СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проекту "Мел- удивительная горная порода".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проекту "Мел- удивительная горная порода".»

Мел - удивительная горная порода

Мел - удивительная горная порода

Мел – полезное ископаемое, которое обладает массой удивительных возможностей и имеет много интересных свойств. Кусочек мела - привычный житель «школьной страны», даже в век информационных технологий он не потерял своего значения и остаётся неизменным помощником.

Мел – полезное ископаемое, которое обладает массой удивительных возможностей и имеет много интересных свойств. Кусочек мела - привычный житель «школьной страны», даже в век информационных технологий он не потерял своего значения и остаётся неизменным помощником.

Мел – полезное ископаемое, которое обладает массой удивительных возможностей и имеет много интересных свойств.

Мел – полезное ископаемое, которое обладает массой удивительных возможностей и имеет много интересных свойств.

Цель работы:  изучить состав школьного мела и доказать, что у него есть полезные и необычные свойства, которыми может воспользоваться человек в быту Задачи: изучить происхождение мела, его состав и технологию производства выяснить основные месторождения мела на территории России определить области применения мела провести анкетирование учащихся с целью изучения их знаний о школьном меле провести исследования по изучению физических свойств мела оценить влияние мела на здоровье человека (социологический опрос) на основе полученных результатов выяснить возможности применения мела в повседневной жизни человека

Цель работы: изучить состав школьного мела и доказать, что у него есть полезные и необычные свойства, которыми может воспользоваться человек в быту

Задачи:

  • изучить происхождение мела, его состав и технологию производства
  • выяснить основные месторождения мела на территории России
  • определить области применения мела
  • провести анкетирование учащихся с целью изучения их знаний о школьном меле
  • провести исследования по изучению физических свойств мела
  • оценить влияние мела на здоровье человека (социологический опрос)
  • на основе полученных результатов выяснить возможности применения мела в повседневной жизни человека
Объект исследования:  школьный мел  Предмет исследования: свойства мела и их применение в повседневной жизни  Гипотеза:  горная порода мел полезна и необходима в повседневной жизни, но может быть и опасна для здоровья человека   Методы исследования:  поисковый (сбор информации по теме)  анализ информационных ресурсов  наблюдение  сравнение  анкетирование, опрос  эксперимент  фотофиксация  систематизация  ИКТ (создание презентации)

Объект исследования: школьный мел

Предмет исследования: свойства мела и их применение в повседневной жизни

Гипотеза: горная порода мел полезна и необходима в повседневной жизни, но может быть и опасна для здоровья человека

Методы исследования:

  • поисковый (сбор информации по теме)
  • анализ информационных ресурсов
  • наблюдение
  • сравнение
  • анкетирование, опрос
  • эксперимент
  • фотофиксация
  • систематизация
  • ИКТ (создание презентации)
Мел — осадочная горная порода органического происхождения белого цвета, мягкая и рассыпчатая. На Земле существовал меловой период, именно тогда начал образовываться мел.

Мел — осадочная горная порода органического происхождения белого цвета, мягкая и рассыпчатая.

На Земле существовал меловой период, именно тогда начал образовываться мел.

Происхождение мела Мел состоит из мелких обломков и целых известковых скелетов микроорганизмов – кокколитов (70-90%),   корненожек  фораминифер (20%)

Происхождение мела

Мел состоит из мелких обломков и целых известковых скелетов микроорганизмов – кокколитов (70-90%),

корненожек

фораминифер (20%)

Известняки Ракушечник

Известняки

Ракушечник

Меловой карьер

Меловой карьер

Состав школьного ме ла природный мел  гипс связующие примеси (крахмал, клей ПВА) красители

Состав школьного ме ла

  • природный мел
  • гипс
  • связующие примеси (крахмал, клей ПВА)
  • красители
Месторождения мела Запасы мела распределены по территориям неравномерно: около 48-50% запасов качественного с высоким содержанием карбоната кальция и магния, минимальным содержанием вредных примесей сосредоточены в России ; 32-33% в Украине и более 12% в Белоруссии.  В настоящее время в нашей стране известно и разрабатывается 138 месторождений

Месторождения мела

Запасы мела распределены по территориям неравномерно: около 48-50% запасов качественного с высоким содержанием карбоната кальция и магния, минимальным содержанием вредных примесей сосредоточены в России ; 32-33% в Украине и более 12% в Белоруссии.

В настоящее время в нашей стране известно и разрабатывается 138 месторождений

Наиболее крупные меловые карьеры находятся в Волгоградской и Белгородской, Ульяновской и Саратовской областях. Эти месторождения дают больше 15 млн. тонн мела за год.

