СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проектной работе по литературе на тему «Соответствие романтического образа русской женщины в живописи и литературе первой половины XIX века»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к проектнойц работе по литературе ученицы 9 класса МБОУ Гимназия Келешян Анастасии на тему «Соответствие романтического образа русской женщины в живописи и литературе первой половины XIX века»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проектной работе по литературе на тему «Соответствие романтического образа русской женщины в живописи и литературе первой половины XIX века»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия Государственная итоговая аттестация за курс основной общей школы Исследовательская проектная работа «Соответствие романтического образа русской женщины в живописи и литературе первой половины XIX века» Автор: Келешян Анастасия Багдасаровна, ученица 9 «Г» класса Руководитель проекта: Берсенёва Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия

Государственная итоговая аттестация за курс основной общей школы

Исследовательская проектная работа

«Соответствие романтического образа русской женщины в живописи и литературе первой половины XIX века»

Автор: Келешян Анастасия Багдасаровна,

ученица 9 «Г» класса

Руководитель проекта: Берсенёва Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы

Тема проекта: «Соответствие романтического образа русской женщины в живописи и литературе первой половины XIX века»

Цель проекта: рассмотреть романтический образ русской женщины первой половины XIX века, выявить основные особенности его изображения в живописи и литературе и провести сопоставительный анализ, на основе которого разработать план-конспект внеклассного мероприятия, который позволял бы создать стилистически грамотный план портретной иллюстрации романтической героини литературного произведения.

Поставленные задачи:

- изучить особенности романтизма в литературе и живописи;

- проанализировать образы русских женщин в литературе первой половины 19 века на основе произведений В. А. Жуковского «Светлана», А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Метель», «Дубровский», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и выделить возможные типы героинь;

- сравнить особенности изображения романтического образа женщины в литературе с общими признаками романтического героя;

- проанализировать образы русских женщин в живописи первой половины 19 века в жанре портрета, в творчестве художников О. А. Кипренского, В. Л. Боровиковского и К. П. Брюллова и выделить возможные типы героинь;

- сопоставить особенности изображения романтического образа русской женщины в литературе и живописи, выявить соответствие предполагаемых типов героинь, сделать выводы;

- составить план-конспект внеклассного мероприятия с практическим применением выявленных типов романтической героини в литературе и живописи для создания стилистически грамотной иллюстрации к литературному произведению.

Характерные признаки романтического героя не принимает общеизвестные идеалы общества и бросает вызов всему миру. Для него нет правил и норм, он бунтарь, отсюда конфликт с обществом.  исключительная личность и яркая индивидуальность. всегда одинок, его стремления и идеалы общество не понимает. конфликтует с действительностью (двоемирие) – уходит от реальности в мир мечты или исторического прошлого, в путешествия, в мистику, фантастику, сказку, в мир природы страдает от внутреннего душевного конфликта - осознает, что мечты недостижимы, отсюда трагический конец.

Характерные признаки романтического героя

  • не принимает общеизвестные идеалы общества и бросает вызов всему миру. Для него нет правил и норм, он бунтарь, отсюда конфликт с обществом.
  • исключительная личность и яркая индивидуальность.
  • всегда одинок, его стремления и идеалы общество не понимает.
  • конфликтует с действительностью (двоемирие) – уходит от реальности в мир мечты или исторического прошлого, в путешествия, в мистику, фантастику, сказку, в мир природы
  • страдает от внутреннего душевного конфликта - осознает, что мечты недостижимы, отсюда трагический конец.

Условная классификация романтических образов женщин в литературе

Тип № 1

Тип № 2

Юные провинциальные барышни.

Тип № 3

Им свойственна простота и естественность, любовь к русской природе, задумчивость и мечтательность, любовь к чтению романов, душевная красота и чистота, скрытая эмоциональность. Они отстраняются от светских развлечений, внутренне одиноки, живут в ожидании встречи с идеальным возлюбленным. Они отдаются чувству любви искренне всей душой и на всю жизнь. Если это счастливая любовь в браке, то они - верные и преданные женами, готовые всем пожертвовать для супруга и семьи. Если любовь безответна или заканчивается расставанием, то они глубоко страдают и всю жизнь хранят ее в своем сердце, но следуют нормам общества. Это сильные духом и душевно прекрасные героини, для которых религиозное чувство, чувство долга и ответственности за свои поступки важнее личных страданий. Семейные узы и нравственная чистота для них священны.

Светские девушки, которые вращаются в высшем обществе.

Они мечтательны и воспитаны на романах, тоже ждут идеальной любви. При этом, более образованы, могут быть кокетливы, осознают свою привлекательность. Некоторым героиням в силу молодости и неопытности свойственна наивность и поверхностность. Но с приходом любви, они обнаруживают глубокие и искренние чувства. Испытывая сильные душевные страдания, они демонстрируют смирение перед судьбой и умение сохранять достоинство. Это преображает их в настоящих романтических героинь и вызывает сострадание и любовь в читателе.

