СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация была создана для работы на дополнительных каникулах, для более глубокого анализа и изучения истории создания повести  и образов Петра Гринёва и Пугачёва.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"»

А. С. Пушкин «капитанская дочка»

А. С. Пушкин «капитанская дочка»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин

«Капитанская дочка»

Путешествие Пушкина по местам восстания Пугачева

Путешествие Пушкина по местам восстания Пугачева

 Собирание материала В конце 1832 года Пушкин решил заняться собиранием материала о Пугачеве. Он прочел 18 томов разных рукописей, манифестов, указов Пушкин пришел к выводу, что ни один из источников не дает правильного и полного представления ни о причинах того восстания, ни о личности Пугачева как народного вождя Пушкин принял решение съездить по местам восстания Пугачева

Собирание материала

  • В конце 1832 года Пушкин решил заняться собиранием материала о Пугачеве.
  • Он прочел 18 томов разных рукописей, манифестов, указов
  • Пушкин пришел к выводу, что ни один из источников не дает правильного и полного представления ни о причинах того восстания, ни о личности Пугачева как народного вождя
  • Пушкин принял решение съездить по местам восстания Пугачева
Пушкин получил доступ в государственный архив и начал изучение документов восстания Пугачева. Он отправился на Урал и собирал пугачевский фольклор, беседовал с еще живыми участниками восстания. Результатом явилось исследование «История Пугачева». Пушкин бросил работу над «Дубровским» и приступил к написанию новой повести — «Капитанская дочка».

Пушкин получил доступ в государственный архив и начал изучение документов восстания Пугачева. Он отправился на Урал и собирал пугачевский фольклор, беседовал с еще живыми участниками восстания. Результатом явилось исследование «История Пугачева». Пушкин бросил работу над «Дубровским» и приступил к написанию новой повести — «Капитанская дочка».

  Ему предстоит проехать на почтовых лошадях в течение полутора месяцев около 3000 верст – от Петербурга до Уральска
  • Ему предстоит проехать на почтовых лошадях в течение полутора месяцев около 3000 верст – от Петербурга до Уральска
Из Нижнего Новгорода Пушкин 5 сентября прибыл в Казань. Встреча с главнокомандующим карательными войсками В. Каре, который должен был уличить расправу над шайкой Пугачева. Нанес визит к казанскому военному губернатору Стрекалову

Из Нижнего Новгорода Пушкин 5 сентября прибыл в Казань.

  • Встреча с главнокомандующим карательными войсками В. Каре, который должен был уличить расправу над шайкой Пугачева.
  • Нанес визит к казанскому военному губернатору Стрекалову
Посетил Баратынского на Грузинской улице (ныне улица К. Маркса) Встретился с работниками суконной фабрики В. Бабина, которые рассказали о взятии Суконной слободы, о том, как бедный люд выражал желание послужить Пугачеву.
  • Посетил Баратынского на Грузинской улице (ныне улица К. Маркса)
  • Встретился с работниками суконной фабрики В. Бабина, которые рассказали о взятии Суконной слободы, о том, как бедный люд выражал желание послужить Пугачеву.
У мельницы Крупенникова 7 сентября Пушкин поехал к мельнице Крупенникова, за 9 верст от Казани. У этой мельницы Пугачев расположился 11 июня 1774 года перед тем, как штурмовать Казань.    В Оренбурге Пушкин работал в архивах

У мельницы Крупенникова

  • 7 сентября Пушкин поехал к мельнице Крупенникова, за 9 верст от Казани.
  • У этой мельницы Пугачев расположился 11 июня 1774 года перед тем, как штурмовать Казань.

  • В Оренбурге Пушкин работал в архивах

Затем Пушкин посетил Берду. В 1773-74 гг. это был центр армии Пугачева. Отсюда рассылались манифесты и воззвания к простому народу. Пушкин посетил здесь некоего Бунтова, отец которого служил в пугачевском отряде. Он много рассказал о событиях в Бердской слободе, даже спел песни. На его рассказы опирается сцена принятия Пугачевым присяги в романе «Капитанская дочка»
  • Затем Пушкин посетил Берду.

