СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к педагогическому проекту «Мотивация школьников к изучению химии через использование оптимальных педагогических технологий»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если подобрать оптимальные педагогические технологии, то можно значительно повысить мотивацию обучающихся к изучению химии

Просмотр содержимого документа
«Презентация к педагогическому проекту «Мотивация школьников к изучению химии через использование оптимальных педагогических технологий»»

 Педагогический проект   «Мотивация школьников к изучению химии через использование оптимальных педагогических технологий»   учитель химии  МОУ СОШ №13  с. Ореховка Петровского района  Ставропольского края  Калашниковой Светланы Ивановны 2012 год

Педагогический проект «Мотивация школьников к изучению химии через использование оптимальных педагогических технологий»

учитель химии МОУ СОШ №13 с. Ореховка Петровского района Ставропольского края Калашниковой Светланы Ивановны

2012 год

Актуальность проекта Практическая направленность на формирование положительных мотивов к изучению химии Гуманизация образования (в центре – личность) Формирование коммуникативных компетенций

Актуальность проекта

Практическая направленность на формирование положительных мотивов к изучению химии

Гуманизация образования (в центре – личность)

Формирование коммуникативных компетенций

Противоречия Высокие требования программы по химии к выпускнику Низкий уровень мотивации обучающихся к изучению наук Необходимость обладать информационной компетентностью Информационная компетентность школьников на низком уровне Ведущая роль САМОстоятельности в обучении Субъект-объектная модель обучения

Противоречия

Высокие требования программы по химии к выпускнику

Низкий уровень мотивации обучающихся к изучению наук

Необходимость обладать информационной компетентностью

Информационная компетентность школьников на низком уровне

Ведущая роль САМОстоятельности в обучении

Субъект-объектная модель обучения

Цель проекта Повысить мотивацию обучающихся к изучению химии, подобрав и внедрив оптимальные педагогические технологии

Цель проекта

Повысить мотивацию обучающихся к изучению химии, подобрав и внедрив оптимальные педагогические технологии

Задачи проекта Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения химии. Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся. Подобрать оптимальные педагогические технологии, способствующие формированию положительных мотивов к изучению химии. Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике (мониторинг качества знаний по химии, мотивации к изучению химии). Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Задачи проекта

  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения химии.
  • Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
  • Подобрать оптимальные педагогические технологии, способствующие формированию положительных мотивов к изучению химии.
  • Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике (мониторинг качества знаний по химии, мотивации к изучению химии).
  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Гипотеза Если подобрать оптимальные педагогические технологии, то можно значительно повысить мотивацию обучающихся к изучению химии. Если подобрать оптимальные педагогические технологии, то можно значительно повысить мотивацию обучающихся к изучению химии.

Гипотеза

Если подобрать оптимальные педагогические технологии, то можно значительно повысить мотивацию обучающихся к изучению химии.

  • Если подобрать оптимальные педагогические технологии, то можно значительно повысить мотивацию обучающихся к изучению химии.
Новизна опыта Дифференциро-ванный подход к обучению Интеграция педагогических технологий

Новизна опыта

Дифференциро-ванный подход к обучению

Интеграция педагогических технологий

Ожидаемые результаты  Овладение учащимися информационными ОУУ, соответствующими возрастным и психологическим возможностям, как средством социализации личности ученика.  Развитие творческих способностей учащихся.  Повышение общей информационной культуры учащихся.  Развитие мотивации к изучению химии за счет расширения пространства учебного предмета, что повысит качество химического образования.

Ожидаемые результаты

  • Овладение учащимися информационными ОУУ, соответствующими возрастным и психологическим возможностям, как средством социализации личности ученика.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Повышение общей информационной культуры учащихся.
  • Развитие мотивации к изучению химии за счет расширения пространства учебного предмета, что повысит качество химического образования.