Наиболее крупные меловые карьеры находятся в Волгоградской и Белгородской, Ульяновской и Саратовской областях.

Эти месторождения дают больше 15 млн. тонн мела за год.

Наиболее крупные месторождения мела находятся в Белгородской области

Наиболее крупные месторождения мела находятся в Белгородской области

Белгородский мел В осадочных толщах Белгородской земли сосредоточены огромные залежи мела, который является основой производства извести, силикатного кирпича, красок … Разведано свыше 29 месторождений мела с утвержденными запасами 1 млрд. тонн

Белгородский мел

В осадочных толщах Белгородской земли сосредоточены огромные залежи мела, который является основой производства извести, силикатного кирпича, красок …

Разведано свыше 29 месторождений мела с утвержденными запасами

1 млрд. тонн

Добыча известняка в Московской области возраст отложений известняка – около 300 млн. лет широко известно Мячковское  месторождение бутового известняка известняки добывались также на законсервированном ныне Коробчеевском месторождении в Коломенском районе известны месторождения мраморовидного известняка в районе Коломны способ добывания – открытый, в карьерах

Добыча известняка в Московской области

  • возраст отложений известняка – около 300 млн. лет
  • широко известно Мячковское месторождение бутового известняка
  • известняки добывались также на законсервированном ныне Коробчеевском месторождении в Коломенском районе
  • известны месторождения мраморовидного известняка в районе Коломны
  • способ добывания – открытый, в карьерах
Известняк Известняк в Подмосковье добывается с XII в.  Особенно славился Мячковский известняк, добываемый в каменоломнях деревень Верхнее и Нижнее Мячково. Это и есть тот камень, благодаря которому Москву называют Белокаменной. Его использовали при строительстве церквей и зданий в Москве, Рязани, Коломне и многих других городах.

Известняк

Известняк в Подмосковье добывается с XII в.

Особенно славился Мячковский известняк, добываемый в каменоломнях деревень Верхнее и Нижнее Мячково.

Это и есть тот камень, благодаря которому Москву называют Белокаменной.

Его использовали при строительстве церквей и зданий в Москве, Рязани, Коломне и многих других городах.

Использование мела В парфюмерии как составная часть зубных порошков. Сахарная промышленность Чистый мел- это порошок белого цвета, который называют «белый писчий мел» за его свойство пачкать Получение соды Резиновая промышленность Лакокрасочная промышленность Производство спичек Бумажная промышленность Известкование почв Стекольная промышленность Изготовление художественных красок Изготовление школьных мелков

Использование мела

В парфюмерии как составная

часть зубных порошков.

Сахарная промышленность

Чистый мел- это порошок белого цвета, который называют «белый писчий мел» за его свойство пачкать

Получение соды

Резиновая промышленность

Лакокрасочная промышленность

Производство спичек

Бумажная промышленность

Известкование почв

Стекольная промышленность

Изготовление

художественных красок

Изготовление школьных мелков

Применение мела

Применение мела

Изготовление школьного мела

Изготовление школьного мела

Анкетирование учащихся с целью изучения их знаний о школьном меле В опросе участвовали 36 учеников 5-6 классов

Анкетирование учащихся с целью изучения их знаний о школьном меле

В опросе участвовали

36 учеников

5-6 классов

После проведения анализа анкет, мы выяснили, что учащиеся мало знают о происхождении и составе мела. О составе и происхождении мела затруднились ответить более 60 % опрошенных. Таким образом результаты опроса ещё раз форма подтверждают актуальность нашего выпуск исследования.

После проведения анализа анкет, мы выяснили, что учащиеся мало знают о происхождении и составе мела.

О составе и происхождении мела затруднились ответить более 60 % опрошенных.

Таким образом результаты опроса ещё раз форма подтверждают актуальность нашего выпуск исследования.

Изучение состава и свойств мела

Изучение состава и свойств мела

Опыт № 1. Основные показатели качества мела Вывод: образцы школьного мела соответствуют качественным показателям нормы Мел Кусковой Цвет Круглый Сыпучесть Белый Прямоугольный Маркость Белый Средняя  Средняя Твёрдые вкрапления Низкая Белый Имеются Низкая Высокая Твёрдый, мягкий Отсутствуют Мягкий Высокая  Мягкий Отсутствуют Твёрдо - мягкий

Опыт № 1.

