Правописание пре, при.
Презентация учителя русского языка и
литературы высшей категории
Хубиевой Н.Х.
- Двадцать первое ноября.
- Классная работа.
Вставить пропущенные буквы:
Предл..г, сл..гаемое, р..стение, выр..щивать, отр..сль, р..сток, к..саться, прик..сновение, заг..р, приг..рел, дог..рала, соб..ру, выб..рать, ст..раю, ст..реть, з..ря, оз..рение, З..рька, з..ри.
Вставить пропущенные буквы:
Предл о г, сл а гаемое, р а стение, выр а щивать, отр а сль, р о сток, к а саться, прик о сновение, заг а р, приг о рел, дог о рала, соб е ру, выб и рать, ст и раю, ст е реть, з а ря, оз а рение, З о рька, з о ри.
Введение в проблему :
- Что является основной единицей языка?
- А какая часть слова изображена на доске?
- Как вы думаете, почему?
- А что такое приставка?
(Слово; схема приставки)
Приставка -
часть слова, стоящая перед корнем и
служащая для образования
новых слов
6
и
В стране Лингвинии жили сёстры - приставки При и Пре . Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов. И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки Пре- . Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При- , её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать»переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется». Задумалась Пре- , понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный». Перевоспиталась приставка Пре- , осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.
- О каких приставках говорится в этой сказке?
- - Знаете ли вы что - нибудь об этих приставках?
- -Как вы думаете, какие цели нашего урока?
- - Запишите тему урока
Правописание гласных в приставках пре и при
Цели урока:
- Сформулировать
правило о правописании гласных е – и в приставках пре и при
- Научиться применять
это правило для написания слов с приставками пре и при
Правописание приставок пре- и при-
Значение приставок
Примеры
1. Приближение
Прибыл, приплыл, прилетел, придет, прилетит, приплывет
2. Присоединение
Привинтил, прикрутил, приклеил, пришил
3. Неполнота действия
Прикусил, пригорело
4. Близость нахождения (=около, рядом, вблизи)
Пришкольный, пригород, привокзальная
5. Сходное со значением слова очень (Пре = ОЧЕНЬ)
6. Сходное со значением приставки пере (ПРЕ = ПЕРЕ)
Предлинный, прежадный, премилый, премудрый, прекрасный
Непрерывные, преграда, преломить
Лингвистическая разминка:
Пр…весёлый, пр…брежный, пр…вести, пр…открыть, пр…зидент, пр…бить, пр…жать, пр…каспийский, пр…шить, пр…школьный, пр…большой, пр…быть(на работу), пр…красный, пр…добрый
Работа по парам:
- 1 пара-упр.205
- 2 пара-упр.206
- 3 пара-упр.207
Физминутка.
- -Потрудились - отдохнем,
- Встанем, глубоко вздохнем.
- Влево, вправо поворот.
- Разминаясь, вспомним склонение имен существительных. Если назову сущ 1скл -вы приседаете; если 2 скл -руки в стороны; 3 скл-круговые вращения головой.
- Ветер, вишня, клен, лестница, полет, пластилин, ночь, красота, дичь, море.
- Руки плавно опустили
- Всем улыбки подарили.
- Спасибо! Садитесь, продолжаем работать.
"Проверь знания у соседа":
Пр...морский парк, пр...шить пуговицу, пр...удивительная история, пр...следовать врага, пр...градить путь, пр...нести тетрадь, пр...расти к дереву.
Подготовка к ВПР. Работа с текстом
- « Всю ночь шел дождь. На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замерзли на высоких деревьях. Утром лесничий открыл двери своего домика, оглянулся и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик быстро прибежал в сени, высунул голову из дверей и проговорил: «Деревья стеклянные!» Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял прекрасный. Все кругом обледенело. Даже самая тоненькая веточка была заключена в стеклянную трубочку. Деревья склонились под тяжелым ледяным грузом, словно задумались». (П.Васильева.)
Задания к тексту:
- Задания к тексту: 1.Прослушайте текст, озаглавьте его, определите стиль текста, тип речи.
- 2.Подберите синонимы к слову сильный (ветер)
- 3.Выписать из текста слова с приставками пре и при
Мозговой штурм
- Расположенный у берега.
- Задуматься на некоторое время.
- Участок около школы.
- Гнаться за кем-нибудь.
- Слегка задеть что-либо.
- Вызывающий восхищение, красивый.
- Немного открыть окно.
- Расположенный у дороги
- Спуститься с неба на землю.
- Очень длинный.
- участок при школе –
- кафе при дороге –
- огород при усадьбе –
- немного поднял –
- немного хромает –
- ненадолго лег –
- ненадолго сел –
- очень хорошенький
- очень гадкий
- очень добрый
Итоги урока
Наши цели
Мы смогли
Рефлексия
- - какова тема урока?
- - какую цель ставили?
- - достигли ли цели?
- - какое правило использовали?
- - что было интересно на уроке?
- - что было трудно?
- - где ваши знания пригодятся?
- -оцените свою работу, поставьте оценку.
- -кто поработал на «5»? «4»? «3»?
- -поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?
- -оцените работу своей пары.
Домашняя работа
Параграф 40 , упр. 204 , стр. 114