СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к открытому уроку биологии по теме:"Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроках ФГОС нового поколения. В данном уроке содержится этапы рефлексии, мотивации и актуализации, а также постановка проблемы. Также присутствуют методы формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку биологии по теме:"Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом".»

Тема урока:   Генетика пола и наследование, сцепленное с полом Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом.

Тема урока: Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом.

II . Задания на определение типа скрещивания  1. Какая из предложенных схем соответствует моногибридному скрещиванию? 1. АВ х ав 2. Ав х аа 3. Ав х АА 4. Аа х Аа

II . Задания на определение типа скрещивания

  • 1. Какая из предложенных схем соответствует моногибридному скрещиванию?

1. АВ х ав

2. Ав х аа

3. Ав х АА

4. Аа х Аа

2. Какая из предложенных схем соответствует дигибридному скрещиванию?  АВСД х аавв Аа Вс х ааСС ААвв х ААВВ АаВС х АаВВ
  • 2. Какая из предложенных схем соответствует дигибридному скрещиванию?
  • АВСД х аавв
  • Аа Вс х ааСС
  • ААвв х ААВВ
  • АаВС х АаВВ
3. Какую из записей можно отнести к анализирующему скрещиванию? Ав х ВВ Аа х аа Ав х аа Аа х Аа
  • 3. Какую из записей можно отнести к анализирующему скрещиванию?
  • Ав х ВВ
  • Аа х аа
  • Ав х аа
  • Аа х Аа
III . Задания на знание законов Г.Менделя  1. Какой из предложенных вариантов моногибридного скрещивания гороха посевного даст единообразное потомство? Аа х аа Аа х АА АА х аа Аа х Аа

III . Задания на знание законов Г.Менделя

  • 1. Какой из предложенных вариантов моногибридного скрещивания гороха посевного даст единообразное потомство?
  • Аа х аа
  • Аа х АА
  • АА х аа
  • Аа х Аа
 Какое из предложенных расщеплений по генотипу соответствует второму закону Менделя? 1) 1:2:1 2) 2:1:1 3) 3:1 4) 2:1
  • Какое из предложенных расщеплений по генотипу соответствует второму закону Менделя?

1) 1:2:1

2) 2:1:1

3) 3:1

4) 2:1

3. Какое из предложенных расщеплений по фенотипу соответствует третьему закону Менделя? 1) 1:2:1 2) 9:3:3:1 3) 6:3:3:1 4) 3:1
  • 3. Какое из предложенных расщеплений по фенотипу соответствует третьему закону Менделя?

1) 1:2:1

2) 9:3:3:1

3) 6:3:3:1

4) 3:1

I . Задания на составление логических цепочек  Объедините данные понятия в логическую цепочку: 1. Ген; Геном; Генотип; Генофонд 2. Ген, Белок (фермент), Химическая реакция, Признак. 3. Генотип; Фенотип; Окружающая среда

I . Задания на составление логических цепочек

  • Объедините данные понятия в логическую цепочку:

1. Ген; Геном; Генотип; Генофонд

2. Ген, Белок (фермент), Химическая реакция, Признак.

3. Генотип; Фенотип; Окружающая среда

IV. Задания на соответствие 1.Составьте пары аллельных признаков гороха 1. Жёлтая окраска семени 2. Гладкая поверхность семени А) белая окраска цветка 3. Красная окраска цветка Б) зелёная окраска семени В) морщинистая поверхность семени

IV. Задания на соответствие

  • 1.Составьте пары аллельных признаков гороха

1. Жёлтая окраска семени

2. Гладкая поверхность семени

А) белая окраска цветка

3. Красная окраска цветка

Б) зелёная окраска семени

В) морщинистая поверхность семени

2. Укажите среди указанных генов А.аллельные Б. неаллельные  1) аА 6) ВВ  2) аа 7) Вв 3) ав 8) Ав  4) аВ 9) вв  5) АА 10) АВ

2. Укажите среди указанных генов

А.аллельные

Б. неаллельные

1) аА 6) ВВ

2) аа 7) Вв 3) ав 8) Ав

4) аВ 9) вв

5) АА 10) АВ

3. Восстановите соответствие между гаметами и зиготами 1. ААВВ А) аВ; ав 2. АаВВ Б) ав; ав 3. ааВв В) АВ; АВ 4. аавв Г) АВ; аВ

