Урок русского языка
в 6 классе
по теме: «Глагол»
Учитель: Алиева Ф.Ф
Цели урока
- Образовательные: повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»
- Развивающие: продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте
- Воспитательные: воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку
“ Глагол - самая огнепышущая часть
речи, самая живая и яркая. В глаголе
струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка. Да ведь и
назначение глагола – выражать само
действие!”
Алексей Кузьмич Югов
Разминка Задание . Разделить слова с учётом их правописания на две группы:
Раскаиваешься, багаж, молодёжь,
сберечь, дач, стеречь, упряжь,
пастбищ, ориентируешься
Глагол
ЕПИФАН
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог !..
ТИМОНЯ
Брат Тимоня средним был.
Только командовать любил.
Только слышно от него:
То возьми! Подай того!
ИВАН
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
Жили братья, не тужили. Да напал на то царство – государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога свою землю.
ЕПИФАН
Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы змея победил,
Если б тятька разбудил!...
ТИМОНЯ
Эй, Ванюшка, эй, дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю–
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
ИВАН
Вижу: час настал мой, братцы,
В путь –дорогу собираться.
Я за землю, за свою,
Постою в любом бою!
Меч возьму себе в подмогу.
ТИМОНЯ
- Ну, иди, Ванюша с Богом!..
ЕПИФАН
ТИМОНЯ
ИВАН
Выписать глаголы, которые будут употреблять братья в своей речи.
ЕПИФАН
ТИМОНЯ
ИВАН
1. С людьми советуйся, а ума не теряй.
2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.
5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом.
7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Царь-отец рассержен очень. Братьев он зовет пред очи:
-Брат Иван пошел сражаться,-
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачу!
Будет худо вам иначе!
Задание. Помогите Епифану найти третье лишнее:
Возвратиться выскочить пить
бежать копать пилить
рассеяться поливать таять
И опять поближе к ночи Братьев царь зовет пред очи: - Не хотите наказанья? Вот – ка вам еще заданье!
Задание. Помогите Тимоне вставить нужную гласную.
Держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь,вытр…шь, рису…м
А Иван-то где, ребята? Ох, Ивану трудновато!.. Камень на его дороге. Обойдется ль без подмоги?
Осилишь задачу-
найдешь удачу!
Задание. Помогите Ивану в данных пословицах вставить пропущенные буквы, графически выделяя орфограммы.
- Бе… смелости (не)возьм…ш... и крепости.
- Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
- По твоим делам о тебе суд…т.
- Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
- В.лков разбуд…ш…– и сам (не) усн…ш….
Итоги урока
Синквейн (от франц. пятистишие )
- В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
- Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
- Четвертая строка – фраза, предложение из четырех слов, выражающая отношение к теме
- Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Рефлексия
Домашнее задание
Сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»