А. С. Пушкин «капитанская дочка»
А.С. Пушкин
«Капитанская дочка»
Путешествие Пушкина по местам восстания Пугачева
Собирание материала
- В конце 1832 года Пушкин решил заняться собиранием материала о Пугачеве.
- Он прочел 18 томов разных рукописей, манифестов, указов
- Пушкин пришел к выводу, что ни один из источников не дает правильного и полного представления ни о причинах того восстания, ни о личности Пугачева как народного вождя
- Пушкин принял решение съездить по местам восстания Пугачева
Пушкин получил доступ в государственный архив и начал изучение документов восстания Пугачева. Он отправился на Урал и собирал пугачевский фольклор, беседовал с еще живыми участниками восстания. Результатом явилось исследование «История Пугачева». Пушкин бросил работу над «Дубровским» и приступил к написанию новой повести — «Капитанская дочка».
- Ему предстоит проехать на почтовых лошадях в течение полутора месяцев около 3000 верст – от Петербурга до Уральска
Из Нижнего Новгорода Пушкин 5 сентября прибыл в Казань.
- Встреча с главнокомандующим карательными войсками В. Каре, который должен был уличить расправу над шайкой Пугачева.
- Нанес визит к казанскому военному губернатору Стрекалову
- Посетил Баратынского на Грузинской улице (ныне улица К. Маркса)
- Встретился с работниками суконной фабрики В. Бабина, которые рассказали о взятии Суконной слободы, о том, как бедный люд выражал желание послужить Пугачеву.
У мельницы Крупенникова
- 7 сентября Пушкин поехал к мельнице Крупенникова, за 9 верст от Казани.
- У этой мельницы Пугачев расположился 11 июня 1774 года перед тем, как штурмовать Казань.
- В Оренбурге Пушкин работал в архивах
- Затем Пушкин посетил Берду.
В 1773-74 гг. это был центр армии Пугачева. Отсюда рассылались манифесты и воззвания к простому народу.
Пушкин посетил здесь некоего Бунтова, отец которого служил в пугачевском отряде. Он много рассказал о событиях в Бердской слободе, даже спел песни.
На его рассказы опирается сцена принятия Пугачевым присяги в романе «Капитанская дочка»
- Далее Пушкин отправляется в станицу Татищево, которая стала прообразом Белогорской крепости
Посетил Петропавловскую церковь, где венчали Пугачева с яицкой казачкой Устиньей Кузнецовой
- В Уральске Пушкин встречается с участником восстания Пугачева Денисом Пьяновым (95 лет).
- В старой части Уральска Пушкин посетил местечко «Курени», собор Михаила Архангела – центр яицкого казачьего войска, который выдержал многомесячную осаду пугачевцев.
- Пугачев был у Пьянова посаженым отцом на свадьбе
выводы
- Поездка Пушкина на Восток имела большое значение для поэта. Обусловленная историческими и художественными замыслами, она помогла ему придать конкретные формы и убедительность его исследовательскому историографическому труду «История пугачевского бунта» и его роману «Капитанская дочка»
Выводы
- Поездка Пушкина на Восток имела большое значение для поэта. Обусловленная историческими и художественными замыслами, она помогла ему придать конкретные формы и убедительность его исследовательскому историографическому труду «История пугачевского бунта» и его роману «Капитанская дочка»
- Историческая основа создания повести:
- Пугачевское восстание на Яике
- Осада Оренбурга
- Историческая верность образа Пугачева:
- Предводитель восстания, народный герой
- Сметливость ума, хитрость, жестокость
- Трагическая судьба
В основе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» лежат исторические события
Публикация
Ноябрь 1833 г. – Пушкин
завершает «Историю Пугачёва» ,
в которой воссоздаёт образ
народного восстания.
Первая часть содержания –
история пугачёвского бунта,
а вторая – приложения из документов,
донесений, мемуаров .
Цензором книги являлся
сам император Николай I,
который заменил её на
«Историю Пугачевского бунта» .
«История Пугачёвского бунта»
«Капитанская дочка»
Решались более глобальные проблемы :
- Как достичь единства нации;
- Как примирить противоречия;
- Как добиться улучшения нравов;
- Как избежать насильственных потрясений.
- Последовательно описан ход восстания, действия бунтовщиков и противодействия властей.
- Цель – указать на необходимость преобразований в стране.
«История Пугачевского бунта», 1833 г.
«Капитанская дочка», 1836 г.
«Емельян Пугачёв... сорока лет отроду, смугл и худощав; волосы носил тёмно-русые, бороду чёрную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен ещё в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое родимое пятно, а на груди знаки, оставшиеся после болезни, называемой чёрной немочью».
«Он был сорока лет, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».
Первоначальный замысел
- На основании собранных в Оренбурге материалов был написан роман «Капитанская дочка», первоначально задуманный им как историческая повесть о дворянине, который попадает в плен к пугачёвцам и, изменив присяге, служит в их штабе переводчиком .
- В ходе работы отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших.
Поиск героя
- Трижды берётся за сюжет, главным героем которого является Шванвич – офицер, подпоручик 2-го гренадёрского полка, перешедший на сторону Пугачёва.
- В черновиках появляется Башарин , офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Потом герой возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачёва.
- Новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев , девятнадцатилетний юноша
Главный герой
Наконец, появляется новый герой – Гринёв . Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринёв числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».
Жанровое своеобразие «Капитанской дочки»
«Капитанскую дочку» можно назвать и повестью и романом. Наверное, произведение не является ни хроникой, ни мемуарами, т. к. в нем есть художественный вымысел.. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы , жизнь частных людей. Вместе с тем показаны масштабные исторические события , реальные исторические личности, а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.
- «Капитанскую дочку» принято называть повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок. Но судьба героев дана не просто на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.
Три цикла повести
- I – V главы. Формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям
- VI – XII главы. Картины появления Пугачева, под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика
- XII – XIV главы. Эпилог
Пословица
«Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности,
прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.
Что такое честь?
- Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
- Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».
«Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».
Своеобразие композиции
заглавия произведения
(выделяют главное событие)
- портрет как способ авторской
характеристики героев
- пейзаж как фон и воплощение
авторской позиции
- образ рассказчика – очевидца
создает эффект достоверности
- использование внесюжетных
элементов ( сон Гринева, письмо
отца Гринева, калмыцкая сказка)
- принцип антитезы в системе
образов ( пары: Гринев – Швабрин,
Пугачев – Екатерина II , «генералы»
Пугачева – оренбургские генералы)
- использование фольклорных
элементов.
Способы выражения
авторской позиции:
- выбор героев
- отношение других
героев
- портреты
- пейзаж
- вставные элементы
(сон, сказка)
- эпиграфы
- пословицы
- поговорки и т.д.
- символические образы
( путь, дорога, буря, буран,
кинжал, виселица, орел, ворон)
П р о б л е м а т и к а р о м а н а
« Капитанская дочка»
1. Проблема чести, долга и милосердия.
2. Проблема личности в истории.
3. Проблема роли народа в истории.
4. Проблема власти.
5. Проблема семейных ценностей.
6. Проблема нравственного выбора.
Проблематика романа
Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора. Как видно из его повествования, эти его качества проявились уже в юности, когда он покинул родной дом, отправляясь на службу. Далее в повести будет чередование: рассказчик юный и он же, но уже по прошествии многих десятилетий. Но оценку всем событиям дает взрослый Гринев-рассказчик, часто его речь сливается с авторским повествованием или рассуждением . В начале XIX века такой стилистический прием был внове.
Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Рассказчик может быть представлен автором как участник событий, или свидетель, или же человек, которому о событиях кто-то поведал. Иногда рассказчик очень близок автору по мировосприятию, иногда — вовсе нет. В любом случае рассказчик — это не автор, а определенная «маска», которую писатель или поэт использует в своих творческих целях.
Картины старинного дворянского быта
«С любовью изображает Пушкин и картины старинного дворянского быта. Здесь все исполнено доброго юмора и знания, и авторского понимания: отношения в семействе Гриневых, сами старики Гриневы, удивительный Савельич и его завзятый враг мусье Бопре, картины домашнего воспитания. Все это изображено необычайно живо — и исторично. Все это не менее, чем сцены с Пугачевым, живая и самая доподлинная русская история. В Гриневых и еще более в Мироновых Пушкин показывает простых людей, простые добрые нравы. Удивительно простые. И то, что эти простые люди, самого мирного свойства, помимо своего желания и отчасти даже сознания, оказываются захваченными бурными историческими событиями и входят в большую историю, придает всему рассказу особенный драматизм. Драматическое начало повести, может быть, ярче всего проявляется в трагической и героической судьбе старших Мироновых. Мироновы — это старинно-русские, простодушные и возвышенные люди. Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо-живо. В них много наивного, пленительно-наивного — и это раскрывает их во всей красоте их нетронутых, цельных душ... В изображении Пушкина все эти люди прекрасны в своей непосредственности: они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают своим долгом. Это незаметные и тихие герои — великие герои. Пушкин не просто их любит, но и любуется ими. Любуется ими вместе с автором и читатель — иначе и невозможно. За „старосветскими“ пушкинскими героями есть правда высокой нравственности, которая не может не привлекать» (Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. — М.: Наука, 1982. — С. 192—193).
Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева?
- Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и в старости. Между ними не только временная, но и нравственная дистанция. В молодости героя отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гринев-мемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
- Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и «служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве.
Истоки формирования личности Петра Гринёва.
Этапы духовного формирования личности Гринёва
1этап . Родительский дом
2 этап . Отъезд на службу
Что такое честь?
- Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
- Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».
«Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».
Этапы духовного формирования личности Гринёва
I этап. Родительский дом.
Дворовые мальчишки
Добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре
Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич
Петруша Гринёв
Авдотья Васильевна
Андрей Петрович Гринёв
Добрая, мягкая
1 глава
Офицер в отставке:
высокие представления о чести и долге
Значение имени
«камень», «глыба»
«я жил недорослем»
Прямота, непредвзятость
Строгий, но заботливый
С. Герасимов.
«Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в
чехарду с дворовыми мальчишками».
«Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно».
Художник А. Иткин.
Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого».
Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы?
В чем его основной смысл?
Этапы духовного формирования личности Гринёва
2 ЭТАП.
ОТЪЕЗД ИЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ДОМА
Петруша Гринёв
«Я жил недорослем»
Значение имени
«камень», «глыба»
ВСТРЕЧА С ЗУРИНЫМ
ВСТРЕЧА С ВОЖАТЫМ
1 ЭТАП.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ.
Легкомыслие
Упрямство, самонадеянность
Наставления отца
Умеет быть твёрдым
Благодарность, милосердие
Раскаяние
Верность своему слову
Совесть
Прощальные слова отца
«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников;
за их лаской не гоняйся;
на службу не напрашивайся;
от службы не отговаривайся…
береги платье снову, а честь смолоду …»
«С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…»
Встреча с ротмистром гусарского полка Иваном Ивановичем Зуриным
Исчезает мечта о веселой, беззаботной жизни, сменяясь стыдом и раскаянием.
Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.
Старинная песня
«Вожатый». Буран.
Художник М. Малышев. 1887.
БУРАН В СТЕПИ
Реалистическое – в степях бураны случаются часто.
Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу.
Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.
«Гей, добрый человек ! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога ?» Художник С. Герасимов.
СОН ГРИНЁВА
Блуждание по снежной пустыне блуждание по мукам.
Мужик с черной бородой Пугачев, позже благословит Петра и Машу .
Топор, мертвые тела вскоре ему это предстоит увидеть.
«Его благородие мне жалует шубу со своего плеча...». Художник А. Иткин.
Причины Пугачевского бунта:
Бесправие крестьян, бунты
Вера в «доброго царя»
Слух о появлении Петра III
Емельян Пугачев - Петр III.
Пугачевское восстание
Обещания Е.Пугачева
- Разрешение пользоваться рекой Яик,
- Разрешение пользоваться землей
- Поддержка старой веры
План наступления Пугачёва
Присяга верности Пугачёву
- Я, нижеимяннованный, обещаюсь и кленуся всемогущим богом пред святым его евангелием в том, что хощу и должен всепресветлейшему державнейшему великому государю императору Петру Федоровичу служить и во всем повиноватца, не щадя живота своего до последней капли крови, в чем да поможет мне господь бог всемогущий.
Образ Емельяна Пугачева в повести …
- «Улица моя тесна; воли мне мало»
- «Кто из моих людей смеет обижать сироту?»
- «Казнить так казнить, жаловать так жаловать!»
… и в истории
- «Беглый донской казак, много скитавшийся по России, уже раз пойманный и сидевший в Казани в тюрьме»
- «В подлинность явившегося государя не все верили; но к нему пошли все недовольные из окрестных мест»
- «Пугачев был выдан Суворову его же сообщниками, которые отчаялись в исходе движения. Он был привезен в Москву и казнен»