Основные показатели качества мела

Вывод: образцы школьного мела соответствуют качественным показателям нормы

Мел

Кусковой

Цвет

Круглый

Сыпучесть

Белый

Прямоугольный

Маркость

Белый

Средняя

Средняя

Твёрдые вкрапления

Низкая

Белый

Имеются

Низкая

Высокая

Твёрдый, мягкий

Отсутствуют

Мягкий

Высокая

Мягкий

Отсутствуют

Твёрдо - мягкий

Опыт № 2. Мел под микроскопом Вывод: мел состоит из останков микроорганизмов и водорослей и различных примесей

Опыт № 2. Мел под микроскопом

Вывод: мел состоит из останков микроорганизмов и водорослей и различных примесей

Опыт № 3. Взаимодействие уксуса с мелом Выводы: мел состоит из известняка (кальция) кальций разрушается кислотой

Опыт № 3. Взаимодействие уксуса с мелом

Выводы:

  • мел состоит из известняка (кальция)
  • кальций разрушается кислотой
Опыт № 4. Взаимодействие мела с йодом Вывод: в составе мела может присутствовать в качестве связующего вещества – крахмал , в качестве связующего компонента у остальных мелков добавлен клей ПВА

Опыт № 4. Взаимодействие мела с йодом

Вывод: в составе мела может присутствовать в качестве связующего вещества – крахмал , в качестве связующего компонента у остальных мелков добавлен клей ПВА

Опыт № 5. Взаимодействие мела с водой и маслом Вывод: мел сушит кожу рук, потому что он хорошо впитывает воду и растительное масло.

Опыт № 5. Взаимодействие мела с водой и маслом

Вывод: мел сушит кожу рук, потому что он хорошо впитывает воду и растительное масло.

Опыт № 6. Растворимость мела в воде Вывод: мел не растворяется в воде

Опыт № 6. Растворимость мела в воде

Вывод: мел не растворяется в воде

На основе проведенных исследований мы сделали следующие выводы: школьный мел соответствуют качествам нормы, он содержит в своём составе известняк, из примесей в наших образцах были гипс, крахмал.

На основе проведенных исследований мы сделали следующие выводы:

школьный мел соответствуют качествам нормы, он содержит в своём составе известняк, из примесей в наших образцах были гипс, крахмал.

Изучение влияния школьного мела на здоровье человека Учителям нашей школы мы задали вопросы: 1.  Нравится ли Вам каждый день пользоваться мелом? 2.  Как вы считаете, оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм? 3.  Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие? 4.  Можно ли заменить доску и мел в школе?

Изучение влияния школьного мела

на здоровье человека

Учителям нашей школы мы задали вопросы:

1. Нравится ли Вам каждый день пользоваться мелом?

2. Как вы считаете, оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм?

3. Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие?

4. Можно ли заменить доску и мел в школе?

В опросе приняли участие 22 учителя

В опросе приняли участие 22 учителя

Большинство учителей ответили, что мел негативно влияет на кожу рук

Большинство учителей ответили, что мел негативно влияет на кожу рук

Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей, полностью заменить мел пока нельзя. Хорошей альтернативой стали бы интерактивные доски или доски для письма маркерами.

Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей, полностью заменить мел пока нельзя. Хорошей альтернативой стали бы интерактивные доски или доски для письма маркерами.

Рекомендации учителям по уменьшению отрицательных последствий использования школьного мела:  использовать мел только хорошего качества стирать мел с доски только влажной тряпкой как можно чаще промывать тряпку для стирания мела и протирать лоток, прикреплённый к доске во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое», «молочное» и другие после уроков смазывать руки увлажняющим кремом для рук в конце рабочей недели промывать доску тряпкой, смоченной в воде с добавлением уксуса

Рекомендации учителям по уменьшению отрицательных последствий использования школьного мела:

  • использовать мел только хорошего качества
  • стирать мел с доски только влажной тряпкой
  • как можно чаще промывать тряпку для стирания мела и протирать лоток, прикреплённый к доске
  • во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое», «молочное» и другие
  • после уроков смазывать руки увлажняющим кремом для рук
  • в конце рабочей недели промывать доску тряпкой, смоченной в воде с добавлением уксуса
Чтобы при работе с мелом сильно не пачкались руки, предлагаем следующие советы: окунуть мел на несколько секунд в разбавленное в 2-3 раза молоко (мел перестанет пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо) чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его не батарее и хранить в сухом месте покрыть школьный мелок тонким слоем конторского клея с тех сторон, за которые его держат при работе обвернуть мел бумагой, а лучше фольгой вставить, слегка заточив, брусок мела в «пенал» от использованной губной помады   Каждый мелок обернут специальной бумажной полоской Мел в пластиковых держателях, без пыли