В 1773-74 гг. это был центр армии Пугачева. Отсюда рассылались манифесты и воззвания к простому народу.

Пушкин посетил здесь некоего Бунтова, отец которого служил в пугачевском отряде. Он много рассказал о событиях в Бердской слободе, даже спел песни.

На его рассказы опирается сцена принятия Пугачевым присяги в романе «Капитанская дочка»

Далее Пушкин отправляется в станицу Татищево, которая стала прообразом Белогорской крепости
  • Далее Пушкин отправляется в станицу Татищево, которая стала прообразом Белогорской крепости
Посетил Петропавловскую церковь, где венчали Пугачева с яицкой казачкой Устиньей Кузнецовой В Уральске Пушкин встречается с участником восстания Пугачева Денисом Пьяновым (95 лет). В старой части Уральска Пушкин посетил местечко «Курени», собор Михаила Архангела – центр яицкого казачьего войска, который выдержал многомесячную осаду пугачевцев. Пугачев был у Пьянова посаженым отцом на свадьбе

Посетил Петропавловскую церковь, где венчали Пугачева с яицкой казачкой Устиньей Кузнецовой

  • В Уральске Пушкин встречается с участником восстания Пугачева Денисом Пьяновым (95 лет).
  • В старой части Уральска Пушкин посетил местечко «Курени», собор Михаила Архангела – центр яицкого казачьего войска, который выдержал многомесячную осаду пугачевцев.
  • Пугачев был у Пьянова посаженым отцом на свадьбе
выводы Поездка Пушкина на Восток имела большое значение для поэта. Обусловленная историческими и художественными замыслами, она помогла ему придать конкретные формы и убедительность его исследовательскому историографическому труду «История пугачевского бунта» и его роману «Капитанская дочка»

выводы

  • Поездка Пушкина на Восток имела большое значение для поэта. Обусловленная историческими и художественными замыслами, она помогла ему придать конкретные формы и убедительность его исследовательскому историографическому труду «История пугачевского бунта» и его роману «Капитанская дочка»
Выводы Поездка Пушкина на Восток имела большое значение для поэта. Обусловленная историческими и художественными замыслами, она помогла ему придать конкретные формы и убедительность его исследовательскому историографическому труду «История пугачевского бунта» и его роману «Капитанская дочка»  Историческая основа создания повести: Пугачевское восстание на Яике Осада Оренбурга  Историческая верность образа Пугачева: Предводитель восстания, народный герой Сметливость ума, хитрость, жестокость Трагическая судьба  В основе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» лежат исторические события

Выводы

  • Поездка Пушкина на Восток имела большое значение для поэта. Обусловленная историческими и художественными замыслами, она помогла ему придать конкретные формы и убедительность его исследовательскому историографическому труду «История пугачевского бунта» и его роману «Капитанская дочка»
  • Историческая основа создания повести:
  • Пугачевское восстание на Яике
  • Осада Оренбурга

  • Историческая верность образа Пугачева:
  • Предводитель восстания, народный герой
  • Сметливость ума, хитрость, жестокость
  • Трагическая судьба

В основе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» лежат исторические события

Публикация  Ноябрь 1833 г. – Пушкин завершает «Историю Пугачёва» , в которой воссоздаёт образ народного восстания.  Первая часть содержания – история пугачёвского бунта, а вторая – приложения из документов, донесений, мемуаров .   Цензором книги являлся сам император Николай I, который заменил её на  «Историю Пугачевского бунта» .

Публикация

Ноябрь 1833 г. – Пушкин

завершает «Историю Пугачёва» ,

в которой воссоздаёт образ

народного восстания.

Первая часть содержания –

история пугачёвского бунта,

а вторая – приложения из документов,

донесений, мемуаров .

Цензором книги являлся

сам император Николай I,

который заменил её на

«Историю Пугачевского бунта» .

«История Пугачёвского бунта» «Капитанская дочка»  Решались более глобальные проблемы : Как достичь единства нации; Как примирить противоречия; Как добиться улучшения нравов; Как избежать насильственных потрясений. Последовательно описан ход восстания, действия бунтовщиков и противодействия властей. Цель – указать на необходимость преобразований в стране.

«История Пугачёвского бунта»

«Капитанская дочка»

Решались более глобальные проблемы :

  • Как достичь единства нации;
  • Как примирить противоречия;
  • Как добиться улучшения нравов;
  • Как избежать насильственных потрясений.
  • Последовательно описан ход восстания, действия бунтовщиков и противодействия властей.
  • Цель – указать на необходимость преобразований в стране.
«История Пугачевского бунта», 1833 г. «Капитанская дочка», 1836 г. «Емельян Пугачёв... сорока лет отроду, смугл и худощав; волосы носил тёмно-русые, бороду чёрную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен ещё в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое родимое пятно, а на груди знаки, оставшиеся после болезни, называемой чёрной немочью». «Он был сорока лет, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

«История Пугачевского бунта», 1833 г.

«Капитанская дочка», 1836 г.

«Емельян Пугачёв... сорока лет отроду, смугл и худощав; волосы носил тёмно-русые, бороду чёрную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен ещё в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое родимое пятно, а на груди знаки, оставшиеся после болезни, называемой чёрной немочью».

«Он был сорока лет, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

Первоначальный замысел На основании собранных в Оренбурге материалов был написан роман «Капитанская дочка», первоначально задуманный им как историческая повесть о дворянине, который попадает в плен к пугачёвцам и, изменив присяге, служит в их штабе переводчиком .  В ходе работы отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших.

Первоначальный замысел

  • На основании собранных в Оренбурге материалов был написан роман «Капитанская дочка», первоначально задуманный им как историческая повесть о дворянине, который попадает в плен к пугачёвцам и, изменив присяге, служит в их штабе переводчиком .
  • В ходе работы отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших.
Поиск героя Трижды берётся за сюжет, главным героем которого является Шванвич – офицер, подпоручик 2-го гренадёрского полка, перешедший на сторону Пугачёва. В черновиках появляется Башарин , офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Потом герой возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачёва. Новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев , девятнадцатилетний юноша

Поиск героя

  • Трижды берётся за сюжет, главным героем которого является Шванвич – офицер, подпоручик 2-го гренадёрского полка, перешедший на сторону Пугачёва.
  • В черновиках появляется Башарин , офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Потом герой возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачёва.
  • Новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев , девятнадцатилетний юноша
Главный герой  Наконец, появляется новый герой – Гринёв . Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринёв числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».

Главный герой

Наконец, появляется новый герой – Гринёв . Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринёв числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».

Жанровое своеобразие «Капитанской дочки» «Капитанскую дочку» можно назвать и повестью и романом. Наверное, произведение не является ни хроникой, ни мемуарами, т. к. в нем есть художественный вымысел.. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы , жизнь частных людей. Вместе с тем показаны масштабные исторические события , реальные исторические личности, а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Жанровое своеобразие «Капитанской дочки»

«Капитанскую дочку» можно назвать и повестью и романом. Наверное, произведение не является ни хроникой, ни мемуарами, т. к. в нем есть художественный вымысел.. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы , жизнь частных людей. Вместе с тем показаны масштабные исторические события , реальные исторические личности, а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

«Капитанскую дочку» принято называть повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок. Но судьба героев дана не просто на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.
  • «Капитанскую дочку» принято называть повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок. Но судьба героев дана не просто на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.
Три цикла повести I – V главы. Формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям VI – XII главы. Картины появления Пугачева, под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика XII – XIV главы. Эпилог

Три цикла повести

  • I – V главы. Формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям
  • VI – XII главы. Картины появления Пугачева, под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика
  • XII – XIV главы. Эпилог
 Пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности, прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.

Пословица

«Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности,

прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.

Что такое честь? Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.  Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». «Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».

Что такое честь?

  • Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

  • Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».

«Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».

 Своеобразие композиции  смысловая наполненность  заглавия произведения  особая роль эпиграфов  (выделяют главное событие)  портрет как способ авторской  характеристики героев  пейзаж как фон и воплощение  авторской позиции  образ рассказчика – очевидца  создает эффект достоверности  использование внесюжетных  элементов ( сон Гринева, письмо  отца Гринева, калмыцкая сказка)  принцип антитезы в системе образов ( пары: Гринев – Швабрин, Пугачев – Екатерина II , «генералы» Пугачева – оренбургские генералы)  использование фольклорных  элементов.

Своеобразие композиции

  • смысловая наполненность

заглавия произведения

  • особая роль эпиграфов

(выделяют главное событие)

  • портрет как способ авторской

характеристики героев

  • пейзаж как фон и воплощение

авторской позиции

  • образ рассказчика – очевидца

создает эффект достоверности

  • использование внесюжетных

элементов ( сон Гринева, письмо

отца Гринева, калмыцкая сказка)

  • принцип антитезы в системе

образов ( пары: Гринев – Швабрин,

Пугачев – Екатерина II , «генералы»

Пугачева – оренбургские генералы)

  • использование фольклорных

элементов.

 Способы выражения  авторской позиции:  выбор героев  отношение других  героев  портреты  пейзаж  вставные элементы  (сон, сказка)  эпиграфы  пословицы  поговорки и т.д.  символические образы  ( путь, дорога, буря, буран, кинжал, виселица, орел, ворон)

Способы выражения

авторской позиции:

  • выбор героев
  • отношение других

героев

  • портреты
  • пейзаж
  • вставные элементы

(сон, сказка)

  • эпиграфы
  • пословицы
  • поговорки и т.д.
  • символические образы

( путь, дорога, буря, буран,

кинжал, виселица, орел, ворон)

 П р о б л е м а т и к а р о м а н а  « Капитанская дочка»   1. Проблема чести, долга и милосердия.  2. Проблема личности в истории.  3. Проблема роли народа в истории.  4. Проблема власти.  5. Проблема семейных ценностей.  6. Проблема нравственного выбора. Проблематика романа

П р о б л е м а т и к а р о м а н а

« Капитанская дочка»

1. Проблема чести, долга и милосердия.

2. Проблема личности в истории.

3. Проблема роли народа в истории.

4. Проблема власти.

5. Проблема семейных ценностей.

6. Проблема нравственного выбора.

Проблематика романа

Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора. Как видно из его повествования, эти его качества проявились уже в юности, когда он покинул родной дом, отправляясь на службу. Далее в повести будет чередование: рассказчик юный и он же, но уже по прошествии многих десятилетий. Но оценку всем событиям дает взрослый Гринев-рассказчик, часто его речь сливается с авторским повествованием или рассуждением . В начале XIX века такой стилистический прием был внове.

Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора. Как видно из его повествования, эти его качества проявились уже в юности, когда он покинул родной дом, отправляясь на службу. Далее в повести будет чередование: рассказчик юный и он же, но уже по прошествии многих десятилетий. Но оценку всем событиям дает взрослый Гринев-рассказчик, часто его речь сливается с авторским повествованием или рассуждением . В начале XIX века такой стилистический прием был внове.

Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Рассказчик может быть представлен автором как участник событий, или свидетель, или же человек, которому о событиях кто-то поведал.  Иногда рассказчик очень близок автору по мировосприятию, иногда — вовсе нет. В любом случае рассказчик — это не автор, а определенная «маска», которую писатель или поэт использует в своих творческих целях.

Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Рассказчик может быть представлен автором как участник событий, или свидетель, или же человек, которому о событиях кто-то поведал. Иногда рассказчик очень близок автору по мировосприятию, иногда — вовсе нет. В любом случае рассказчик — это не автор, а определенная «маска», которую писатель или поэт использует в своих творческих целях.

Картины старинного дворянского быта

«С любовью изображает Пушкин и картины старинного дворянского быта. Здесь все исполнено доброго юмора и знания, и авторского понимания: отношения в семействе Гриневых, сами старики Гриневы, удивительный Савельич и его завзятый враг мусье Бопре, картины домашнего воспитания. Все это изображено необычайно живо — и исторично. Все это не менее, чем сцены с Пугачевым, живая и самая доподлинная русская история. В Гриневых и еще более в Мироновых Пушкин показывает простых людей, простые добрые нравы. Удивительно простые. И то, что эти простые люди, самого мирного свойства, помимо своего желания и отчасти даже сознания, оказываются захваченными бурными историческими событиями и входят в большую историю, придает всему рассказу особенный драматизм. Драматическое начало повести, может быть, ярче всего проявляется в трагической и героической судьбе старших Мироновых. Мироновы — это старинно-русские, простодушные и возвышенные люди. Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо-живо. В них много наивного, пленительно-наивного — и это раскрывает их во всей красоте их нетронутых, цельных душ... В изображении Пушкина все эти люди прекрасны в своей непосредственности: они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают своим долгом. Это незаметные и тихие герои — великие герои. Пушкин не просто их любит, но и любуется ими. Любуется ими вместе с автором и читатель — иначе и невозможно. За „старосветскими“ пушкинскими героями есть правда высокой нравственности, которая не может не привлекать» (Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. — М.: Наука, 1982. — С. 192—193).

Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и в старости. Между ними не только временная, но и нравственная дистанция. В молодости героя отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гринев-мемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и «служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве.

Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева?

  • Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и в старости. Между ними не только временная, но и нравственная дистанция. В молодости героя отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гринев-мемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
  • Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и «служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве.
Истоки формирования личности Петра Гринёва.

Истоки формирования личности Петра Гринёва.

Этапы духовного формирования личности Гринёва 1этап . Родительский дом 2 этап . Отъезд на службу

Этапы духовного формирования личности Гринёва

1этап . Родительский дом

2 этап . Отъезд на службу

Что такое честь? Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.  Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». «Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».

Что такое честь?

  • Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

  • Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».

«Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».

Этапы духовного формирования личности Гринёва I этап. Родительский дом. Дворовые мальчишки Добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич Петруша Гринёв Авдотья Васильевна Андрей  Петрович Гринёв Добрая, мягкая 1 глава  Офицер в отставке: высокие представления о чести и долге Значение имени «камень», «глыба» «я жил недорослем» Прямота, непредвзятость Строгий, но заботливый

Этапы духовного формирования личности Гринёва

I этап. Родительский дом.

Дворовые мальчишки

Добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре

Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич

Петруша Гринёв

Авдотья Васильевна

Андрей Петрович Гринёв

Добрая, мягкая

1 глава

Офицер в отставке:

высокие представления о чести и долге

Значение имени

«камень», «глыба»

«я жил недорослем»

Прямота, непредвзятость

Строгий, но заботливый

 С. Герасимов. «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

С. Герасимов.

«Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в

чехарду с дворовыми мальчишками».

 «Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Художник А. Иткин.

«Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно».

Художник А. Иткин.

Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого».

Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого».

 Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы? В чем его основной смысл?

Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы?

В чем его основной смысл?

Этапы духовного формирования личности Гринёва 2 ЭТАП. ОТЪЕЗД ИЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ДОМА Петруша Гринёв «Я жил недорослем» Значение имени «камень», «глыба» ВСТРЕЧА С ЗУРИНЫМ ВСТРЕЧА С ВОЖАТЫМ 1 ЭТАП. РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ. Легкомыслие Упрямство, самонадеянность Наставления отца Умеет быть твёрдым Благодарность, милосердие Раскаяние Верность своему слову Совесть

Этапы духовного формирования личности Гринёва

2 ЭТАП.

ОТЪЕЗД ИЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ДОМА

Петруша Гринёв

«Я жил недорослем»

Значение имени

«камень», «глыба»

ВСТРЕЧА С ЗУРИНЫМ

ВСТРЕЧА С ВОЖАТЫМ

1 ЭТАП.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ.

Легкомыслие

Упрямство, самонадеянность

Наставления отца

Умеет быть твёрдым

Благодарность, милосердие

Раскаяние

Верность своему слову

Совесть

Прощальные слова отца «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся… береги платье снову, а честь смолоду …»

Прощальные слова отца

«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников;

за их лаской не гоняйся;

на службу не напрашивайся;

от службы не отговаривайся…

береги платье снову, а честь смолоду …»

  «С неспокойной совестию и  с безмолвным раскаянием  выехал я из Симбирска…» Встреча с ротмистром гусарского полка Иваном Ивановичем Зуриным

«С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…»

Встреча с ротмистром гусарского полка Иваном Ивановичем Зуриным

Исчезает мечта о веселой, беззаботной жизни, сменяясь стыдом и раскаянием.

Исчезает мечта о веселой, беззаботной жизни, сменяясь стыдом и раскаянием.

 Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Старинная песня «Вожатый». Буран. Художник М. Малышев. 1887.

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Старинная песня

«Вожатый». Буран.

Художник М. Малышев. 1887.

БУРАН В СТЕПИ Реалистическое – в степях бураны случаются часто. Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу. Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.

БУРАН В СТЕПИ

Реалистическое в степях бураны случаются часто.

Композиционное благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу.

Аллегорическое буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.

 «Гей, добрый человек ! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога ?» Художник С. Герасимов.

«Гей, добрый человек ! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога ?» Художник С. Герасимов.

СОН ГРИНЁВА Блуждание по снежной пустыне   блуждание по мукам. Мужик с черной бородой   Пугачев, позже благословит Петра и Машу . Топор, мертвые тела  вскоре ему это предстоит увидеть.

СОН ГРИНЁВА

Блуждание по снежной пустыне  блуждание по мукам.

Мужик с черной бородой  Пугачев, позже благословит Петра и Машу .

Топор, мертвые тела вскоре ему это предстоит увидеть.

 «Его благородие мне жалует шубу со своего плеча...». Художник А. Иткин.

«Его благородие мне жалует шубу со своего плеча...». Художник А. Иткин.

Причины Пугачевского бунта: Бесправие крестьян, бунты Вера в «доброго царя» Слух о появлении Петра III  Емельян Пугачев - Петр III. Пугачевское восстание

Причины Пугачевского бунта:

Бесправие крестьян, бунты

Вера в «доброго царя»

Слух о появлении Петра III

Емельян Пугачев - Петр III.

Пугачевское восстание

Обещания Е.Пугачева Разрешение пользоваться рекой Яик, Разрешение пользоваться землей Поддержка старой веры

Обещания Е.Пугачева

  • Разрешение пользоваться рекой Яик,
  • Разрешение пользоваться землей
  • Поддержка старой веры
План наступления Пугачёва

План наступления Пугачёва

Присяга верности Пугачёву Я, нижеимяннованный, обещаюсь и кленуся всемогущим богом пред святым его евангелием в том, что хощу и должен всепресветлейшему державнейшему великому государю императору Петру Федоровичу служить и во всем повиноватца, не щадя живота своего до последней капли крови, в чем да поможет мне господь бог всемогущий.

Присяга верности Пугачёву

  • Я, нижеимяннованный, обещаюсь и кленуся всемогущим богом пред святым его евангелием в том, что хощу и должен всепресветлейшему державнейшему великому государю императору Петру Федоровичу служить и во всем повиноватца, не щадя живота своего до последней капли крови, в чем да поможет мне господь бог всемогущий.
Образ Емельяна Пугачева в повести … «Улица моя тесна; воли мне мало»  «Кто из моих людей смеет обижать сироту?»   «Казнить так казнить, жаловать так жаловать!»  … и в истории  «Беглый донской казак, много скитавшийся по России, уже раз пойманный и сидевший в Казани в тюрьме»  «В подлинность явившегося государя не все верили; но к нему пошли все недовольные из окрестных мест»  «Пугачев был выдан Суворову его же сообщниками, которые отчаялись в исходе движения. Он был привезен в Москву и казнен»

Образ Емельяна Пугачева в повести

  • «Улица моя тесна; воли мне мало»

  • «Кто из моих людей смеет обижать сироту?»

  • «Казнить так казнить, жаловать так жаловать!»

и в истории

  • «Беглый донской казак, много скитавшийся по России, уже раз пойманный и сидевший в Казани в тюрьме»

  • «В подлинность явившегося государя не все верили; но к нему пошли все недовольные из окрестных мест»

  • «Пугачев был выдан Суворову его же сообщниками, которые отчаялись в исходе движения. Он был привезен в Москву и казнен»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!