Просмотр содержимого документа
«Презентация к педагогическому совету «Организация и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО»»
МБОУ СОШ № 65 г. Новосибирск 1.11.2019 Педагогический совет «Организация и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО»
Рекомендации по организации работы над индивидуальным проектом как формы промежуточной аттестации по итогам освоения основной образовательной программы основного общего образования
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» статья 12 основные образовательные программы (далее - ООП) общего образования «определяют содержание образования». В этом же ФЗ в статье 28 закреплена компетентность образовательной организации в части разработки и утверждения ООП в соответствии с уровнем образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС).
- ФГОС предъявляет требования к планируемым предметным и метапредметным результатам, а именно «Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области по их применению и преобразованию в учебно-проектных ситуациях» (п. 8 Приказ Минобрнауки №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»).
- В п. 12 Приказа Минобрнауки №1897 зафиксировано, что «При итоговом оценивании результатов освоение обучающимися ООП ООО должна учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности ».
Основным документом , определяющим отбор содержания проектной деятельности, является ФГОС ООО, в котором в качестве направлений проектов указаны: исследовательское,
инженерное,
прикладное,
информационное,
социальное,
игровое
творческое
(пункт 18.2.1, подпункт 4).
При построении проектной деятельности учителю важно учесть следующее:
- тема проекта должна быть интересна для обучающегося, совпадать с кругом интересов учителя (руководителя проекта);
- суть проблемы должна быть обучающимся точно и ясно осознана, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Ответив на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект?», обучающийся определяет цель своей работы и определяет, что для этого следует сделать. Педагог оказывает помощь ученику в выборе способов достижения цели и решения задач, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет достичь в итоге. Это поможет представить ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Выбор темы
Темы проектных работ целесообразно формулировать исходя из проблемы, для решения которой разрабатывается (проектируется) тот или иной продукт, например: «Как обустроить школьную теплицу» («Обустройство школьной теплицы»), «Как подготовиться к сдаче ГТО учащемуся 9-го класса» («Подготовка к сдаче ГТО учащихся 9-х классов»), «Как привлечь обучающихся к чтению классической литературы» («Привлечение обучающихся к чтению классической литературы») и т.п.
Выбор темы
Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств:
- учитывается содержание школьных программ;
- учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся;
- учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.);
- учитываются особенности личности обучающихся;
- учитывается практическая значимость ожидаемых результатов.
Обоснование актуальности
- в школьных условиях актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы:
- 1. Почему выбрана данная тема?
- 2.Почему тема действительно интересна для ученика, чем интересна с практической точки зрения?
- 3.Какие новые знания предполагается получить?
- 4. Каков замысел проекта в целом?
- 5.Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать ученику?
Определение проблемы
- Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании обучающегося. Проблему лучше формулировать в виде вопроса.
- Пример проблемы: есть ли общее в процессе происхождения фамилий людей?
Формулирование гипотезы
Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для ученика. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза).
Формулирование гипотезы
- Пример описательной гипотезы: если мы не обеспечим качественную очистку химических отходов, то состояние окружающей среды соответственно будет изменяться от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ
- Пример объяснительной гипотезы:
- Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как
(объяснение эффекта). Если мы изучим культуру и традиции людей , то это позволит нам изучить происхождение фамилий…
Формулирование цели
- В цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели.
- Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)»
Содержание задач
- Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов).
- Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира.
- Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем
Содержание задач
- Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели.
- Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы.
Продукты проекта
- Такими продуктами могут быть: таблица аналитического сравнения, логическая схема, модель, чертежи, разработанный учеником пошаговый алгоритм выполнения какой-то задачи, план создания чего-либо (парка, макета), компьютерная программа, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, журнал, справочник, учебное пособие, маршрут путешествия и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Зам.директора по УВР
Воронина Т.С.
МБОУ СОШ № 65
Новосибирск, 2019 г.