Чтобы при работе с мелом сильно не пачкались руки, предлагаем следующие советы:

  • окунуть мел на несколько секунд в разбавленное в 2-3 раза молоко (мел перестанет пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо)
  • чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его не батарее и хранить в сухом месте
  • покрыть школьный мелок тонким слоем конторского клея с тех сторон, за которые его держат при работе
  • обвернуть мел бумагой, а лучше фольгой
  • вставить, слегка заточив, брусок мела в «пенал» от использованной губной помады

 

Каждый мелок обернут специальной бумажной полоской

Мел в пластиковых держателях, без пыли

Применение мела в быту  с мелом можно играть, рисовать (классики) мелом можно чистить раковину, стирать пятна от ручки на парте мел хорошо впитывает влагу, поэтому его можно использовать как поглотитель влаги и запаха в кухонном шкафу мел – защитник от ржавчины мел помогает выводить пятна от масла, свекольного сока

Применение мела

в быту

  • с мелом можно играть, рисовать (классики)
  • мелом можно чистить раковину, стирать пятна от ручки на парте
  • мел хорошо впитывает влагу, поэтому его можно использовать как поглотитель влаги и запаха в кухонном шкафу
  • мел – защитник от ржавчины
  • мел помогает выводить пятна от масла, свекольного сока

Выводы Наша гипотеза о том, что мел очень полезен и необходим в повседневной жизни, но может быть опасен для здоровья человека, подтвердилась. Мы узнали о составе мела и изучили его физические свойства, провели анкетирование учителей и учащихся. В ходе выполнения проекта мы научилась работать с различной литературой, с микроскопом, научилась проводить опыты. Мы поняли, что самые обычные вещи таят в себе много интересных тайн.

Выводы

  • Наша гипотеза о том, что мел очень полезен и необходим в повседневной жизни, но может быть опасен для здоровья человека, подтвердилась.
  • Мы узнали о составе мела и изучили его физические свойства, провели анкетирование учителей и учащихся.
  • В ходе выполнения проекта мы научилась работать с различной литературой, с микроскопом, научилась проводить опыты.
  • Мы поняли, что самые обычные вещи таят в себе много интересных тайн.

Практическая   значимость С результатами исследования были ознакомлены обучающиеся 5-6 классов для повышения образовательного уровня. По итогам практической части была разработана и проведена викторина «Знакомый незнакомец». Материалы исследования можно использовать при проведении уроков по предмету «Окружающий мир», «География» (тема «Горные породы и полезные ископаемые»), во внеурочной деятельности.

Практическая   значимость

С результатами исследования были ознакомлены обучающиеся 5-6 классов для повышения образовательного уровня.

По итогам практической части была разработана и проведена викторина «Знакомый незнакомец».

Материалы исследования можно использовать при проведении уроков по предмету «Окружающий мир», «География» (тема «Горные породы и полезные ископаемые»), во внеурочной деятельности.

Викторина  «Знакомый незнакомец»     1. Почему рекомендуется пить газированные напитки и соки через коктейльную трубочку?  а) правила этикета б) чтобы лучше почувствовать вкус напитка в) защитить зубы от воздействия кислотных ингредиентов напитка   2. Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру? а) совершенно не обязательно б) нужно, чтобы не растворилась в) нужно, так как существует опасность выпадения «кислотных» дождей   3. В чем нельзя «купать» жемчуг и кораллы? а) в мыльном растворе б) в растворе уксуса в) в вине   4. Чем поможет яичная скорлупа огороднику? а) вносится для уменьшения кислотности почвы б) как элемент паркового декора в) ничем   5. Как удалить накипь в чайнике? а) отскоблить острым предметом б) прокипятить с раствором лимонной кислоты в) залить моющим средством  

Викторина «Знакомый незнакомец»

  •  

1. Почему рекомендуется пить газированные напитки и соки через коктейльную трубочку?

а) правила этикета

б) чтобы лучше почувствовать вкус напитка

в) защитить зубы от воздействия кислотных ингредиентов напитка

 

2. Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру?

а) совершенно не обязательно

б) нужно, чтобы не растворилась

в) нужно, так как существует опасность выпадения «кислотных» дождей

 

3. В чем нельзя «купать» жемчуг и кораллы?

а) в мыльном растворе б) в растворе уксуса в) в вине

 

4. Чем поможет яичная скорлупа огороднику?

а) вносится для уменьшения кислотности почвы

б) как элемент паркового декора

в) ничем

 

5. Как удалить накипь в чайнике?

а) отскоблить острым предметом

б) прокипятить с раствором лимонной кислоты

в) залить моющим средством

 

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание