СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к познавательному мероприятию патриотической направленности "Быт народов Поволжья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к познавательному мероприятию патриотической направленности "Быт народов Поволжья"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к познавательному мероприятию патриотической направленности "Быт народов Поволжья"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»     педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ  Ващенко Лариса Владимировна                Бытовой уклад народов Поволжья XIX-XX веков

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»   педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ Ващенко Лариса Владимировна Бытовой уклад народов Поволжья XIX-XX веков

Народы, селившиеся вдоль берегов реки Волги:    МОРДВА, МАРИЙЦЫ, УДМУРТЫ – финно-угры, ЧУВАШИ, КАЗАНСКИЕ (ПОВОЛЖСКИЕ) ТАТАРЫ – представители тюркской группы.

Народы, селившиеся вдоль берегов реки Волги:

МОРДВА, МАРИЙЦЫ, УДМУРТЫ – финно-угры,

ЧУВАШИ, КАЗАНСКИЕ (ПОВОЛЖСКИЕ) ТАТАРЫ

представители тюркской группы.

Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Внутренняя обстановка крестьянской избы у тюрков и финно-угров отличалась лишь несущественными деталями. Значительную часть жилого помещения занимала печь. Отличительной чертой татарской избы от соседних народов было деление жилой части при помощи глухой перегородки на мужскую (чистую) и женскую (кухонную) половины. Для мордовской избы был характерен кершпиль, представляющий собой дощатый настил шириной около 2 м и находящийся от пола на высоте 35-50 см. Вдоль стен у всех народов устраивались лавки. Днем они служили местом для сидения, а ночью для сна. Поэтому лавки были очень широкие, добротные. Над лавками по стенам избы устраивались полки, на которых хранились различные вещи (мелкая утварь, инструменты). Лавка напротив двери называлась мужской, а по боковой стене - бабьей. На этой лавке женщины занимались прядением, ткачеством.

Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Внутренняя обстановка крестьянской избы у тюрков и финно-угров отличалась лишь несущественными деталями. Значительную часть жилого помещения занимала печь. Отличительной чертой татарской избы от соседних народов было деление жилой части при помощи глухой перегородки на мужскую (чистую) и женскую (кухонную) половины. Для мордовской избы был характерен кершпиль, представляющий собой дощатый настил шириной около 2 м и находящийся от пола на высоте 35-50 см. Вдоль стен у всех народов устраивались лавки. Днем они служили местом для сидения, а ночью для сна. Поэтому лавки были очень широкие, добротные. Над лавками по стенам избы устраивались полки, на которых хранились различные вещи (мелкая утварь, инструменты). Лавка напротив двери называлась мужской, а по боковой стене - бабьей. На этой лавке женщины занимались прядением, ткачеством.

В красном углу обычно стоял стол, висел киот с иконами. Это место завтрака, обеда и ужина всей семьи. В красный угол сажали почетного гостя. Здесь же совершались свадебные и похоронные обряды.

В красном углу обычно стоял стол, висел киот с иконами. Это место завтрака, обеда и ужина всей семьи. В красный угол сажали почетного гостя. Здесь же совершались свадебные и похоронные обряды.

Домашняя утварь в прошлом изготовлялась преимущественно из дерева и глины, хотя по археологическим данным последних лет известно употребление марийцами железных и медных котлов с IX-XI веков. Для варения пищи использовались чугунные или глиняные горшки. В них варили мясо, каши, кипятили воду.

Домашняя утварь в прошлом изготовлялась преимущественно из дерева и глины, хотя по

археологическим данным последних лет известно употребление марийцами железных и медных котлов с IX-XI веков.

Для варения пищи использовались чугунные или глиняные горшки. В них варили мясо, каши, кипятили воду.

Большое количество муки и крупы хранили в деревянных ларях в клетях и амбарах, меньшее в долбленых пудовках или кузовах, сделанных из липовой коры. Кузова также употреблялись для сбора грибов и ягод.

Большое количество муки и крупы хранили в деревянных ларях в клетях и амбарах, меньшее в долбленых пудовках или кузовах, сделанных из липовой коры. Кузова также употреблялись для сбора грибов и ягод.

Муку просеивали через решето в небольшие плоские ночевки. Мясо рубили в корытах. В них же толкли вареную или печеную картошку.

Муку просеивали через решето в небольшие плоские ночевки. Мясо рубили в корытах. В них же толкли вареную или печеную картошку.

  Для получения сливочного  масла употреблялись  маслобойки, которые  представляли собой  высокие цилиндрические  сосуды, сделанные из куска липового дерева. Пахтанье масла  производилось с помощью деревянного стержня,  на который насаживался деревянный круг с  отверстиями или боковыми вырезами.

Для получения сливочного

масла употреблялись

маслобойки, которые

представляли собой

высокие цилиндрические

сосуды, сделанные из куска липового дерева.

Пахтанье масла

производилось с помощью деревянного стержня,

на который насаживался деревянный круг с

отверстиями или боковыми вырезами.

Непременными принадлежностями в домашнем хозяйстве были деревянная лопата для сажания хлеба в печь, лотки для муки, деревянные скалки для раскатывания теста и т. п. Пищу ели из больших деревянных или глиняных плошек деревянными ложками. Стеклянная и фарфоровая посуда стала появляться лишь во второй половине XIX века в домах наиболее зажиточных крестьян. В это время исследователи быта поволжских народов отмечали появление самоваров, чайных приборов, фабричной посуды.

Непременными принадлежностями в домашнем хозяйстве были деревянная лопата для сажания хлеба в печь, лотки для муки, деревянные скалки для раскатывания теста и т. п. Пищу ели из больших деревянных или глиняных плошек деревянными ложками. Стеклянная и фарфоровая посуда стала появляться лишь во второй половине XIX века в домах наиболее зажиточных крестьян. В это время исследователи быта поволжских народов отмечали появление самоваров, чайных приборов, фабричной посуды.

Большое значение в жизни народов края имели домашние и кустарные промыслы. Наиболее распространённым являлось ткачество, которым занимались практически в каждом доме.

Большое значение в жизни народов края имели домашние и кустарные промыслы. Наиболее распространённым являлось ткачество, которым занимались практически в каждом доме.

Ткачество было исключительно женским занятием. Получение волокна из конопли представляло длительный и чрезвычайно трудоёмкий процесс. После уборки и обмолота стебли конопли замачивались в стоячих водоемах в течение 2-5 недель. Затем их сушили на открытом воздухе или в банях и мяли на специальных мялках для того, чтобы отделить волокно от кострики (внутренней не волокнистой части стебля). Полученное таким образом волокно толкли в ступах, трепали при помощи деревянных ланцетовидных трепалок и, наконец, расчесывали щетками, изготовленными из свиной щетины. У марийцев для этих целей нередко употреблялись чесалки, сделанные из шкурок ежей. У всех народов Среднего Поволжья изготовлялись главным образом белые холсты. У удмуртов и восточных марийцев ткали и пестрядь -двухцветные или многоцветные ткани в полоску или в клетку. Кроме конопляных и льняных холстов ткались также и шерстяные ткани, использовавшиеся для пошива теплой одежды.

Ткачество было исключительно женским занятием. Получение волокна из конопли представляло длительный и чрезвычайно трудоёмкий процесс. После уборки и обмолота стебли конопли замачивались в стоячих водоемах в течение 2-5 недель. Затем их сушили на открытом воздухе или в банях и мяли на специальных мялках для того, чтобы отделить волокно от кострики (внутренней не волокнистой части стебля). Полученное таким образом волокно толкли в ступах, трепали при помощи деревянных ланцетовидных трепалок и, наконец, расчесывали щетками, изготовленными из свиной щетины. У марийцев для этих целей нередко употреблялись чесалки, сделанные из шкурок ежей. У всех народов Среднего Поволжья изготовлялись главным образом белые холсты. У удмуртов и восточных марийцев ткали и пестрядь -двухцветные или многоцветные ткани в полоску или в клетку. Кроме конопляных и льняных холстов ткались также и шерстяные ткани, использовавшиеся для пошива теплой одежды.

Одним из широко распространенных домашних занятий была вышивка, которой украшались повседневная и особенно праздничная одежда, головные уборы, полотенца - в соответствии с традициями и эстетическими критериями.

Одним из широко распространенных домашних занятий была вышивка, которой украшались повседневная и особенно праздничная одежда, головные уборы, полотенца - в соответствии с традициями и эстетическими критериями.

К мужским домашним промыслам относилось изготовление инвентаря и утвари, плетение лаптей, изготовление войлочных шляп, валенок. Помимо домашних промыслов, у народов края были распространены всевозможные кустарные производства, продукция которых предназначалась для рынка. У марийцев и мордвы был развит плетеночный промысел. В некоторых селениях Горно-марийского района и в Мордовии было известно производство гнутой мебели. Веревочный промысел был шире распространен в Закамье, частично в Предволжье, где татарские кустари конкурировали с чувашскими. У всех финно-угорских народов абсолютно преобладали промыслы, связанные с обработкой древесины. У удмуртов и татар был известен кожевенно-обувной промысел.

К мужским домашним промыслам относилось изготовление инвентаря и утвари, плетение лаптей, изготовление войлочных шляп, валенок.

Помимо домашних промыслов, у народов края были распространены всевозможные кустарные производства, продукция которых предназначалась для рынка. У марийцев и мордвы был развит плетеночный промысел. В некоторых селениях Горно-марийского района и в Мордовии было известно производство гнутой мебели. Веревочный промысел был шире распространен в Закамье, частично в Предволжье, где татарские кустари конкурировали с чувашскими. У всех финно-угорских народов абсолютно преобладали промыслы, связанные с обработкой древесины. У удмуртов и татар был известен кожевенно-обувной промысел.