3. Восстановите соответствие между гаметами и зиготами

1. ААВВ

А) аВ; ав

2. АаВВ

Б) ав; ав

3. ааВв

В) АВ; АВ

4. аавв

Г) АВ; аВ

Тема урока:  Генетика пола и наследование сцепленное с полом Задачи: Выяснить или изучить  1.Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки. 2.Хромосомное определение пола. 3.Наследование признаков, сцепленных с полом (на примере наследования заболеваний).

Тема урока: Генетика пола и наследование сцепленное с полом

  • Задачи:
  • Выяснить или изучить

1.Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки.

2.Хромосомное определение пола.

3.Наследование признаков, сцепленных с полом (на примере наследования заболеваний).

Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.

Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют аутосомами . Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют половыми хромосомами Общее число, размер и форма хромосом- кариотип

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют

аутосомами .

Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют

половыми хромосомами

Общее число, размер и форма хромосом- кариотип

У человека 23 пары гомологичных хромосом Последняя пара – это половые хромосомы

У человека

23 пары гомологичных хромосом

Последняя пара – это половые хромосомы

Механизм определения пола у дрозофил.  У самца образуются гаметы двух типов, у самки все гаметы одинаковые

Механизм определения пола у дрозофил. У самца образуются гаметы двух типов, у самки все гаметы одинаковые

Диплоидная клетка организма человека содержит: 46 хромосом = 23 пары гомологичных  хромосом 22 пары аутосом,  1 пара - половые хромосомы  у мужчины у женщины  XY  XX

Диплоидная клетка

организма человека содержит:

  • 46 хромосом = 23 пары гомологичных

хромосом

  • 22 пары аутосом,
  • 1 пара - половые хромосомы

у мужчины у женщины

XY XX

Схема формирования пола у человека Р: ♀ 44А+ХХ ♂ 44А+ХУ 22А+Х 22А+Х 22А+ Y 22А+Х ♀ 44А+ХХ ♂ 44А+Х Y

Схема формирования пола у человека

Р:

44А+ХХ

44А+ХУ

22А+Х

22А+Х

22А+ Y

22А+Х

44А+ХХ

44А+Х Y

В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика;  к юношескому возрасту на 100 девушек - 100 юношей; к 50 годам на 100 женщин— 85 мужчин; к 85-летнему возрасту на 100 женщин -всего 50 мужчин.
  • В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика;
  • к юношескому возрасту на 100 девушек - 100 юношей;
  • к 50 годам на 100 женщин— 85 мужчин;
  • к 85-летнему возрасту на 100 женщин -всего 50 мужчин.
♀ ♂ 1 тип ХХ ХУ или ХХ характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб

1 тип

ХХ ХУ или ХХ

характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб

2 тип ♂ ♀  ХУ ХХ характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых)

2 тип

ХУ ХХ

характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых)

3 тип ♂ ♀  ХУ Х0 (0 -отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые)

3 тип

ХУ Х0

(0 -отсутствие хромосом)

встречается у некоторых насекомых (прямокрылые)

4 тип ♂ ♀ ♀  Х0 ХУ встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли)

4 тип

Х0 ХУ

встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли)

гаплоидно-диплоидный тип 5 тип ♀ ♂ 2 n n встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных)

гаплоидно-диплоидный тип

5 тип

2 n n

встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных)

Половые хромосомы  Х - хромосома  связана с больше чем 300 болезнями  (дальтонизм, аутизм, гемофилия, умственное развитие, мускульная дистрофия).   Х- хромосомы могут затрагивать  мужчин, т.к. они не имеют другой Х-хромосомы, чтобы дать компенсацию за ошибки. Х-хромосома

Половые хромосомы

Х - хромосома

связана с больше чем 300 болезнями

(дальтонизм, аутизм, гемофилия,

умственное развитие, мускульная

дистрофия).

Х- хромосомы могут затрагивать

мужчин, т.к. они не имеют другой

Х-хромосомы, чтобы дать

компенсацию за ошибки.

