавом, а затем долго рассматривать на рукаве присохшее...
Я следил за водящим из травы, зоркий, как суслик. И когда водящий уходил в противоположную сторону, я издавал, как казалось мне, звонкий казачий гик и семенил короткими ножками к двери сельмага, неся на рожице неестественную, будто вылепленную из пластилина улыбку и в сердце — ощущение необычайного торжества. Водящий на мгновенье лениво поворачивал голову в мою сторону и даже не останавливался, словно и не несся я, стремительный, к двери, а случилась какая нелепица, назойливая и бестолковая.
Но я честно доносил и улыбку, и нерасплескавшееся торжество до белого квадрата на двери и хлопал по нему с такой силой, что ладонь обжигало, и кричал, что «чур меня».
5. Прочитайте определение сравнения из интернет-словаря.
Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Найдите в тексте рассказа сравнения. Какую роль он играют?
«…каждое слово звенело и подпрыгивало, как маленький и злой мяч».
«огонек…вспыхивал… Вспыхивал, будто сердце, последний раз толкающее кровь».
«Я боюсь, что от крика хрястнет пополам его лицо - так же, как разламывается тушка замороженной птицы».
6 . Исследователь Е.В Гусева пишет: « Типичным проявлением стиля писателя Прилепина являются «неожиданные сравнения».
Как вы думаете, почему сравнения Прилепина «неожиданные»?
7. Часто имя героя литературного произведения несет важную информацию о его носителе. Познакомьтесь со значением имен главных героев рассказа:
ЗАХАР - (разг. Захарий, стар. Захария) имя древнееврейского происхождения и означает «Божья память, память Господня».
АЛЕКСАНДР - имя греческого происхождение. В современном переводе означает «защитник», более ранние версии трактовки - «оберегающий муж», в значении «мужчина», а не «супруг». Во многих языках «мужчина» идентичен понятию «человек», поэтому имени Александр также стали приписывать и это значение.
Как имена персонажей помогают понять героев?
8.Прочитайте статью об афоризме из интернет-словаря:
Афори́зм (от др.-греч. ἀφορισμός краткое изречение) — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Выберите из приведенного ниже списка афоризмов о детстве один или несколько афоризмов, соответствующих вашему впечатлению о детстве рассказчика, объясните свой выбор:
1)Детству следует оказывать величайшее уважение. (Ювенал Децим Юний)
2)Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.(Николай Васильевич Шелгунов)
3)Детство — это время множества вопросов, возможностей и последствий. (Альфред Адлер)
4)По-настоящему мы взрослеем не там, где мы покидаем детство, но там, где детство покидает нас. (Неизвестный автор)
9. Прочитайте отрывок из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»:
«Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к „боженьке“, чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без неё, говорят, и пробыть бы не мог, человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чёртово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слёзок ребёночка к „боженьке“… Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискуплёнными слезами своими к „боженьке“!»
Найдите в приведенном отрывке фразу, заключающую главную мысль высказывания. Как вы ее понимаете?
10. Прочитайте финал рассказа «Белый квадрат»:
« В понедельник рано утром Сашку нашел школьный сторож.
Руками и ногами мертвый мальчик упирался в дверь холодильника. На лице намерзли слезы. Квадратный рот с прокушенным языком был раскрыт».
Какие общие смыслы вы видите в приведенном эпизоде из романа Ф.М. Достоевского и финальном эпизоде рассказа З.Прилепина?
11. Прочитайте фрагмент из книги В.Артемова «Мифы и предания славян» о Чуре:
«Чур восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений. А.Н. Афанасьев определял Чур как «божество горящего в очаге огня охранителя родового достояния, почти домового. Обоготворенный предок чествовался под именем Чура, церковно-славянского Щура (ср.пращур)…» Выражением «Чур меня!» человек как бы очерчивал некие охранительные границы вокруг себя». Кроме того, «Чур в представлении славян был безголовым и имел вид четырехугольника» (Комиссаров А., Глинка Г., Рыбаков Б. Мифы древних славян).
В рассказе во время игры в прятки дети кричат: «Чур меня!»
«Чур меня, чур, жизнь моя, - я уже здесь, у дверей, бью ладонями» - читаем мы в рассказе.
От чего пытается защититься герой?
- 12. Кроме мира детей в рассказе присутствует и мир взрослых. Прочитайте фразы, относящиеся к миру взрослых: пацаны ругаются матом (подражание взрослым); «Они… потихоньку уходили домой, к парному молоку, усталой мамке и подвыпившему отцу»; «у школы курил сторож, и огонек… вспыхивал…Вспыхивал, будто сердце, последний раз толкающее кровь»; мама Захарки, любящая своего сына, уходит и занявшись домашними делами, забывает об обещании выслушать сына; «родители Сашки подумали, что он остался у бабушки. Бабушка подумала, что он ушел домой, к родителям».
- Каким мы видим мир взрослых? Виновны ли взрослые в смерти Саши?
- 13. Перечитайте рассказ «Белый квадрат» без диалога взрослого Захарки с Сашей.
- Что было важно Захарке –ребенку?
14. Перечитайте фрагменты мысленного разговора Захарки с Сашей:
- Привет, Захарка. Ты постарел…
˂…˃
- Я постарел. Стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания.
- Но когда сам веришь свои оправданиям – тогда легче.
- Как я могу им верить, Саша? Что мне тогда делать?
Саша не слушает меня. Он не приходит никогда. И я тоже не знаю, где он.
- Саш, а что я смогу сказать, даже если приду?
У него мерзлое лицо с вывороченными губами и заиндевелыми скулами, похожее на тушку замороженной птицы; у него нет мимики.
- Холодно, Захарка… Холодно и душно… - говорит он, не слыша меня.
˂…˃
- Душно, Захарка. Мне душно. – Я едва угадываю по ледяным, почти недвижным губам сказанное. Голоса нет.
- Может, пить? У меня есть в холодиль…
- Нет! – вскрикивает, словно харкает, он. И я боюсь, что от крика хрястнет пополам его лицо – так же, как разламывается тушка замороженной птицы, открывая красное и спутанное нутро.
˂…˃
- Я вернулся домой, Саш.
- Я тебя звал.
-Саша, я не в силах вынести это, раздели со мной.
-Нет, Захарка.
Что волнует взрослого героя, что он «не в силах вынести»? Что важно взрослому Захарке?
15. В 2012 году состоялась премьера короткометражного фильма режиссера Ивана Павлючкова «Белый квадрат» по мотивам рассказа Захара Прилепина. Интерпретация режиссера содержит некоторые изменения первоисточника:
1)В фильме изменен возраст героев: Захарка ровесник «пацанвы», Саша чуть младше Захарки. Мальчишки игнорируют Захарку, Саша тоже чужой в их компании, но он сразу выделяет Захарку среди других.
2) Захарка знает, что Сашка мог спрятаться в холодильник: Сашка сам показал его Захарке как самое подходящее место для пряток, но Захарка забывает об этом.
3) Захарка идет домой, потому что ему холодно, и только через два дня от родителей узнает о найденном мертвом мальчике и понимает, что речь идет о Сашке.
4) Не одевшись, он бежит к месту игры и пытается стереть нарисованный на стене (не на двери!) белый квадрат.
5) Захарка насвистывает мелодию, которой, раскрыв ему свой мир, научил его Саша. Этой мелодией Захарка должен был дать Саше сигнал: позвать Сашу в последней игре.
- Объясните причину, по которой были внесены изменения.
16. Перечитайте эпизоды рассказа, в которых говорится о том вечере, когда умер Саша:
И я начал водить.
Я бродил по кустам, высоко поднимая тонкие ножки, крапива стрекала меня, и на лодыжках расцветали белые крапивьи волдыри, а по спине ползли зернистые мурахи озноба.
Я сопел и замечал, как кто-то неспешно слезает с дерева и спокойно удаляется при моем приближении — домой, домой... И я не решался окликнуть.
«Эх, что же вы, ре-бя-та...» — шептал я горько, как будто остался в одиночестве на передовой. «Эх, что же вы...»
Ворона умолкла, и коз угнали домой.
Я прошел посадкой, мимо школы, желтеющей печальными боками, мелко осыпающимися штукатуркой. У школы курил сторож, и огонек... вспыхивал...
Вспыхивал, будто сердце, последний раз толкающее кровь.
Окурок полетел в траву, дрогнув ярко-ало.
Я вернулся к сельмагу, запинаясь о камни на темной дороге, уже дрожа и мелко клацая оставшимися молочными зубами. Белый квадрат на двери был неразличим.
«Чур меня», — сказал я шепотом и приложил ладонь туда, где, кажется, был квадрат.
…
Родители Сашки подумали, что он остался у бабушки. Бабушка подумала, что он ушел домой, к родителям. Телефонов тогда в деревне не было, никто никому не звонил.
Он спрятался в холодильник — пустую морозильную камеру, стоявшую у сельмага. Из магазина к морозильной камере тянулся затоптанный провод.
Холодильник не открывался изнутри.
Виновен ли Захарка в смерти Саши?
17. Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
1. О чем рассказ «Белый квадрат»?
2. Образ Захарки в рассказе «Белый квадрат»
3. Роль названия рассказа «Белый квадрат»
Список использованных источников и литературы
- 1.Артемов В. Мифы и предания славян.- М., 2013.
- 2. Белый цвет. http://www.symbolarium.ru/index.php/Белый_цвет
- 3. Гусева Е.В.. Мотив детских страданий в рассказе Захара Прилепина «Белый квадрат». https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-detskih-stradaniy-v-rasskaze-z-prilepina-belyy-kvadrat
- 4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. https://ilibrary.ru/text/1199/index.html
- 5. Квадрат. http://www.symbolarium.ru/index.php/Квадрат
- 6.Комиссаров А., Глинка Г., Рыбаков Б. Мифы древних славян. – Саратов, 1993.
- 7. Попова И.М., Нарбекова О.В. Ассоциативные доминанты в фильме «Белый квадрат» по одноименному рассказу Захара Прилепина. https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnye-dominanty-v-filme-belyy-kvadrat-po-odnoimennomu-rasskazu-zahara-prilepina
-
- Итак, обучающий тест- это не контрольно-проверочный, а направляющий деятельность учащегося для креативного погружения в текст. Задания как на сам текст, так и на контекст («опорные» тексты): научные, учебные, справочно-энциклопедические, а также произведения других видов искусства с целью обретения нового знания. Умение и мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы интересно подобрать эти опорные тексты, вызвать эмоции и мотивацию для последующих действий у учеников.
Спасибо
за внимание!