СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к педагогическому совету «Организация и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации даются рекомендации по организации работы над индивидуальном итговом проектом учащихся 9 классов, обучаемым по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к педагогическому совету «Организация и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО»»

   МБОУ СОШ № 65 г. Новосибирск  1.11.2019  Педагогический совет  «Организация и содержание проектной  и учебно-исследовательской деятельности учащихся  в соответствии с требованиями ФГОС ОО»

МБОУ СОШ № 65 г. Новосибирск 1.11.2019 Педагогический совет «Организация и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО»

   Рекомендации по организации работы над индивидуальным проектом как формы промежуточной аттестации по итогам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Рекомендации по организации работы над индивидуальным проектом как формы промежуточной аттестации по итогам освоения основной образовательной программы основного общего образования

 В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» статья 12 основные образовательные программы (далее - ООП) общего образования «определяют содержание образования». В этом же ФЗ в статье 28 закреплена компетентность образовательной организации в части разработки и утверждения ООП в соответствии с уровнем образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» статья 12 основные образовательные программы (далее - ООП) общего образования «определяют содержание образования». В этом же ФЗ в статье 28 закреплена компетентность образовательной организации в части разработки и утверждения ООП в соответствии с уровнем образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС).

ФГОС предъявляет требования к планируемым предметным и метапредметным результатам, а именно «Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области по их применению и преобразованию в учебно-проектных ситуациях» (п. 8 Приказ Минобрнауки №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»).
  • ФГОС предъявляет требования к планируемым предметным и метапредметным результатам, а именно «Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области по их применению и преобразованию в учебно-проектных ситуациях» (п. 8 Приказ Минобрнауки №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»).
В п. 12 Приказа Минобрнауки №1897 зафиксировано, что «При итоговом оценивании результатов освоение обучающимися ООП ООО должна учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности ».
  • В п. 12 Приказа Минобрнауки №1897 зафиксировано, что «При итоговом оценивании результатов освоение обучающимися ООП ООО должна учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности ».
Основным документом , определяющим отбор содержания проектной деятельности, является ФГОС ООО, в котором в качестве направлений проектов указаны: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое  творческое  (пункт 18.2.1, подпункт 4).

Основным документом , определяющим отбор содержания проектной деятельности, является ФГОС ООО, в котором в качестве направлений проектов указаны: исследовательское,

инженерное,

прикладное,

информационное,

социальное,

игровое

творческое

(пункт 18.2.1, подпункт 4).

 При построении проектной деятельности учителю важно учесть следующее: тема проекта должна быть интересна для обучающегося, совпадать с кругом интересов учителя (руководителя проекта); суть проблемы должна быть обучающимся точно и ясно осознана, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно.

При построении проектной деятельности учителю важно учесть следующее:

  • тема проекта должна быть интересна для обучающегося, совпадать с кругом интересов учителя (руководителя проекта);
  • суть проблемы должна быть обучающимся точно и ясно осознана, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно.
 В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Ответив на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект?», обучающийся определяет цель своей работы и определяет, что для этого следует сделать. Педагог оказывает помощь ученику в выборе способов достижения цели и решения задач, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет достичь в итоге. Это поможет представить ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Ответив на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект?», обучающийся определяет цель своей работы и определяет, что для этого следует сделать. Педагог оказывает помощь ученику в выборе способов достижения цели и решения задач, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет достичь в итоге. Это поможет представить ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Выбор темы  Темы проектных работ целесообразно формулировать исходя из проблемы, для решения которой разрабатывается (проектируется) тот или иной продукт, например: «Как обустроить школьную теплицу» («Обустройство школьной теплицы»), «Как подготовиться к сдаче ГТО учащемуся 9-го класса» («Подготовка к сдаче ГТО учащихся 9-х классов»), «Как привлечь обучающихся к чтению классической литературы» («Привлечение обучающихся к чтению классической литературы») и т.п.

Выбор темы

Темы проектных работ целесообразно формулировать исходя из проблемы, для решения которой разрабатывается (проектируется) тот или иной продукт, например: «Как обустроить школьную теплицу» («Обустройство школьной теплицы»), «Как подготовиться к сдаче ГТО учащемуся 9-го класса» («Подготовка к сдаче ГТО учащихся 9-х классов»), «Как привлечь обучающихся к чтению классической литературы» («Привлечение обучающихся к чтению классической литературы») и т.п.

Выбор темы  Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств: учитывается содержание школьных программ; учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся; учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.); учитываются особенности личности обучающихся; учитывается практическая значимость ожидаемых результатов.

Выбор темы

Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств:

  • учитывается содержание школьных программ;
  • учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся;
  • учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.);
  • учитываются особенности личности обучающихся;
  • учитывается практическая значимость ожидаемых результатов.
Обоснование актуальности  в школьных условиях актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов.  При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы: 1. Почему выбрана данная тема? 2.Почему тема действительно интересна для ученика, чем интересна с практической точки зрения? 3.Какие новые знания предполагается получить? 4. Каков замысел проекта в целом? 5.Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать ученику?

Обоснование актуальности

  • в школьных условиях актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы:
  • 1. Почему выбрана данная тема?
  • 2.Почему тема действительно интересна для ученика, чем интересна с практической точки зрения?
  • 3.Какие новые знания предполагается получить?
  • 4. Каков замысел проекта в целом?
  • 5.Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать ученику?
Определение проблемы Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании обучающегося. Проблему лучше формулировать в виде вопроса. Пример проблемы: есть ли общее в процессе происхождения фамилий людей?

Определение проблемы

  • Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании обучающегося. Проблему лучше формулировать в виде вопроса.
  • Пример проблемы: есть ли общее в процессе происхождения фамилий людей?
Формулирование гипотезы  Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для ученика. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза).

Формулирование гипотезы

Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для ученика. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза).

Формулирование гипотезы Пример описательной гипотезы: если мы не обеспечим качественную очистку химических отходов, то состояние окружающей среды соответственно будет изменяться от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ Пример объяснительной гипотезы: Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как  (объяснение эффекта). Если мы изучим культуру и традиции людей , то это позволит нам изучить происхождение фамилий…

Формулирование гипотезы

  • Пример описательной гипотезы: если мы не обеспечим качественную очистку химических отходов, то состояние окружающей среды соответственно будет изменяться от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ
  • Пример объяснительной гипотезы:
  • Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как

(объяснение эффекта). Если мы изучим культуру и традиции людей , то это позволит нам изучить происхождение фамилий…

Формулирование цели В цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели. Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)»

Формулирование цели

  • В цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели.
  • Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)»
Содержание задач Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов). Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира. Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем

Содержание задач

  • Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов).
  • Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира.
  • Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем
Содержание задач Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели. Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы.

Содержание задач

  • Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели.
  • Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы.
Продукты проекта Такими продуктами могут быть: таблица аналитического сравнения, логическая схема, модель, чертежи, разработанный учеником пошаговый алгоритм выполнения какой-то задачи, план создания чего-либо (парка, макета), компьютерная программа, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, журнал, справочник, учебное пособие, маршрут путешествия и т.д.

Продукты проекта

  • Такими продуктами могут быть: таблица аналитического сравнения, логическая схема, модель, чертежи, разработанный учеником пошаговый алгоритм выполнения какой-то задачи, план создания чего-либо (парка, макета), компьютерная программа, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, журнал, справочник, учебное пособие, маршрут путешествия и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Зам.директора по УВР Воронина Т.С. МБОУ СОШ № 65 Новосибирск, 2019 г.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Зам.директора по УВР

Воронина Т.С.

МБОУ СОШ № 65

Новосибирск, 2019 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!