Другой тип светской романтической героини – это та женщина, которая настолько безгранично любит, что нарушает нравственные нормы, как Вера из романа «Герой нашего времени». Но такой поступок не является бунтом против общества, просто героиня следует велению своего сердца. Это очень несчастная и одинокая в душе женщина, которая обладает глубоким внутренним миром, умеет любить и жертвует всем ради возлюбленного. Но преступая нормы морали, она испытывает раскаяние и душевные муки. Глубокая нравственная чистота, свойственная героине, делает для нее невыносимой ложь в семейной жизни. Любовь приносит ей только страдания. И в результате, она все-таки следует чувству долга и навсегда расстается с любимым.

 

 

Условная классификация романтических образов женщин в живописи Тип № 1 Основная линия женского романтического портрета носила характер светлый, лирический. Героиням свойственна молодость, душевная чистота и просветленность, мечтательность и безотчетный порыв. Пастельная цветовая гамма и игра полутонов подчеркивает воздушность, невинность, нежность и мягкость героинь. Фоном чаще выступает светлый и живописный пейзаж, который подчеркивает естественность персонажа и его близость природе. Характерный признак – свежий букет или увядающий цветок, который является символом будущих волнений и испытаний. Это тип камерного портрета. В. Л. Боровиковский. «Портрет Е. К. Арсеньевой» 1796 г. В. Л. Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной» 1797 г.

Условная классификация романтических образов женщин в живописи

Тип № 1

Основная линия женского романтического портрета носила характер светлый, лирический.

Героиням свойственна молодость, душевная чистота и просветленность, мечтательность и безотчетный порыв. Пастельная цветовая гамма и игра полутонов подчеркивает воздушность, невинность, нежность и мягкость героинь. Фоном чаще выступает светлый и живописный пейзаж, который подчеркивает естественность персонажа и его близость природе. Характерный признак – свежий букет или увядающий цветок, который является символом будущих волнений и испытаний. Это тип камерного портрета.

В. Л. Боровиковский. «Портрет Е. К. Арсеньевой» 1796 г.

В. Л. Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной» 1797 г.

Тип № 2 Образ скромной, но одухотворенной героини, часто одинокой и страдающей, иногда глубоко религиозной. Это женщины с глубоким внутренним миром, возможно, пережившие душевную драму и жизненные испытания. Таким портретам свойственна очень темная и мрачная цветовая гамма, часто размытая. Цвет одежды практически сливается с фоном картины. Иногда фон не проработан, просто темный и однотонный. На этом фоне особенно ярко выделяется бледное лицо и задумчивые грустные глаза, отражающие внутренние страдания или смирение перед судьбой, глубокую духовность. Природа в таком портрете тоже мрачная – стальные тучи, раскачивающиеся ветви деревьев, часто присутствует увядающий цветок . Это тип камерного портрета.   О. А. Кипренский. «Портрет Е. С. Авдулиной» 1823 г. О. А. Кипренский. «Портрет Е. П. Ростопчиной» 1809 г.

Тип № 2

Образ скромной, но одухотворенной героини, часто одинокой и страдающей, иногда глубоко религиозной.

Это женщины с глубоким внутренним миром, возможно, пережившие душевную драму и жизненные испытания. Таким портретам свойственна очень темная и мрачная цветовая гамма, часто размытая. Цвет одежды практически сливается с фоном картины. Иногда фон не проработан, просто темный и однотонный. На этом фоне особенно ярко выделяется бледное лицо и задумчивые грустные глаза, отражающие внутренние страдания или смирение перед судьбой, глубокую духовность. Природа в таком портрете тоже мрачная – стальные тучи, раскачивающиеся ветви деревьев, часто присутствует увядающий цветок . Это тип камерного портрета.

 

О. А. Кипренский. «Портрет Е. С. Авдулиной» 1823 г.

О. А. Кипренский. «Портрет Е. П. Ростопчиной» 1809 г.

Тип № 3 Образ блестящей светской женщины, яркой и независимой, которая изображается на фоне великолепного бала или необычного пейзажа. Художник старается уловить и показать сиюминутно проявленные чувства женщины в конкретный момент времени. Цветовая гамма фона и одежды героини яркая и контрастная. Цветовые пятна – красные, золотые, синие, выражают независимость и темперамент женщины. Изящный изгиб фигуры, горделиво поднятая голова, сверкающий взгляд, все выдает неординарный характер персонажа. Но в глазах героинь художники показывают истинные чувства - душевное волнение, чувство одиночества или скрытое страдание. Это романтическая интерпретация парадного портрета. К. П. Брюллов. «Портрет княгини Е. П. Салтыковой» 1841 г. К. П. Брюллов. «Портрет графини Ю. П. Самойловой» 1842 г.

