СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к обучающему тесту по рассказу Прилепина "Белый квадрат"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана в соответствии с тестом по рассказу "Белый квадрат"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к обучающему тесту по рассказу Прилепина "Белый квадрат"»

Технология «Обучающие тесты»: погружение в текст и контекст

Технология «Обучающие тесты»: погружение в текст и контекст

Обучающие тесты даются не в конце изученного материала, а в ходе анализа темы, такой метод называется «методом медленного чтения». Это многократное перечитывание текста, поскольку все задания выполняются в работе с текстом, а не в «удалении» от него, как на этапе контроля. Ученик сначала читает весь текст, а затем, последовательно выполняя задания и обдумывая вопросы, перечитывает эпизоды.
  • Обучающие тесты даются не в конце изученного материала, а в ходе анализа темы, такой метод называется «методом медленного чтения».
  • Это многократное перечитывание текста, поскольку все задания выполняются в работе с текстом, а не в «удалении» от него, как на этапе контроля.
  • Ученик сначала читает весь текст, а затем, последовательно выполняя задания и обдумывая вопросы, перечитывает эпизоды.
Обучающий тест — это педагогический тест, включающий актуальный учебный материал, предназначенный для формирования у обучающегося определенного уровня знаний, навыков, умений и позволяющий осуществлять самоконтроль усвоения материала. (В 1995 г. Кадневский В. М.)
  • Обучающий тест — это педагогический тест, включающий актуальный учебный материал, предназначенный для формирования у обучающегося определенного уровня знаний, навыков, умений и позволяющий осуществлять самоконтроль усвоения материала.

(В 1995 г. Кадневский В. М.)

Назначение:   оценить успешность овладения конкретными знаниями или отдельными разделами учебной дисциплины, систематизировать знания и умения  углубить познавательный интерес учащихся

Назначение:

  • оценить успешность овладения конкретными знаниями или отдельными разделами учебной дисциплины,
  • систематизировать знания и умения
  • углубить познавательный интерес учащихся
Задания тестового характера позволяют формировать одно из важнейших метапредметных умений: выявление главной информации в тексте. Используя обучающие тесты, мы направляем внимание учащихся .  Обучающие тесты позволяют так организовать анализ текста, когда читатель- школьник сам, читая и перечитывая, ищет и находит в тексте главную информацию, соответствующую информационному запросу , выраженному в тестовом задании.
  • Задания тестового характера позволяют формировать одно из важнейших метапредметных умений: выявление главной информации в тексте.
  • Используя обучающие тесты, мы направляем внимание учащихся .
  • Обучающие тесты позволяют так организовать анализ текста, когда читатель- школьник сам, читая и перечитывая, ищет и находит в тексте главную информацию, соответствующую информационному запросу , выраженному в тестовом задании.
Каждое тестовое задание содержит инструкцию, направляющую действия. Что нужно сделать: прочитать эпизод художественного текста или фрагмент статьи энциклопедии, статью толкового словаря; рассмотреть иллюстрации художников и сопоставить с эпизодами текста; озаглавить иллюстрации своими заголовками или подобрать цитаты; Сопоставить текст, эпизоды текста с другими соприродными произведениями искусства ( мультфильмом, эпизодом из художественного, документального фильма, произведениями живописи…
  • Каждое тестовое задание содержит инструкцию, направляющую действия. Что нужно сделать:
  • прочитать эпизод художественного текста или фрагмент статьи энциклопедии, статью толкового словаря;
  • рассмотреть иллюстрации художников и сопоставить с эпизодами текста;
  • озаглавить иллюстрации своими заголовками или подобрать цитаты;
  • Сопоставить текст, эпизоды текста с другими соприродными произведениями искусства ( мультфильмом, эпизодом из художественного, документального фильма, произведениями живописи…
Плюсы : Применение других «опорных» (информационных) текстов, максимальная погруженность в текст, поиск информации, ее анализ и истолкование, выражение смысла в собственном высказывании, в микротексте. Это «цепочка» видов речемыслительной деятельности: чтение, анализ, осмысление, мысленное формулирование суждения (тезиса), письмо. Работа с текстом и «опорными» текстами создает ситуацию успешной учебной деятельности, когда ученик знает, что ответ будет найден в тексте. Не опасение допустить ошибку, а уверенность достойно выполнить задание, самостоятельно добиться высокого результата и осуществить самоконтроль.

Плюсы :

  • Применение других «опорных» (информационных) текстов, максимальная погруженность в текст, поиск информации, ее анализ и истолкование, выражение смысла в собственном высказывании, в микротексте. Это «цепочка» видов речемыслительной деятельности: чтение, анализ, осмысление, мысленное формулирование суждения (тезиса), письмо.
  • Работа с текстом и «опорными» текстами создает ситуацию успешной учебной деятельности, когда ученик знает, что ответ будет найден в тексте. Не опасение допустить ошибку, а уверенность достойно выполнить задание, самостоятельно добиться высокого результата и осуществить самоконтроль.
Практика Обучающие тестовые задания

Практика

Обучающие тестовые задания

Прочитайте рассказ «Хамелеон». Определите свое читательское впечатление. Запишите свое суждение или дополните предложенные варианты: А. Мне неприятны герои рассказа, так как _____________________________ Б. Ситуация рассказа и его герои вызывают смех, потому что___________________ В. Рассказ производит гнетущее впечатление, потому что герои рассказа___________________

Прочитайте рассказ «Хамелеон». Определите свое читательское впечатление. Запишите свое суждение или дополните предложенные варианты:

  • А. Мне неприятны герои рассказа, так как _____________________________
  • Б. Ситуация рассказа и его герои вызывают смех, потому что___________________
  • В. Рассказ производит гнетущее впечатление, потому что герои рассказа___________________
2. Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.  Какие детали (подробности) описания базарной площади создают комический эффект? Запишите свое суждение.

2. Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.

Какие детали (подробности) описания базарной площади создают комический эффект? Запишите свое суждение.

3. Объясните, с какой целью в экспозиции рассказа автор указывает на «новую шинель» и «узелок в руке» полицейского надзирателя, на «решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником», который несет «рыжий городовой». В одной литературоведческой работе, посвященной рассказу «Хамелеон», сделано такое наблюдение: крыжовник созревает в июле, в самое жаркое время года. Зачем Очумелову необходима «новая шинель» в июльскую жару? Какое объяснение вы считаете верным? А. Возможно, Очумелов болен, у него озноб, поэтому он выполняет служебные обязанности в «новой шинели». Б. Очумелов стремится показать свой достаток. «Новая шинель»- символ его успешности. Презирая летнюю жару, он с гордостью демонстрирует шинель окружающим. В. «Новая шинель»- символ власти, которую Очумелов признает высшим из достоинств человека. Запишите свое суждение.

3. Объясните, с какой целью в экспозиции рассказа автор указывает на «новую шинель» и «узелок в руке» полицейского надзирателя, на «решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником», который несет «рыжий городовой». В одной литературоведческой работе, посвященной рассказу «Хамелеон», сделано такое наблюдение: крыжовник созревает в июле, в самое жаркое время года. Зачем Очумелову необходима «новая шинель» в июльскую жару? Какое объяснение вы считаете верным?

А. Возможно, Очумелов болен, у него озноб, поэтому он выполняет служебные обязанности в «новой шинели».

Б. Очумелов стремится показать свой достаток. «Новая шинель»- символ его успешности. Презирая летнюю жару, он с гордостью демонстрирует шинель окружающим.

В. «Новая шинель»- символ власти, которую Очумелов признает высшим из достоинств человека.

Запишите свое суждение.

4.Представьте, что вы являетесь режиссером экранизации рассказа «Хамелеон». Составьте чертеж мизансцены «Хрюкин, щенок, толпа». Мизансцена- это расположение актеров на съемочной площадке или на сцене театра.  На чертеже или рисунке мизансцены укажите действующих лиц, расположите их в соответствии с авторским описанием.

4.Представьте, что вы являетесь режиссером экранизации рассказа «Хамелеон». Составьте чертеж мизансцены «Хрюкин, щенок, толпа».

Мизансцена- это расположение актеров на съемочной площадке или на сцене театра.

  • На чертеже или рисунке мизансцены укажите действующих лиц, расположите их в соответствии с авторским описанием.
5.Рассмотрите иллюстрации художников к рассказу «Хамелеон» . Объясните, какие эпизоды рассказа проиллюстрировали художники? Подпишите иллюстрацию фразой из текста. А. Дудин А. Очумелов и Елдырин. Б. Черноглазов В. Хамелеон. В. Игнатьев Ю. Хамелеон.

5.Рассмотрите иллюстрации художников к рассказу «Хамелеон» . Объясните, какие эпизоды рассказа проиллюстрировали художники? Подпишите иллюстрацию фразой из текста.

А. Дудин А. Очумелов и Елдырин.

Б. Черноглазов В. Хамелеон.

В. Игнатьев Ю. Хамелеон.

6. Прочитайте фрагмент статьи «Хамелеон – многоцветная рептилия» из Энциклопедии животного мира. Установите связь поведения героев рассказа и реакции рептилии на изменения окружающей среды. Объясните смысл заглавия рассказа. Запишите свое рассуждение. Хамелеоны — это рептилии длиной от трех до восьмидесяти сантиметров, обитающие в Африке, тропической Азии и Юго-Западной Европе.  Питаются они преимущественно насекомыми, но более крупные виды охотятся на других ящериц, небольших млекопитающих и даже птиц. Отличительная черта хамелеона — его способность менять цвет кожи, помогающая ему маскироваться и защищать территорию. Хамелеоны пугают друг друга, меняя цвета, раздувая туловища и открывая рты, чтобы создать цветовой контраст. Липкий язык хамелеона способен «выстреливать» на расстояние до 20 сантиметров. Глаза хамелеона могут вращаться независимо друг от друга, позволяя ему смотреть назад и вверх.  

6. Прочитайте фрагмент статьи «Хамелеон – многоцветная рептилия» из Энциклопедии животного мира. Установите связь поведения героев рассказа и реакции рептилии на изменения окружающей среды. Объясните смысл заглавия рассказа. Запишите свое рассуждение.

  • Хамелеоны — это рептилии длиной от трех до восьмидесяти сантиметров, обитающие в Африке, тропической Азии и Юго-Западной Европе. 
  • Питаются они преимущественно насекомыми, но более крупные виды охотятся на других ящериц, небольших млекопитающих и даже птиц.
  • Отличительная черта хамелеона — его способность менять цвет кожи, помогающая ему маскироваться и защищать территорию. Хамелеоны пугают друг друга, меняя цвета, раздувая туловища и открывая рты, чтобы создать цветовой контраст.
  • Липкий язык хамелеона способен «выстреливать» на расстояние до 20 сантиметров.
  • Глаза хамелеона могут вращаться независимо друг от друга, позволяя ему смотреть назад и вверх.  
7. Критик В.Г Белинский , размышляя о сути сатиры и юмора, писал: «Ничего нет в мире страшнее смешного: смешное – казнь уродливых нелепостей. О каких «уродливых нелепостях» побуждает размышлять рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»? Посвятите этому размышлению сочинение – миниатюру (5-8 предложений).

7. Критик В.Г Белинский , размышляя о сути сатиры и юмора, писал: «Ничего нет в мире страшнее смешного: смешное – казнь уродливых нелепостей. О каких «уродливых нелепостях» побуждает размышлять рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»? Посвятите этому размышлению сочинение – миниатюру (5-8 предложений).

Обучающий  тест  по рассказу Захара Прилепина  «Белый квадрат» Выполнил: Шатохина А.И., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№ 25» г. Улан-Удэ

Обучающий тест по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат»

Выполнил: Шатохина А.И., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№ 25» г. Улан-Удэ

Содержание 1 Общая характеристика заданий теста 2 Рекомендации учителю 3 Опорные материалы 4 Тест Список использованных источников и литературы 5

Содержание

1

Общая характеристика заданий теста

2

Рекомендации учителю

3

Опорные материалы

4

Тест

Список использованных источников

и литературы

5

1.Общая характеристика  заданий теста   Задания построены на основе анализа средств выразительности текста малого эпического жанра – рассказа. Сложность работы с таким текстом заключается в том, что учащиеся, видя событийную сторону, не умеют вычитывать авторский замысел, скрытый в подтексте, образных приемах и обобщении. Выполнение заданий ориентировано на работу с символами, деталями, сопоставление текстов, умение ответить на вопрос с привлечением материала из других соприродных областей и своего личного опыта.

1.Общая характеристика заданий теста

Задания построены на основе анализа средств выразительности текста малого эпического жанра – рассказа.

Сложность работы с таким текстом заключается в том, что учащиеся, видя событийную сторону, не умеют вычитывать авторский замысел, скрытый в подтексте, образных приемах и обобщении.

Выполнение заданий ориентировано на работу с символами, деталями, сопоставление текстов, умение ответить на вопрос с привлечением материала из других соприродных областей и своего личного опыта.

Рекомендации учителю Работа с заданиями по рассказу З.Прилепина «Белый квадрат» может быть организована на уроках литературы и внеклассных занятиях по предмету при изучении современной литературы в старших классах. Задания могут использоваться при подготовке к ЕГЭ по литературе и русскому языку.

Рекомендации учителю

  • Работа с заданиями по рассказу З.Прилепина «Белый квадрат» может быть организована на уроках литературы и внеклассных занятиях по предмету при изучении современной литературы в старших классах. Задания могут использоваться при подготовке к ЕГЭ по литературе и русскому языку.
Опорные материалы   Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат» роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Художественный фильм реж Ивана Павлючкова «Белый квадрат» 2012 г.

Опорные материалы

  • Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат»
  • роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Художественный фильм реж Ивана Павлючкова «Белый квадрат» 2012 г.
Обучающий тест по рассказу  Захара Прилепина  «Белый квадрат»   

Обучающий тест по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат»  

1.Познакомьтесь с отзывами о романе Захара Прилепина «Белый квадрат» читателей Интернет-форума «Очень сильное впечатление на меня произвел рассказ «Белый квадрат». «Из всего, что я прочитала у Прилепина, мне особенно понравился рассказ «Сержант»… Ну и, конечно, меня потряс рассказ «Белый квадрат» Эта книга не вызывает абсолютно никакого желания жить, и уж тем более - на полную катушку. Она лишь оставила чувство постыдной, неловкой брезгливости, как будто нечаянно прикоснулась к чему-то очень личному, грязному. А также чувства разочарования, безнадежности, уныния, бессмысленности и жалости от напрасно потраченного времени.   Как вы думаете, почему у читателей рассказ Прилепина вызвал столь разные оценки? Какое впечатление произвел рассказ Захара Прилепина на вас?

1.Познакомьтесь с отзывами о романе Захара Прилепина «Белый квадрат» читателей Интернет-форума

«Очень сильное впечатление на меня произвел рассказ «Белый квадрат».

«Из всего, что я прочитала у Прилепина, мне особенно понравился рассказ «Сержант»… Ну и, конечно, меня потряс рассказ «Белый квадрат»

Эта книга не вызывает абсолютно никакого желания жить, и уж тем более - на полную катушку. Она лишь оставила чувство постыдной, неловкой брезгливости, как будто нечаянно прикоснулась к чему-то очень личному, грязному. А также чувства разочарования, безнадежности, уныния, бессмысленности и жалости от напрасно потраченного времени.

  Как вы думаете, почему у читателей рассказ Прилепина вызвал столь разные оценки? Какое впечатление произвел рассказ Захара Прилепина на вас?

2. Рассказ называется «Белый квадрат». Прочитайте примеры из текста рассказа с семантикой «белый» и «квадрат», определите, какие смыслы приобретают слова «БЕЛЫЙ» и «КВАДРАТ» в тексте рассказа: Белый – « у него [Саши] мерзлое лицо с вывороченными губами и заиндевелыми скулами» - «холодно… холодно и душно» - «тронутые по углам белой слюной губы» - «юные клыки» - «ледяные губы» - «козы?» - «молоко в чай» - «три кубика сахара» - « холодильник» - «пустая морозильная камера» - « мертвый мальчик» - холодильник» - «намерзли слезы» - «квадратный рот с ледяным прокушенным языком» Квадрат - Пустырь- новостройки-заборы-дверь сельмага- белый квадрат- «белый квадрат был неразличим» - «приложил ладонь туда. Где, кажется, был квадрат» - кубики сахара («тогда я буду строить из сахарных кубиков домик»)– холодильник – морозильная камера – квадратный рот.

2. Рассказ называется «Белый квадрат». Прочитайте примеры из текста рассказа с семантикой «белый» и «квадрат», определите, какие смыслы приобретают слова «БЕЛЫЙ» и «КВАДРАТ» в тексте рассказа:

  • Белый – « у него [Саши] мерзлое лицо с вывороченными губами и заиндевелыми скулами» - «холодно… холодно и душно» - «тронутые по углам белой слюной губы» - «юные клыки» - «ледяные губы» - «козы?» - «молоко в чай» - «три кубика сахара» - « холодильник» - «пустая морозильная камера» - « мертвый мальчик» - холодильник» - «намерзли слезы» - «квадратный рот с ледяным прокушенным языком»
  • Квадрат - Пустырь- новостройки-заборы-дверь сельмага- белый квадрат- «белый квадрат был неразличим» - «приложил ладонь туда. Где, кажется, был квадрат» - кубики сахара («тогда я буду строить из сахарных кубиков домик»)– холодильник – морозильная камера – квадратный рот.
3. Прочитайте статьи из интернет-словаря символов о слове «белый» и «квадрат». Белый цвет традиционно связан, с одной стороны, с невинностью, непорочностью, чистотой тела и духа, с юностью и с умудренной сединами старостью, с другой стороны – со смертью, памятью и забвением. Квадрат теснейшим образом связан с символикой числа 4, для которой служит графическим символом, а также креста, включая косой крест и свастику. Фактически квадрат заключает структуру креста в себе и нередко может выступать его символическим аналогом. Опираясь на материал статей и на материал вопроса 2, объясните смысл заглавия рассказа.

3. Прочитайте статьи из интернет-словаря символов о слове «белый» и «квадрат».

  • Белый цвет традиционно связан, с одной стороны, с невинностью, непорочностью, чистотой тела и духа, с юностью и с умудренной сединами старостью, с другой стороны – со смертью, памятью и забвением.
  • Квадрат теснейшим образом связан с символикой числа 4, для которой служит графическим символом, а также креста, включая косой крест и свастику. Фактически квадрат заключает структуру креста в себе и нередко может выступать его символическим аналогом.

Опираясь на материал статей и на материал вопроса 2, объясните смысл заглавия рассказа.

4. Прочитайте определение художественной детали из интернет-словаря: Художественная   деталь  (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент  художественного  образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.  Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью  детали  одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. 
  • 4. Прочитайте определение художественной детали из интернет-словаря:
  • Художественная   деталь  (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент  художественного  образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.  Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью  детали  одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. 

В рассказе, изображая детей, автор использует выразительные детали. Найдите их в приведенных ниже фрагментах рассказа. Какую информацию о героях они передают?

1) Сашка был необыкновенный. Солнечный чуб, нежной красоты лицо, всегда готовое вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой. Он ласково обращался с нами, малышней, не поучая, не говоря мерзких пошлостей, никогда не матерясь. Всех помнил по именам и спрашивал: «Как дела?» Жал руку по-мужски. Сердце прыгало ему навстречу.

2) Чебряков сплюнул, и вдруг резко присел, и поднял руку с разодранным рукавом, и стал его разглядывать, шепча что-то и перемежая слова ругательствами, которые относились только к рукаву.

3) Но я прятался старательно, и лежал недвижно, и вслушивался в зубастый смех пацанвы, тихо завидуя их наглости, быстрым пяткам и матюкам. Матюки их были вылеплены из иных букв, чем произносимые мной: когда ругались они, каждое слово звенело и подпрыгивало, как маленький и злой мяч. Когда ругался я — тайно, шепотом, лицом в траву; или громко, в пустом доме, пока мать на работе, — слова гадко висли на губах, оставалось лишь утереться рукавом, а затем долго рассматривать на рукаве присохшее...

Я следил за водящим из травы, зоркий, как суслик. И когда водящий уходил в противоположную сторону, я издавал, как казалось мне, звонкий казачий гик и семенил короткими ножками к двери сельмага, неся на рожице неестественную, будто вылепленную из пластилина улыбку и в сердце — ощущение необычайного торжества. Водящий на мгновенье лениво поворачивал голову в мою сторону и даже не останавливался, словно и не несся я, стремительный, к двери, а случилась какая нелепица, назойливая и бестолковая.

Но я честно доносил и улыбку, и нерасплескавшееся торжество до белого квадрата на двери и хлопал по нему с такой силой, что ладонь обжигало, и кричал, что «чур меня».

5.  Прочитайте определение сравнения из интернет-словаря. Сравне́ние  — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.   Найдите в тексте рассказа сравнения. Какую роль он играют? «…каждое слово звенело и подпрыгивало, как маленький и злой мяч». «огонек…вспыхивал… Вспыхивал, будто сердце, последний раз толкающее кровь». «Я боюсь, что от крика хрястнет пополам его лицо - так же, как разламывается тушка замороженной птицы».

5. Прочитайте определение сравнения из интернет-словаря.

Сравне́ние  — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

 

Найдите в тексте рассказа сравнения. Какую роль он играют?

«…каждое слово звенело и подпрыгивало, как маленький и злой мяч».

«огонек…вспыхивал… Вспыхивал, будто сердце, последний раз толкающее кровь».

«Я боюсь, что от крика хрястнет пополам его лицо - так же, как разламывается тушка замороженной птицы».

6 . Исследователь Е.В Гусева пишет: « Типичным проявлением стиля писателя Прилепина являются «неожиданные сравнения». Как вы думаете, почему сравнения Прилепина «неожиданные»?

6 . Исследователь Е.В Гусева пишет: « Типичным проявлением стиля писателя Прилепина являются «неожиданные сравнения».

Как вы думаете, почему сравнения Прилепина «неожиданные»?

7.  Часто имя героя литературного произведения несет важную информацию о его носителе. Познакомьтесь со значением имен главных героев рассказа: ЗАХАР  - (разг. Захарий, стар. Захария) имя древнееврейского происхождения и означает «Божья память, память Господня». АЛЕКСАНДР - имя греческого происхождение. В современном переводе означает «защитник», более ранние версии трактовки - «оберегающий муж», в значении «мужчина», а не «супруг». Во многих языках «мужчина» идентичен понятию «человек», поэтому имени Александр также стали приписывать и это значение.   Как имена персонажей помогают понять героев?  

7. Часто имя героя литературного произведения несет важную информацию о его носителе. Познакомьтесь со значением имен главных героев рассказа:

ЗАХАР  - (разг. Захарий, стар. Захария) имя древнееврейского происхождения и означает «Божья память, память Господня».

АЛЕКСАНДР - имя греческого происхождение. В современном переводе означает «защитник», более ранние версии трактовки - «оберегающий муж», в значении «мужчина», а не «супруг». Во многих языках «мужчина» идентичен понятию «человек», поэтому имени Александр также стали приписывать и это значение.

 

Как имена персонажей помогают понять героев?

 

8.Прочитайте статью об афоризме из интернет-словаря: Афори́зм  (от др.-греч. ἀφορισμός краткое изречение) — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.   Выберите из приведенного ниже списка афоризмов о детстве один или несколько афоризмов, соответствующих вашему впечатлению о детстве рассказчика, объясните свой выбор: 1)Детству следует оказывать величайшее уважение. (Ювенал Децим Юний) 2)Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.(Николай Васильевич Шелгунов) 3)Детство — это время множества вопросов, возможностей и последствий. (Альфред Адлер) 4)По-настоящему мы взрослеем не там, где мы покидаем детство, но там, где детство покидает нас. (Неизвестный автор)

8.Прочитайте статью об афоризме из интернет-словаря:

Афори́зм  (от др.-греч. ἀφορισμός краткое изречение) — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

 

Выберите из приведенного ниже списка афоризмов о детстве один или несколько афоризмов, соответствующих вашему впечатлению о детстве рассказчика, объясните свой выбор:

1)Детству следует оказывать величайшее уважение. (Ювенал Децим Юний)

2)Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.(Николай Васильевич Шелгунов)

3)Детство — это время множества вопросов, возможностей и последствий. (Альфред Адлер)

4)По-настоящему мы взрослеем не там, где мы покидаем детство, но там, где детство покидает нас. (Неизвестный автор)

9. Прочитайте отрывок из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»:

  «Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к „боженьке“, чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без неё, говорят, и пробыть бы не мог, человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чёртово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слёзок ребёночка к „боженьке“… Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискуплёнными слезами своими к „боженьке“!»

Найдите в приведенном отрывке фразу, заключающую главную мысль высказывания. Как вы ее понимаете?

 

10. Прочитайте финал рассказа «Белый квадрат»: « В понедельник рано утром Сашку нашел школьный сторож. Руками и ногами мертвый мальчик упирался в дверь холодильника. На лице намерзли слезы. Квадратный рот с прокушенным языком был раскрыт». Какие общие смыслы вы видите в приведенном эпизоде из романа Ф.М. Достоевского и финальном эпизоде рассказа З.Прилепина?  

10. Прочитайте финал рассказа «Белый квадрат»:

« В понедельник рано утром Сашку нашел школьный сторож.

Руками и ногами мертвый мальчик упирался в дверь холодильника. На лице намерзли слезы. Квадратный рот с прокушенным языком был раскрыт».

Какие общие смыслы вы видите в приведенном эпизоде из романа Ф.М. Достоевского и финальном эпизоде рассказа З.Прилепина?

 

11.  Прочитайте фрагмент из книги В.Артемова «Мифы и предания славян» о Чуре:  «Чур восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений. А.Н. Афанасьев определял Чур как «божество горящего в очаге огня охранителя родового достояния, почти домового. Обоготворенный предок чествовался под именем Чура, церковно-славянского Щура (ср.пращур)…» Выражением «Чур меня!» человек как бы очерчивал некие охранительные границы вокруг себя». Кроме того, «Чур в представлении славян был безголовым и имел вид четырехугольника» (Комиссаров А., Глинка Г., Рыбаков Б. Мифы древних славян). В рассказе во время игры в прятки дети кричат: «Чур меня!» «Чур меня, чур, жизнь моя, - я уже здесь, у дверей, бью ладонями» - читаем мы в рассказе. От чего пытается защититься герой?

11. Прочитайте фрагмент из книги В.Артемова «Мифы и предания славян» о Чуре:

«Чур восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений. А.Н. Афанасьев определял Чур как «божество горящего в очаге огня охранителя родового достояния, почти домового. Обоготворенный предок чествовался под именем Чура, церковно-славянского Щура (ср.пращур)…» Выражением «Чур меня!» человек как бы очерчивал некие охранительные границы вокруг себя». Кроме того, «Чур в представлении славян был безголовым и имел вид четырехугольника» (Комиссаров А., Глинка Г., Рыбаков Б. Мифы древних славян).

В рассказе во время игры в прятки дети кричат: «Чур меня!»

«Чур меня, чур, жизнь моя, - я уже здесь, у дверей, бью ладонями» - читаем мы в рассказе.

От чего пытается защититься герой?

12. Кроме мира детей в рассказе присутствует и мир взрослых. Прочитайте фразы, относящиеся к миру взрослых: пацаны ругаются матом (подражание взрослым); «Они… потихоньку уходили домой, к парному молоку, усталой мамке и подвыпившему отцу»; «у школы курил сторож, и огонек… вспыхивал…Вспыхивал, будто сердце, последний раз толкающее кровь»; мама Захарки, любящая своего сына, уходит и занявшись домашними делами, забывает об обещании выслушать сына; «родители Сашки подумали, что он остался у бабушки. Бабушка подумала, что он ушел домой, к родителям».  Каким мы видим мир взрослых? Виновны ли взрослые в смерти Саши?
  • 12. Кроме мира детей в рассказе присутствует и мир взрослых. Прочитайте фразы, относящиеся к миру взрослых: пацаны ругаются матом (подражание взрослым); «Они… потихоньку уходили домой, к парному молоку, усталой мамке и подвыпившему отцу»; «у школы курил сторож, и огонек… вспыхивал…Вспыхивал, будто сердце, последний раз толкающее кровь»; мама Захарки, любящая своего сына, уходит и занявшись домашними делами, забывает об обещании выслушать сына; «родители Сашки подумали, что он остался у бабушки. Бабушка подумала, что он ушел домой, к родителям».
  • Каким мы видим мир взрослых? Виновны ли взрослые в смерти Саши?
13. Перечитайте рассказ «Белый квадрат» без диалога взрослого Захарки с Сашей. Что было важно Захарке –ребенку?
  • 13. Перечитайте рассказ «Белый квадрат» без диалога взрослого Захарки с Сашей.
  • Что было важно Захарке –ребенку?

14. Перечитайте фрагменты мысленного разговора Захарки с Сашей:

- Привет, Захарка. Ты постарел…

˂…˃

- Я постарел. Стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания.

- Но когда сам веришь свои оправданиям – тогда легче.

- Как я могу им верить, Саша? Что мне тогда делать?

Саша не слушает меня. Он не приходит никогда. И я тоже не знаю, где он.

- Саш, а что я смогу сказать, даже если приду?

У него мерзлое лицо с вывороченными губами и заиндевелыми скулами, похожее на тушку замороженной птицы; у него нет мимики.

- Холодно, Захарка… Холодно и душно… - говорит он, не слыша меня.

˂…˃

- Душно, Захарка. Мне душно. – Я едва угадываю по ледяным, почти недвижным губам сказанное. Голоса нет.

- Может, пить? У меня есть в холодиль…

- Нет! – вскрикивает, словно харкает, он. И я боюсь, что от крика хрястнет пополам его лицо – так же, как разламывается тушка замороженной птицы, открывая красное и спутанное нутро.

˂…˃

- Я вернулся домой, Саш.

- Я тебя звал.

-Саша, я не в силах вынести это, раздели со мной.

-Нет, Захарка.

Что волнует взрослого героя, что он «не в силах вынести»? Что важно взрослому Захарке?

15. В 2012 году состоялась премьера короткометражного фильма режиссера Ивана Павлючкова «Белый квадрат» по мотивам рассказа Захара Прилепина. Интерпретация режиссера содержит некоторые изменения первоисточника: 1)В фильме изменен возраст героев: Захарка ровесник «пацанвы», Саша чуть младше Захарки. Мальчишки игнорируют Захарку, Саша тоже чужой в их компании, но он сразу выделяет Захарку среди других. 2) Захарка знает, что Сашка мог спрятаться в холодильник: Сашка сам показал его Захарке как самое подходящее место для пряток, но Захарка забывает об этом. 3) Захарка идет домой, потому что ему холодно, и только через два дня от родителей узнает о найденном мертвом мальчике и понимает, что речь идет о Сашке. 4) Не одевшись, он бежит к месту игры и пытается стереть нарисованный на стене (не на двери!) белый квадрат. 5) Захарка насвистывает мелодию, которой, раскрыв ему свой мир, научил его Саша. Этой мелодией Захарка должен был дать Саше сигнал: позвать Сашу в последней игре. Объясните причину, по которой были внесены изменения.

15. В 2012 году состоялась премьера короткометражного фильма режиссера Ивана Павлючкова «Белый квадрат» по мотивам рассказа Захара Прилепина. Интерпретация режиссера содержит некоторые изменения первоисточника:

1)В фильме изменен возраст героев: Захарка ровесник «пацанвы», Саша чуть младше Захарки. Мальчишки игнорируют Захарку, Саша тоже чужой в их компании, но он сразу выделяет Захарку среди других.

2) Захарка знает, что Сашка мог спрятаться в холодильник: Сашка сам показал его Захарке как самое подходящее место для пряток, но Захарка забывает об этом.

3) Захарка идет домой, потому что ему холодно, и только через два дня от родителей узнает о найденном мертвом мальчике и понимает, что речь идет о Сашке.

4) Не одевшись, он бежит к месту игры и пытается стереть нарисованный на стене (не на двери!) белый квадрат.

5) Захарка насвистывает мелодию, которой, раскрыв ему свой мир, научил его Саша. Этой мелодией Захарка должен был дать Саше сигнал: позвать Сашу в последней игре.

  • Объясните причину, по которой были внесены изменения.

16. Перечитайте эпизоды рассказа, в которых говорится о том вечере, когда умер Саша:

И я начал водить.

Я бродил по кустам, высоко поднимая тонкие ножки, крапива стрекала меня, и на лодыжках расцветали белые крапивьи волдыри, а по спине ползли зернистые мурахи озноба.

Я сопел и замечал, как кто-то неспешно слезает с дерева и спокойно удаляется при моем приближении — домой, домой... И я не решался окликнуть.

«Эх, что же вы, ре-бя-та...» — шептал я горько, как будто остался в одиночестве на передовой. «Эх, что же вы...»

Ворона умолкла, и коз угнали домой.

Я прошел посадкой, мимо школы, желтеющей печальными боками, мелко осыпающимися штукатуркой. У школы курил сторож, и огонек... вспыхивал...

Вспыхивал, будто сердце, последний раз толкающее кровь.

Окурок полетел в траву, дрогнув ярко-ало.

Я вернулся к сельмагу, запинаясь о камни на темной дороге, уже дрожа и мелко клацая оставшимися молочными зубами. Белый квадрат на двери был неразличим.

«Чур меня», — сказал я шепотом и приложил ладонь туда, где, кажется, был квадрат.

Родители Сашки подумали, что он остался у бабушки. Бабушка подумала, что он ушел домой, к родителям. Телефонов тогда в деревне не было, никто никому не звонил.

Он спрятался в холодильник — пустую морозильную камеру, стоявшую у сельмага. Из магазина к морозильной камере тянулся затоптанный провод.

Холодильник не открывался изнутри.

 

Виновен ли Захарка в смерти Саши?

17. Напишите сочинение на одну из предложенных тем: 1. О чем рассказ «Белый квадрат»? 2. Образ Захарки в рассказе «Белый квадрат» 3. Роль названия рассказа «Белый квадрат»  

17. Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1. О чем рассказ «Белый квадрат»?

2. Образ Захарки в рассказе «Белый квадрат»

3. Роль названия рассказа «Белый квадрат»

 

Список использованных источников и литературы 1.Артемов В. Мифы и предания славян.- М., 2013. 2. Белый цвет. http://www.symbolarium.ru/index.php/Белый_цвет 3. Гусева Е.В.. Мотив детских страданий в рассказе Захара Прилепина «Белый квадрат». https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-detskih-stradaniy-v-rasskaze-z-prilepina-belyy-kvadrat 4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. https://ilibrary.ru/text/1199/index.html 5. Квадрат. http://www.symbolarium.ru/index.php/Квадрат 6.Комиссаров А., Глинка Г., Рыбаков Б. Мифы древних славян. – Саратов, 1993. 7. Попова И.М., Нарбекова О.В. Ассоциативные доминанты в фильме «Белый квадрат» по одноименному рассказу Захара Прилепина. https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnye-dominanty-v-filme-belyy-kvadrat-po-odnoimennomu-rasskazu-zahara-prilepina  

Список использованных источников и литературы

  • 1.Артемов В. Мифы и предания славян.- М., 2013.
  • 2. Белый цвет. http://www.symbolarium.ru/index.php/Белый_цвет
  • 3. Гусева Е.В.. Мотив детских страданий в рассказе Захара Прилепина «Белый квадрат». https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-detskih-stradaniy-v-rasskaze-z-prilepina-belyy-kvadrat
  • 4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. https://ilibrary.ru/text/1199/index.html
  • 5. Квадрат. http://www.symbolarium.ru/index.php/Квадрат
  • 6.Комиссаров А., Глинка Г., Рыбаков Б. Мифы древних славян. – Саратов, 1993.
  • 7. Попова И.М., Нарбекова О.В. Ассоциативные доминанты в фильме «Белый квадрат» по одноименному рассказу Захара Прилепина. https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnye-dominanty-v-filme-belyy-kvadrat-po-odnoimennomu-rasskazu-zahara-prilepina
  •  
Итак, обучающий тест- это не контрольно-проверочный, а направляющий деятельность учащегося для креативного погружения в текст. Задания как на сам текст, так и на контекст («опорные» тексты): научные, учебные, справочно-энциклопедические, а также произведения других видов искусства с целью обретения нового знания. Умение и мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы интересно подобрать эти опорные тексты, вызвать эмоции и мотивацию для последующих действий у учеников.
  • Итак, обучающий тест- это не контрольно-проверочный, а направляющий деятельность учащегося для креативного погружения в текст. Задания как на сам текст, так и на контекст («опорные» тексты): научные, учебные, справочно-энциклопедические, а также произведения других видов искусства с целью обретения нового знания. Умение и мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы интересно подобрать эти опорные тексты, вызвать эмоции и мотивацию для последующих действий у учеников.
Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!