Этапы проекта Подготовительный (8 кл., сентябрь – октябрь 2009 г.) 1. Разработка диагностических материалов для выявления уровня развития рефлексии в учебной деятельности.  2. Определение объекта мониторинга (8 в класс), проведение диагностики первоначального уровня мотивации учащихся к процессу обучения и процессу саморазвития. Реализующий (8-9 кл., ноябрь 2009 г. – апрель 2010 г.) 3. Подбор оптимальных педагогических технологий.  4. Подготовка дидактического материала по химии для 8-9 классов с учетом индивидуальных способностей учащихся (тесты, опорные схемы-конспекты, ЛСМ, кластеры, фишбоуны, карточки и т. д.).  5. Апробация накопленного материала на практике. Аналитический (9 кл., май – июнь 2011 г.) 6. Проведение мониторинговых исследований качества знаний, участие в ГИА по химии в новой форме.  8. Обобщение опыта работы.

Этапы проекта

Подготовительный

(8 кл., сентябрь – октябрь 2009 г.)

1. Разработка диагностических материалов для выявления уровня развития рефлексии в учебной деятельности. 2. Определение объекта мониторинга (8 в класс), проведение диагностики первоначального уровня мотивации учащихся к процессу обучения и процессу саморазвития.

Реализующий

(8-9 кл., ноябрь 2009 г. – апрель 2010 г.)

3. Подбор оптимальных педагогических технологий. 4. Подготовка дидактического материала по химии для 8-9 классов с учетом индивидуальных способностей учащихся (тесты, опорные схемы-конспекты, ЛСМ, кластеры, фишбоуны, карточки и т. д.). 5. Апробация накопленного материала на практике.

Аналитический

(9 кл., май – июнь 2011 г.)

6. Проведение мониторинговых исследований качества знаний, участие в ГИА по химии в новой форме. 8. Обобщение опыта работы.

Результаты вводной диагностики Методика А.К. Марковой и опросник Г. С Прыгина 8 в класс, 22 чел.

Результаты вводной диагностики

Методика А.К. Марковой и опросник Г. С Прыгина

8 в класс, 22 чел.

Результаты вводной диагностики В классе преобладают ученики (42%), которые способны проанализировать по просьбе учителя и не всегда адекватно оценить свою деятельность. Большинство учащихся (42%) имеют стремление узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета. Изредка задают уточняющие вопросы, сами не проявляют инициативы на уроке и по поводу участия в различных интеллектуальных состязаниях во внеурочное время.

Результаты вводной диагностики

В классе преобладают ученики (42%), которые способны проанализировать по просьбе учителя и не всегда адекватно оценить свою деятельность. Большинство учащихся (42%) имеют стремление узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета. Изредка задают уточняющие вопросы, сами не проявляют инициативы на уроке и по поводу участия в различных интеллектуальных состязаниях во внеурочное время.

Приемы повышения мотивации Факторы Характеристика факторов, способствующих формированию мотивов Отбор содержания деятельности 1. Интересная, оригинальная подача содержания 2. Личностная значимость для субъекта усвоения содержания 3. Высокая потребность во владении этим содержанием Разновидность деятельности 1. Проблемность 2. Возможность проявления активности и самостоятельности в выборе способа деятельности 3. Допустимость оригинального творческого выполнения работы 4. Наличие соревновательных элементов Побуждающие и стимулирующие приёмы 1. Позитивное эмоциональное отношение к деятельности. 2. Успешность результатов деятельности 3. Комплекс поощрительных действий

Приемы повышения мотивации

Факторы

Характеристика факторов, способствующих формированию мотивов

Отбор содержания деятельности

1. Интересная, оригинальная подача содержания

2. Личностная значимость для субъекта усвоения содержания

3. Высокая потребность во владении этим содержанием

Разновидность деятельности

1. Проблемность

2. Возможность проявления активности и самостоятельности в выборе способа деятельности

3. Допустимость оригинального творческого выполнения работы

4. Наличие соревновательных элементов

Побуждающие и стимулирующие приёмы

1. Позитивное эмоциональное отношение к деятельности.

2. Успешность результатов деятельности

3. Комплекс поощрительных действий

Типы уроков и методические приемы

1.

Тип урока

Вводные уроки

Деятельность учителя

2.

Применяемые методические приемы

3.

Уроки предъявления и изучения нового материала

Отрабатываю алгоритмы необходимых знаний

Проблемное объяснение, эвристическая беседа

Уроки применения знаний

Организую первичную обработку полученных знаний: составление тезисного плана, мини конспекта, ЛСМ, схемы, логической цепочки

4.

Проблемный рассказ учителя, мультимедийная презентация

Вырабатываю умения применять полученные ранее знания в приобретении опыта творческой деятельности. Работаю над повышением оперативности знаний

Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний

5.

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач

Урок проверки знаний и умений

Организую повторение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий

Составление таблиц и схем, сопоставление явлений, анализ источников, работа с текстом

Осуществляю контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач

Выполнение тестовых заданий, контрольная работа, решение задач, заслушивание сообщений учащихся, защита мини проектов

Пути и методы формирования положительной мотивации Учебная деятельность Деятельность под управлением учителя Самостоятельная деятельность Самообразова- тельная деятельность

Пути и методы формирования положительной мотивации

Учебная

деятельность

Деятельность

под управлением

учителя

Самостоятельная

деятельность

Самообразова-

тельная

деятельность

Оптимальные педагогические технологии ДМТ Игровые технологии Педагогические технологии ИКТ Проектная технология Технология разноуровневой дифференциации

Оптимальные педагогические технологии

ДМТ

Игровые

технологии

Педагогические

технологии

ИКТ

Проектная

технология

Технология

разноуровневой

дифференциации

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика Результаты ЕГЭ по химии в новой форме (2010 год) Колич. сдававших экзамен 1 чел. Средний тестовый балл 79

Итоговая диагностика

Результаты ЕГЭ по химии в новой форме (2010 год)

Колич. сдававших экзамен

1 чел.

Средний тестовый балл

79

Результаты проекта ГИПОТЕЗА ПОДТВЕРДИЛАСЬ 1.Повысился познавательный интерес и уровень мотивации к предмету. 2. Облегчилось усвоение учебного материала, в работу на уроке включился каждый ученик, что привело к повышению качества знаний. 3. Творческие задания дали возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирал для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работали со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирали более творческую работу 4.Большее число учащихся стало поступать в учебные заведения, связанные с химическим профилем и успешно обучаются в них. 5.Накоплен богатый дидактический материал.

Результаты проекта

ГИПОТЕЗА ПОДТВЕРДИЛАСЬ

1.Повысился познавательный интерес и уровень мотивации к предмету.

2. Облегчилось усвоение учебного материала, в работу на уроке включился каждый ученик, что привело к повышению качества знаний.

3. Творческие задания дали возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирал для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работали со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирали более творческую работу

4.Большее число учащихся стало поступать в учебные заведения, связанные с химическим профилем и успешно обучаются в них.

5.Накоплен богатый дидактический материал.

Информационные ресурсы

  • А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя, Просвещение, 1990.
  • А.К.Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 1983.
  • А.К.Колечко, Энциклопедия педагогических технологий, С.-Петербург, 2002
  • Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр "Академия", 2005. - 288 с.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии, 8-11 классы-
  • М.: Дрофа, 2002-2005 г.г.
  • Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических. учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. – 176 с.
  • Суровцева Р. П., Гузей Л.С. Химия. 8-9 классы: Методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 80 с.
  • Химия: Неорганическая химия: 8-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2003. – 296 с. (Я иду на урок).
  • Шукайло А. Д. Тематические игры по химии. 8 класс. Методическое пособие для учителя. - М:. ТЦ Сфера, 2003. – 95 с.
  • Я иду на урок химии: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 272 с.: ил.
  • www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html  · 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование
  • www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm  · 37 КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ
  • http://www.i-u.ru/biblio/archive/psihologija_i_pedagogika/14.aspx Опросник Г.С. Прыгина
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Педагогические технологии.
  • http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/st/2005/galygina2s.pdf СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