СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Дорогой чести и милосердия" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Дорогой чести и милосердия" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Дорогой чести и милосердия" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»

«Дорогой чести и милосердия»  по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Урок- исследование

«Дорогой чести и милосердия» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок- исследование

Урок-исследование

  • Сегодня на уроке мы должны выявить основные черты образа Пугачёва в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", выяснить, что лежало в основе диалога Пугачёва и Гринёва, постараемся ответить на вопрос: «Что значит для А.С. Пушкина идти «дорогой чести и милосердия».
  • Тема чести для А.С. Пушкина была принципиальной. Она была связана с другим, более глубоким вопросом: как жить в истории, за что держаться, чем руководствоваться? В особенности в смутные времена, переходные периоды, когда становятся под сомнения сложившиеся традиции. Мы говорили, что таким испытанием для молодого поэта было восстание декабристов. На вопрос императора о возможности участия А.С. Пушкина в восстании поэт мужественно ответил: «Все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что благодарю Бога». Двойственный ответ А.С. Пушкина звучит в «Капитанской дочке». За несколько месяцев до смерти на этот вопрос был дан ответ, плод размышлений целой жизни. «Молодой человек, если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения есть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
  • Яснее не скажешь. За что держаться? Что не подведет? Ответ на этот вопрос звучит в повести. Она проникнута духом милосердия. Центральная сюжетная линия – история взаимоотношений Гринева и Пугачева – есть прежде всего история милосердия.
  • Сегодня на уроке мы проследим, как эта тема отражена во всех четырех встречах Гринева и Пугачева.
Словарная работа Благодарность (от «благо дарить») — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства. Милосердие - заботливое , любовное отношение к другому человеку. Великодушие - положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.

Словарная работа

  • Благодарность (от «благо дарить») — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства.
  • Милосердие - заботливое , любовное отношение к другому человеку.
  • Великодушие - положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.
Честь - комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Достоинство - сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов.
  • Честь - комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
  • Достоинство - сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов.
1 группа  Первая встреча Гринева и Пугачева Прочитайте диалог Гринева и Пугачева. Чем необычно обращение Гринева к вожатому? Кем является вожатый для Гринева и Пугачева? Как реагирует бродяга на барский подарок? Что же такое милосердие и как оно проявилось в этой сцене?

1 группа Первая встреча Гринева и Пугачева

  • Прочитайте диалог Гринева и Пугачева.
  • Чем необычно обращение Гринева к вожатому?
  • Кем является вожатый для Гринева и Пугачева?
  • Как реагирует бродяга на барский подарок?
  • Что же такое милосердие и как оно проявилось в этой сцене?
2 группа  Пугачев и Гринев в Белогорской крепости Чтение эпизода. Почему Пугачев помиловал Гринева? Какие доводы приводит Пугачев, убеждая Гринева пойти к нему на службу? Не уронил ли Гринев чести и достоинства офицера и дворянина в разговоре с самозванцем? Как тема милосердия раскрывается в этой сцене?

2 группа Пугачев и Гринев в Белогорской крепости

  • Чтение эпизода.
  • Почему Пугачев помиловал Гринева?
  • Какие доводы приводит Пугачев, убеждая Гринева пойти к нему на службу?
  • Не уронил ли Гринев чести и достоинства офицера и дворянина в разговоре с самозванцем?
  • Как тема милосердия раскрывается в этой сцене?
3 группа  Спасение Маши Мироновой Как встречает Пугачев Гринева? Найдите слова, характеризующие отношение Пугачева к Гриневу. Сравните отношение генерала и самозванца к участи простой девушки-сироты. Выразительно прочитайте диалог Пугачева и Гринева о возможной судьбе предводителя восстания. Какие тайны открывает Пугачев Гриневу? Кому можно открыть такие тайны? С кем можно так поговорить? Как вы оцениваете ответ Гринева на притчу, которую рассказывает Пугачев? Почему Пугачев, узнав, что Маша – дочь капитана Миронова, спасает ее? Какие качества Пугачева проявляются здесь? Какой представлена последняя минута прощания Пугачева и Гринева?

3 группа Спасение Маши Мироновой

  • Как встречает Пугачев Гринева? Найдите слова, характеризующие отношение Пугачева к Гриневу.
  • Сравните отношение генерала и самозванца к участи простой девушки-сироты.
  • Выразительно прочитайте диалог Пугачева и Гринева о возможной судьбе предводителя восстания. Какие тайны открывает Пугачев Гриневу? Кому можно открыть такие тайны? С кем можно так поговорить?
  • Как вы оцениваете ответ Гринева на притчу, которую рассказывает Пугачев?
  • Почему Пугачев, узнав, что Маша – дочь капитана Миронова, спасает ее? Какие качества Пугачева проявляются здесь?
  • Какой представлена последняя минута прощания Пугачева и Гринева?
4 группа  Казнь Пугачева Для чего А.С. Пушкин делает Гринева свидетелем казни Пугачева? Что чувствует Гринев во время казни Пугачева? Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачева, желание спасти его. Почему в Гриневе просыпаются эти чувства?

4 группа Казнь Пугачева

  • Для чего А.С. Пушкин делает Гринева свидетелем казни Пугачева?
  • Что чувствует Гринев во время казни Пугачева?
  • Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачева, желание спасти его. Почему в Гриневе просыпаются эти чувства?
Как можно сформулировать основную мысль повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка? Взаимоотношения человека с человеком должны строиться на основе милосердия. Человек должен держаться совести и чести. Милосердие – это важная христианская добродетель. Милосердие нередко требует лишь простить без выгод и принуждения. В 1824 году А.С. Пушкин пишет: И всюду страсти роковые. И от судеб защиты нет. Как жить в мире жестокости и страданий, как спастись от беспощадной судьбы? Через 12 лет в «Капитанской дочке» во всех чудесных поворотах ее действий, в диалогах главных героев звучит ответ: надо любить, надо прощать, надо помогать.

Как можно сформулировать основную мысль повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка?

  • Взаимоотношения человека с человеком должны строиться на основе милосердия. Человек должен держаться совести и чести. Милосердие – это важная христианская добродетель. Милосердие нередко требует лишь простить без выгод и принуждения. В 1824 году А.С. Пушкин пишет:
  • И всюду страсти роковые.
  • И от судеб защиты нет.
  • Как жить в мире жестокости и страданий, как спастись от беспощадной судьбы? Через 12 лет в «Капитанской дочке» во всех чудесных поворотах ее действий, в диалогах главных героев звучит ответ: надо любить, надо прощать, надо помогать.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос «Можно ли сегодня слово «милосердие» назвать устаревшим?»  

Домашнее задание:

письменно ответить на вопрос «Можно ли сегодня слово «милосердие» назвать устаревшим?»

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!