Х-хромосома

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y -хромосомах .

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y -хромосомах .

Аномалии в наследовании пола синдром Клайнфельтера ( XYY )

Аномалии в наследовании пола

  • синдром Клайнфельтера ( XYY )
синдром Тернера (ХО)

синдром Тернера (ХО)

Задача Женщина, носительница гемофилии выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье? Ген несвертываемости крови наследуется как сцепленный с Х хромосомой рецессивный признак. Болеют только мужчины, а женщины носительницы.

Задача

  • Женщина, носительница гемофилии выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье? Ген несвертываемости крови наследуется как сцепленный с Х хромосомой рецессивный признак. Болеют только мужчины, а женщины носительницы.
Схема наследования гемофилии Х H  – нормальная свёртываемость крови Х h  – гемофилия Р ♀ Х H  Х h х ♂ Х H У;  Носит. Норм. G Х H Х H     Х h У F 1 ♀ Х H Х H ; ♂ Х H У ; ♀ Х H Х h ; ♂ Х h У  Норм. Норм. Носит. Гемоф.

Схема наследования гемофилии

  • Х H – нормальная свёртываемость крови
  • Х h – гемофилия
  • Р ♀ Х H Х h х ♂ Х H У;
  • Носит. Норм.
  • G Х H Х H

Х h У

  • F 1 ♀ Х H Х H ; ♂ Х H У ; ♀ Х H Х h ; ♂ Х h У

Норм. Норм. Носит. Гемоф.

3.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.

3.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.

Гемофилия Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

Гемофилия

Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

ТЕСТ на определение дальтонизма При нормальном зрении на всех рисунках должна приблизительно одинаково различаться цифра «12» Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

ТЕСТ на определение дальтонизма

При нормальном зрении на всех рисунках должна приблизительно одинаково различаться цифра «12»

Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

Наследование дальтонизма Женщины мужчины Х D Х D – норма Х D Х d – норма, носитель Х d Х d - дальтонизм Х DY - норма Х dY - дальтонизм

Наследование дальтонизма

Женщины

мужчины

  • Х D Х D – норма
  • Х D Х d – норма, носитель
  • Х d Х d - дальтонизм
  • Х DY - норма
  • Х dY - дальтонизм
Вывод: Гетерогаметный потомок ( XY ) Х-хромосому всегда получает от гомогаметного родителя ( XX ), а единственная Х-хромосома гетерогаметного родителя попадает к гомогаметному потомку ( XX ) (то есть признаки наследуются от матери к сыновьям, от отца к дочерям). Поэтому мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу.
  • Вывод:

Гетерогаметный потомок ( XY ) Х-хромосому всегда получает от гомогаметного родителя ( XX ), а единственная Х-хромосома гетерогаметного родителя попадает к гомогаметному потомку ( XX ) (то есть признаки наследуются от матери к сыновьям, от отца к дочерям). Поэтому мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу.

У кошек рыжая окраска (В) доминирует над черной ( b ), у гетерозигот (В b ) черепаховая (трехцветная окраска) шерсти. Ген окраски локализован в Х хромосоме. Какое потомство можно ожидать от скрещивания рыжей кошки и черного кота.

У кошек рыжая окраска (В) доминирует над черной ( b ), у гетерозигот (В b ) черепаховая (трехцветная окраска) шерсти. Ген окраски локализован в Х хромосоме. Какое потомство можно ожидать от скрещивания рыжей кошки и черного кота.

Р Х В Х В Х в У  Черная  кошка Х Рыжий  кот Гаметы Х В Х В Х в  У F 1 Х В Х в  Х В У Черепаховая Черный Кот кошка

Р Х В Х В Х в У

Черная кошка Х Рыжий кот

Гаметы Х В Х В Х в У

F 1 Х В Х в Х В У

Черепаховая

Черный

Кот

кошка

Решить задачу Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак.

Решить задачу

  • Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак.

Решить задачу В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.

Решить задачу

В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.

Домашнее задание  По учебнику И.Н. Пономаревой, §23,26, вопросы после параграфа, термины

Домашнее задание По учебнику И.Н. Пономаревой, §23,26, вопросы после параграфа, термины


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!