СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к педагогическому совету "Технология организации групповой работы на уроке"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к педагогическому совету "Технология организации групповой работы на уроке"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к педагогическому совету "Технология организации групповой работы на уроке"»

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую  очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества  Г.А. Цукерман

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую  очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества

Г.А. Цукерман

Технология организации групповой работы  на уроке Педагогический совет МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» Март, 2018

Технология организации групповой работы на уроке

Педагогический совет

МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска»

Март, 2018

Цели и задачи группового обучения

Цели и задачи группового обучения

Цель групповой работы  активное включение  каждого ученика  в процесс усвоения  учебного материала

Цель групповой работы

  • активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Задачи групповой работы Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе 5

Задачи групповой работы

Активизация познавательной деятельности

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

Развитие умений успешного общения

Совершенствование межличностных отношений в классе

5

Принципы групповой работы Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся Учитывать особенности состава группы Составлять задания исключительно для совместного поиска решения Распределять роли между участниками группы Организовывать коммуникацию в группе и между группами Анализировать способ деятельности

Принципы групповой работы

Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся

Учитывать особенности состава группы

Составлять задания исключительно для совместного поиска решения

Распределять роли между участниками группы

Организовывать коммуникацию в группе и между группами

Анализировать способ деятельности

Преимущества и недостатки  групповой работы

Преимущества и недостатки групповой работы

Преимущества и недостатки  групповой работы Преимущества Недостатки Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Преимущества и недостатки групповой работы

Преимущества

Недостатки

  • Повышается учебная и познавательная мотивация
  • Снижается уровень тревожности учащихся
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе
  • Групповой работе надо сначала научить
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
  • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Варианты комплектования групп

Варианты комплектования групп

Варианты комплектования групп По желанию Случайным образом По определенному признаку По выбору «лидера» По выбору педагога

Варианты комплектования групп

По желанию

Случайным образом

По определенному признаку

По выбору «лидера»

По выбору педагога

Роли учащихся в группе Командир Посыльный Секретарь Докладчик Наблюдатель

Роли учащихся в группе

Командир

Посыльный

Секретарь

Докладчик

Наблюдатель

Виды групповой работы Работа в парах Мозговой штурм Игра «Продолжи» Охота за сокровищами Снежный ком Мозаичная группа Прием «Зигзаг» 12

Виды групповой работы

Работа в парах

Мозговой штурм

Игра «Продолжи»

Охота за сокровищами

Снежный ком

Мозаичная группа

Прием «Зигзаг»

12

Виды групповой работы Используется для генерации идей Соблюдается жесткий регламент Мозговой  штурм Делаются сообщения от каждой группы Распределяются роли внутри группы

Виды групповой работы

Используется для генерации идей

Соблюдается жесткий регламент

Мозговой штурм

Делаются сообщения от каждой группы

Распределяются роли внутри группы

Виды групповой работы Игра  «Продолжи» Игра основана на выполнении  различных заданий группой по цепочке.

Виды групповой работы

Игра «Продолжи»

  • Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке.

1 Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления 2 Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу Виды групповой работы Охота  за сокровищами 15

1

  • Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления
  • Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления

2

  • Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу
  • Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу

Виды групповой работы

Охота за сокровищами

15

Виды групповой работы Пазлы 15

Виды групповой работы

Пазлы

15

Работа в группах более 2-х человек Виды групповой работы Снежный ком Работа в парах Индиви- дуальная  работа

Работа в группах более 2-х человек

Виды групповой работы

Снежный ком

Работа в парах

Индиви-

дуальная работа

Виды групповой работы Прием  «Зигзаг» Группа работает над своей темой Встреча экспертов Возврат в свои группы

Виды групповой работы

Прием «Зигзаг»

Группа работает над своей темой

Встреча экспертов

Возврат в свои группы

Поведение учителя во время групповой работы

Поведение учителя во время групповой работы

Поведение учителя во время групповой работы Учитель может Контролировать Организовывать Оценивать работу Участвовать в работе группы Предлагать участникам разные варианты решений Выступать в роли наставника, исследователя  или источника информации 20

Поведение учителя во время групповой работы

Учитель может

Контролировать

Организовывать

Оценивать работу

Участвовать в работе группы

Предлагать участникам разные варианты решений

Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации

20

Большие по объёму Принципы выбора заданий  для групповой работы Задания для всей группы Требующие разных знаний и умений Интересные задания На развитие творческого мышления Важные для всех членов группы Доступные задания Проблемные задания

Большие по объёму

Принципы выбора заданий для групповой работы

Задания для всей группы

Требующие разных знаний и умений

Интересные задания

На развитие творческого мышления

Важные для всех членов группы

Доступные задания

Проблемные задания

Элементы технологического процесса групповой работы  (Селевко Г.К.)

Элементы технологического процесса групповой работы (Селевко Г.К.)

Подготовка к выполнению группового задания Групповая работа Заключительная часть Знакомство с материалом, планирование работы в группе  Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации) Сообщение о результатах работы в группах Распределение заданий внутри группы Анализ познавательной задачи, рефлексия Инструктаж о последовательности работы Индивидуальное выполнение задания Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация преподавателя на группу Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе Раздача дидактического материала по группам Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) Подведение итогов группового задания

Подготовка к выполнению группового задания

Групповая работа

Заключительная часть

Знакомство с материалом, планирование работы в группе

Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)

Сообщение о результатах работы в группах

Распределение заданий внутри группы

Анализ познавательной задачи, рефлексия

Инструктаж о последовательности работы

Индивидуальное выполнение задания

Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация преподавателя на группу

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе

Раздача дидактического материала по группам

Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения)

Подведение итогов группового задания

Подготовка к выполнению группового задания  Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации) Инструктаж о последовательности работы Раздача дидактического материала по группам

Подготовка к выполнению группового задания

Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)

Инструктаж о последовательности работы

Раздача дидактического материала по группам

Групповая работа Знакомство с материалом, планирование работы в группе Распределение заданий внутри группы Индивидуальное выполнение задания Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) Подведение итогов группового задания

Групповая работа

Знакомство с материалом, планирование работы в группе

Распределение заданий внутри группы

Индивидуальное выполнение задания

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе

Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения)

Подведение итогов группового задания

Заключительная часть Сообщение о результатах работы в группах Анализ познавательной задачи, рефлексия Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу

Заключительная часть

Сообщение о результатах работы в группах

Анализ познавательной задачи, рефлексия

Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу

Первый этап - организационно-подготовительный Ознакомление с инструкцией Принятие норм и правил работы Этапы проведения групповой учебной работы Выдвижение гипотез Второй этап - собственно групповая работа Обсуждение гипотез Третий этап – итоговый Выработка группового решения Обсуждение итогов работы (рефлексия)

Первый этап - организационно-подготовительный

Ознакомление с инструкцией

Принятие норм и правил работы

Этапы проведения групповой учебной работы

Выдвижение гипотез

Второй этап - собственно групповая работа

Обсуждение гипотез

Третий этап – итоговый

Выработка группового решения

Обсуждение итогов работы (рефлексия)

Правила совместной работы работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего  работать по алгоритму (плану)  качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

Правила совместной работы

работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

работать по алгоритму (плану)

качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности

своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

Как подвести итоги групповой работы?

Как подвести итоги групповой работы?

Работаем в группах! Мастер-класс

Работаем в группах!

Мастер-класс

Эффективность групповой учебной работы  зависит от соблюдения ряда педагогических условий: позитивной взаимозависимости между учащимися индивидуальной оценки результата учащихся максимизации непосредственного взаимодействия учащихся целенаправленного обучения навыкам групповой работы систематической процедуры рефлексии позиции учителя в групповой учебной работе

Эффективность групповой учебной работы

зависит от соблюдения ряда педагогических условий:

  • позитивной взаимозависимости между учащимися
  • индивидуальной оценки результата учащихся
  • максимизации непосредственного взаимодействия учащихся
  • целенаправленного обучения навыкам групповой работы
  • систематической процедуры рефлексии
  • позиции учителя в групповой учебной работе
Критерии эффективности групповой работы Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока Целеполагание (цель групповой работы) Содержание групповой работы Организация рефлексии групповой работы 32

Критерии эффективности групповой работы

Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока

Целеполагание (цель групповой работы)

Содержание групповой работы

Организация рефлексии групповой работы

32

Критерии эффективности групповой работы 32

Критерии эффективности групповой работы

32

Критерии эффективности групповой работы Параметры Критерии  Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока Целеполагание (цель групповой работы)

Критерии эффективности групповой работы

Параметры

Критерии

Адекватность выбора групповой формы работы

этапу и типу урока

Целеполагание

(цель групповой работы)

Критерии эффективности групповой работы Параметры Критерии Содержание групповой работы

Критерии эффективности групповой работы

Параметры

Критерии

Содержание

групповой работы

Критерии эффективности групповой работы Параметры Критерии  Организация рефлексии групповой работы

Критерии эффективности групповой работы

Параметры

Критерии

Организация рефлексии

групповой работы

Учителю на заметку нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать

Учителю на заметку

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать

Учителю на заметку следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один

Учителю на заметку

  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один

Учителю на заметку не допустимы группы или пары из «слабых» учеников

Учителю на заметку

  • не допустимы группы или пары из «слабых» учеников

Учителю на заметку групповая работа должна занимать не более 10-20 минут в I – IV классах, не более 20-30 минут – в – V-XI классах

Учителю на заметку

  • групповая работа должна занимать не более 10-20 минут в I – IV классах, не более 20-30 минут – в – V-XI классах

Учителю на заметку нельзя требовать в классе абсолютной тишины

Учителю на заметку

  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины

Учителю на заметку нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

Учителю на заметку

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов,

все осваивается практически.

Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны

простейшие формы общения.

Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Нужно время, нужна практика,

разбор ошибок.

Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Что почитать о групповой форме работы? Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008 Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2010

Что почитать о групповой форме работы?

  • Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994.
  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.
  • Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10
  • Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008
  • Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2010

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!