МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5»
«Мотивация и мобильность педагогов в профессиональной самореализации»
через развитие Soft skills компетенций
Педагогический совет № 2
Февраль, 2021
ЦЕЛЬ: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.
Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями.
Владимир Путин
Федеральный закон «Об образовании»
№ 273 ФЗ от 29.12.2012
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
- систематически повышать свой профессиональный уровень
Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации;
Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей;
Мобильность - подвижность , способность к быстрому передвижению, действию;
Креативность - с пособность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Классическая пирамида Маслоу. Он считал, что наивысший уровень потребности человека – это желание «оставить свой след в этом мире».
Пример: Уход с высокой должности в крупной компании в собственный маленький бизнес.
Пример 2: Написание книги, мемуаров.
Что является более важным для повышения мотивации:
материально-техническое обеспечение
деятельность самого педагога (метод «Мозговой штурм»)
- Что в ситуации является главным?
- Что вы лично думаете об этом?
- Можете ли вы привести аналогичный пример
из практики?
- Каковы последствия принятых решений ?
- Кого это затронет, на ком отразится?
Мобильность педагога
- Культурная мобильность педагога
- Педагогическая мобильность
- Профессиональная мобильность
- Методика «Взаимотренаж» - работа в парах, в парах сменного состава с карточками – терминами ( культурнаямобильность педагога, педагогическая мобильность,профессиональная мобильность)
Цель: повышение читательской грамоты педагогов
Задание для команд:
Создать модель «мобильного педагога, наделенного гибкими навыками» и представить ее.
Мобильность - подвижность , способность к быстрому передвижению, действию;
Ваша задача - выбрать только пять. На все выполнение задания у вас 3 минуты.
«Креативность — это мышца, которую можно прокачать»
soft skills – навыки будущего
Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Это, куда в российском образовании сами педагоги еще мало смотрят, но в нормативных документах уже начинает фиксироваться.
Общие тренды, к которым хорошо бы готовить детей и быть готовыми самому:
- мы живем в новой парадигме перехода от жесткого контроля рабочих процессов к личной инициативе изменений
- мы должны осознанно включаться в изменения и эти изменения инициировать
- мы уходим от конкуренции к сотрудничеству, и социальной ответственности
- мы уходим от единообразия подходов, которые работали ранее, мы переходим к системности мышления
Пять навыков, на которые стоит обратить внимание педагогам
Только с теми педагогами, кто готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, возможно построить прогрессивное и конкурентоспособное общество . Ольга Васильева
Как развивать soft skills?
- Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.
- Будьте примером для детей сами , тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения — учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.
- Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.
- Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.
- Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.
- Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.
- Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие рол. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).
- Тренинги развития — наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым, во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит. Тренинги можно проводить самим.
Все, что обозначено мы можем адаптировать к детям, развивая у себя такую компетенцию soft skills, как креативность.
Развитое креативное мышление – это точилка для ума, или мышца, которую можно и нужно прокачать. РАЗМИНКА
ЗАДАНИЕ 1 Неожиданные связи
Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.
На каждую группу -2 минуты
ЗАДАНИЕ 2 Нестандартные способы применения
Упражнение «Сумка»
Вспомните 3 предмета, которые находятся у вас в сумке, и расскажите, как можно применить их в работе с детьми, родителями.
Время выполнения задания – 5 минут.
ЗАДАНИЕ 3 ДРУДЛЫ — это картинки, которые можно интерпретировать разными способами -
5 минут
ЗАДАНИЕ 4
Упражнение «Нарисуй картину»
Нарисовать колесо, слон, деньги, планшет, ноутбук, ряженка, леопард, автомобиль, кровать, коляска. Один рисует какую-нибудь фигуру, второй пририсует одну-две детали, третий - одну-две детали, и т.д. последний - закончит рисунок.
Рисуем левой и правой рукой.
(Города, фамилии, названия и нематериальные объекты использовать нельзя) .
Упражнение «Фантастические гипотезы
«Если бы…»
Цель : развитие воображения, развитие гибкости мышления.
Инструкция : В основе упражнения очень простое и давно известное выражение « Если бы…» , именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование.
Засчитывается балл той команде, у которой более оригинальный, но логический ответ.
Время выполнения 15 минут.
Упражнение «Фантастические гипотезы
- Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…
- Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
- Если бы все люди стали бессмертными, то…
- Если бы у вас был клон, который бы выполнял все ваши команды, то…
- Если бы я могла летать…
- Если бы я понимала язык животных и растений…
- Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…
- Если бы возродился СССР… .
- Если бы пропало слово “если”…
«Шесть шляп мышления»
Синяя шляпа – модератор, фиксирует записи и резюмирует ответы
- Белая шляпа – ответьте на вопрос: «Что я знаю о креативном/мобильном педагоге»?
2. Красная шляпа – что нужно предпринять (сделать), чтобы стать креативным/мобильным педагогом?
3. Чёрная шляпа – какие риски и опасения вы видите у креативного/мобильного педагога?
4. Жёлтая шляпа – плюсы, перспективы, выгоды креативного/мобильного педагога
5. Зелёная шляпа – Я- креативный/мобильный педагог с детьми и родителями (предложите новые, креативные идеи в работе с детьми и родителями)
«Шесть шляп мышления»
Модератор обозначает вопрос, на который необходимо всей команде найти ответ . Каждый вопрос соответствует определенному цвету шляпы. Таким образом, вся команда «образно» надевает тот цвет шляпы, вопрос которой представлен на слайде . Ответ фиксируется письменно на каждой шляпе . Вопросы для обеих команд – одинаковые и находятся на слайде.
Вся команда работает над ответами на вопросы. Далее, каждая команда представляет свои ответы.
Время работы 10-15 минут.
Упражнение «Закончи модель»
Качества профессионально мобильного педагога, их 6 - это активность, адаптивность, открытость, коммуникативность, креативность, компетентность .
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.
Не учите их, что польза главное.
Главное - воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