Тип № 3

Образ блестящей светской женщины, яркой и независимой, которая изображается на фоне великолепного бала или необычного пейзажа. Художник старается уловить и показать сиюминутно проявленные чувства женщины в конкретный момент времени. Цветовая гамма фона и одежды героини яркая и контрастная. Цветовые пятна – красные, золотые, синие, выражают независимость и темперамент женщины. Изящный изгиб фигуры, горделиво поднятая голова, сверкающий взгляд, все выдает неординарный характер персонажа. Но в глазах героинь художники показывают истинные чувства - душевное волнение, чувство одиночества или скрытое страдание.

Это романтическая интерпретация парадного портрета.

К. П. Брюллов. «Портрет княгини Е. П. Салтыковой» 1841 г.

К. П. Брюллов. «Портрет графини Ю. П. Самойловой» 1842 г.

Сравнительный анализ романтического образа русской женщины в литературе и живописи позволил сделать следующие выводы:

  • Большинство героинь дворянского происхождения, но это не имеет значения для автора.
  • Внешняя красота не обязательна. Писатели и художники показывают красоту внутреннюю. Все внимание направлено на лицо и глаза.
  • Сопоставление условной классификации романтического образа русской женщины по трем типам в литературе и живописи показало, что:

- Тип №1 в литературе и живописи совпадает. Это юная девушка, мечтательная, поэтичная, с глубоким внутренним миром, в ожидании любви или уже счастливо живущая в браке.

  • Литературная героиня, которая хранит верность чувству долга в браке с нелюбимым человеком, а в душе скрывает свою любовь и страдания, в живописи больше соответствует типу портрета №2 (образ глубоко одухотворенной героини, изображаемой в мрачной цветовой гамме), или типу портрета № 3 (например, так могла быть изображена Татьяна из «Евгения Онегина» на балу при встрече с Онегиным).
  • Образ светской девушки или дамы (тип №2 в литературе, как княжна Мэри), может соответствовать в живописи всем трем типам портретов. Это может быть юная светская девушка мечтательная и нежная (тип портрета №1), и она же, уже страдающая от неразделенной любви (тип портрета №2), и блестящая светская красавица на балу, полная чувств и эмоций (тип портрета №3).

- Тип № 3 романтического образа русской женщины в литературе (женщина, которая настолько безгранично любит, что нарушает нравственные нормы) больше соответствует в живописи типу портрета № 2 (образ страдающей героини, изображенной в мрачной цветовой гамме) или, в определенной ситуации типу портрета № 3 (на балу или в светском обществе).

Отличия признаков романтического образа русской женщины от образа героя мужчины:

Характерные признаки романтического героя

Характерные признаки Романтического образа русской женщины

исключительная личность и яркая индивидуальность

исключительная личность, но проявляется это в естественности и искренности, душевной силе, глубине и чистоте, что для лицемерного светского общества было не характерно.

не принимает общеизвестные идеалы общества и бросает вызов миру. Для него нет правил и норм, он бунтарь, отсюда конфликт с обществом.

избегает светского общества, но не отвергает его, чаще всего соблюдает принятые нормы.

конфликтует с действительностью (двоемирие) – уходит от реальности в мир мечты или исторического прошлого, в путешествия, в мистику, фантастику, сказку, в мир природы.

 

Конфликт с действительностью есть, но выражен мягче. Уход от реальности в мир мечты о чистой любви и мир природы, мир своих чувств.

страдает от внутреннего душевного конфликта - осознает, что мечты недостижимы, отсюда трагический конец.

Душевный внутренний конфликт есть, если счастливая любовь недостижима.

всегда одинок, его стремления и идеалы общество не понимает.

испытывает чувство одиночества, скрывая от всех свои страдания.

Продуктом проекта стало создание плана-конспекта внеклассного тематического мероприятия с практическим применением выявленных типов романтической героини в литературе и живописи для создания портретной иллюстрации к литературному произведению. Продукт был представлен учащимся 2 класса и 4 класса отделения изобразительного искусства Детской школы искусств им. С. В. Рахманинова.

Продуктом проекта стало создание плана-конспекта внеклассного тематического мероприятия с практическим применением выявленных типов романтической героини в литературе и живописи для создания портретной иллюстрации к литературному произведению. Продукт был представлен учащимся 2 класса и 4 класса отделения изобразительного искусства Детской школы искусств им. С. В. Рахманинова.

Интернет-ресурсы

  • Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах статья девятая "Евгений Онегин": [Электронный ресурс]. 1845. URL:  http :// az . lib . ru / b / belinskij _ w _ g / text _0200. shtml
  • Агеева А. Основные черты романтического героя: понятие, значение и характеристики :  [Электронный ресурс]. 2018. URL : http://fb.ru/article/381634/osnovnyie-chertyi-romanticheskogo-geroya-ponyatie-znachenie-i-harakteristiki
  • Лермонтов. М. Ю. «Герой нашего времени»: [Электронный ресурс]. 1838-1839. URL:  http://librebook.me/geroi_nashego_vremeni_lermontov_mihail_iurevich/vol2/1
  • Пушкин А.С. «Метель»: [Электронный ресурс]. 1830. URL: http://sochinite.ru/biblioteka/pushkin/metel
  • Белинский В.Г. Собрание сочинений: [Электронный ресурс]. 1845. URL: http :// velikayakultura . ru / russkaya - kritika -2/ belinskiy - o - tatyane - larinoy - pervyiy - russkiy - zhenskiy - harakter
  • Цитатная характеристика Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин": [Электронный ресурс]// LITERATURUS: Мир русской литературы. 2017. URL: http :// www . literaturus . ru /2015/06/ harakteristika - tatjany - larinoj - evgenij - onegin - citaty - pushkin . html
  • Марья Гавриловна в повести "Метель" Пушкина: [Электронный ресурс ]//LITERATURUS: Мир русской литературы. 2018. URL:  http :// www . literaturus . ru /2016/06/ marja - gavrilovna - metel - pushkin . html
  • Критика о романе "Дубровский" Пушкина, отзывы современников: [Электронный ресурс ]// Literaturus.ru : Мир русской литературы. 2016. URL: http://www.literaturus.ru/2016/10/kritika-roman-dubrovskij-pushkin-otzyvy-sovremennikov.html
  • Критика о балладе "Светлана" Жуковского: отзывы современников и критиков XIX-XXI вв.: [Электронный ресурс ]//Literaturus.ru : Мир русской литературы. 2016. URL: http://www.literaturus.ru/2018/05/kritika-svetlana-zhukovskij-otzyvy-sovremennikov.html
  • Владимир Боровиковский: жизнь и творчество художника: [Электронный ресурс]// онлайн галерея живописи . 2015. URL:  https :// allpainters . ru / borovikovskij - vladimir . html
  • Карл Брюллов: [Электронный ресурс]// онлайн галерея живописи .2015. URL:  https :// allpainters . ru / brjullov - karl . html
  • История любви в картинах: Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова: [Электронный ресурс]// Современные художники и известные старые мастера. 2014. URL:  https :// artchive . ru / publications /3045~ Istorija _ ljubvi _ v _ kartinakh _ Karl _ Brjullov _ i _ grafinja _ Julija _ Samojlova
  • Ростопчина, Екатерина Петровна: [Электронный ресурс]// Словари и энциклопедии на Академике . 2013. URL: https :// dic . academic . ru / dic . nsf / ruwiki /1860063
  • Жуковский В.А. «Светлана»: [Электронный ресурс]. 1808-1812. URL: https://ilibrary.ru/text/1085/p.1/index.html
  • Пушкин А. С. «Дубровский»: [Электронный ресурс]. 1833. URL: https://ilibrary.ru/text/479/p.1/index.html
  • Конспект по МХК "Романтизм в живописи 19 века.": [Электронный ресурс] //Инфоурок. URL: https://infourok.ru/konspekt-po-mhk-romantizm-v-zhivopisi-veka-klass-2124164.html
  • В.Г. Белинский. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Электронный ресурс]. 1840. URL: https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/59-russkaya_literaturnaya_kritika_xix_veka__hrestomatiya_literaturno_kriticheskih_materialov/stages/2263-povest_knyazhna_meri.html
  • Портрет Е. Н. Арсеньевой: [Электронный ресурс]//Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. URL: https://nearyou.ru/borovik/2arsen.html
  • Портрет Марии Лопухиной: [Электронный ресурс]//Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. URL: https :// ria . ru /20180723/1524928797. html
  • Литература XIX века. Романтизм: [Электронный ресурс]//Файловый архив для студентов.2014. URL: https :// studfiles . net / preview /5272136/ page :8/\
  • Творчество Ореста Кипренского : [Электронный ресурс]//Информационный канал. 2016. URL: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1688415/
  • Портрет княгини Елизаветы Салтыковой: [Электронный ресурс] // Liveinternet.2017. URL:  https://www.liveinternet.ru/users/rusinka/post380388638
  • Портрет княгини Елизаветы Салтыковой: [Электронный ресурс]//Проза. 2017. URL: https :// www . proza . ru /2016/04/29/1866
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание