КАВКАЗ
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной...
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.
«Урок-путешествие «Поднимись на вершину» по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Лингвистический анализ текста».
Наша цель: подняться на вершину, показав свои знания.
1 шаг « Кавказ. Географическое положение». Морфемный разбор.
Кавказский – Кавказ
Индивидуальное задание: найти в толковом словаре слова Кавказский, кавказцы, прочитать значения слов. Подумать какое из данных слов однозначное , какое- многозначное.
2 шаг «Кавказская война. Л.Н.Толстой на военной службе Кавказской армии»
Шаг 3 « Давайте познакомимся».
Физминутка.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
Шаг 4. «Незаметные мелочи»
Шаг 5 « Тайны слова».
Аул – ?
Сакля - ?
Бешмет - ?
Чалма - ?
Джигит - ?
Алла(х) - ?
Монисто - ?
Шаг 6 « Я рисую».
Шаг 7 «Учимся анализировать»
1 группа
Быт и нравы жителей аула.
- опишите аул;
- одежду горцев;
- расскажите об убранстве дома.
2 группа
Расскажите о дружбе Жилина и Дины:
- их первая встреча;
- подарки для Дины;
- помощь Дины.
Вершина горы
1
2
4
3
5
6
Ответы : бешмет, сакля, лоханка, мулла, аул, Уляшин.
Закончи предложения:
Мне понравилось…
Я понял(а), что…
Я научился(ась)…
Мне близка мысль…
Я согласен(на) с тем, что…
Я думаю, что…
Какие еще вопросы у меня остались после чтения рассказа….
Домашнее задание предполагает ваш выбор.
- Подробный пересказ понравившегося эпизода;
- Устное рисование по одному из эпизодов картины;
- Составление вопросов по рассказу.