Иконография образа Пресвятой Богородицы
Оранта
Благовещение
Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова. Самое древнее изображение, дошедшее до нашего времени- катакомбные росписи .
Катакомбы – это погребальные пещеры в Риме, где ранние христиане проводили богослужение. На стенах и камнях катакомб сохранились изображения раннехристианских времен (сцены Благовещения и Рождества Христова)
В III веке получают распространения рельефные изображения Евангельских сюжетов, но до иконы ещё было далеко
Первые сюжеты с изображением Богородицы носили исторический характер, они иллюстрировали события священной истории, но по сути своей ещё не были теми святынями, перед которыми возносились христианские молитвы Пречистой Деве
Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом. II век, Катакомбы Присциллы, Рим
Еще во дни земной жизни Матери Божией апостол Лука изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным младенцем на руках. Увидев свое изображение на иконах, Она повторила свое пророческое слово:
«Благодать Родшагося
от Мене и Моя с сими
иконами да будет».
Одигитрия, апостола и евангелиста Луки
Христианская культура несколько веков искала адекватный способ выражения христианского откровения. Только в середине 5 века появляются иконы Богородицы, в собственном смысле слова. То есть возникает иконописание как традиция.
На Иконах Богородица традиционно изображается в определенных одеждах:
- мафорий – покрывало замужней женщины, закрывающем голову и окутывающем почти всю фигуру.
- туника – длинное платье до пола;
- Мафорий украшают три звезды
- Покрытая голова Богородицы не просто дань восточно – христианской традиции, а глубокий смысл –знак Её Материнства и полной принадлежности Богу.
- Ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого цвета
икона «Взыскание погибших»
Обычай западного происхождения изображать Богородицу с непокрытой головой.
Смоленская икона Божией Матери Казанская икона Божьей Матери
Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение.
Иконы Богоматери тем более были любимы, что Её образ близок народной душе, доступен, ей открывалось сердце, может даже больше, чем Христу. В народном сознании господствовали представления о Боге, – как Грозном Судии, а Божией Матери - вечной Заступнице, способной смягчить гнев Божий
Икона Божией Матери “Неувядаемый цвет”
Условно все многообразие икон Богородицы можно разделить на три иконографических типа :
Среда, 06 Февраля 2013 г. 13:46 + в цитатник
«Оранта» лат. Молящаяся .
Богоматерь представлена с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу. На поясе висит лентион (полотенце), которым Она утирает слезы скорбящим.
- Фигура Богородицы, изображенная в полный рост с Богомладенцем в круглом медальоне на уровне груди, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».
Икона Богоматери «Платитера». XV в. Греция
В 11-12 веках появляется поясное изображение икон типа «Великая Панагия », которые в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение».
Одно из значений славянского слова знамение –чудо.
Другой тип иконографии - «Одигитрия» (от греч. «Путеводительница») - один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом.
Икона Божией Матери ОДИГИТРИЯ Назарий Истомин . 1630 год.
Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия)
Фигура Богородицы представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Её руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, а другой рукой указывает на Него. Христос одной рукой благословляет Мать, а в Её лице и нас. В другой руке Он держит свиток(закон), есть варианты : скипер и держава, книга.
Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверь XV века Византия
Не ранее 10 века встречается ещё один распространенный иконографический тип иконы Божией Матери «Елеуса» ( греч. Милующая) , на Руси - «Умиление».
Икона Умиление Пресвятой Богородицы
Псково-Печерская икона «Умиление»
Особенность иконографии Умиления является соединенность ликов Спасителя и Богородицы. Богомладенец прильнул к щеке Девы Марии, рученьками и ликом устремлен к Матери ,а Мать лицом и всем своим существом устремлена к младенцу, их любовь безгранична.
«Радуйся, Невесто- Неневестная!» Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России
- Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божьей матери
- Много тому причин: и древнее происхождение от апостола Луки, и события связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву, и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар...
- Икона Богородицы «Утоли моя печали». Она относится к иконографическому типу «Умиления»
- Пресвятая Богородица изображена с Младенцем Христом, у которого в руках развернут свиток со словами:
- «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите»
- Мы рассмотрели три главных типа иконографии Божьей Матери с Младенцем Христом. Их отношения, представленные на иконе можно разделить по трем христианским добродетелям – вера, надежда, любовь – и так запомнить эти три типа иконографии.
- «Оранта» - Молящаяся – вера
- «Одигитрия» - Путеводительница – надежда
- «Елеуса» - Милующая – «Умиление» - любовь
Вера - ??
Надежда - ??
Любовь - ??
- «Самым лучшим почитанием Марии является подражание Ей в Её любви к Своему Сыну и Господу нашему Иисусу Христу»
Этой любви и учат нас Богородичные иконы
Западный богослов