Просмотр содержимого документа
«Презентация к проекту "Ступеньки мастерства"»
Ступеньки мастерства
Проект
преподавателя по классу «Фортепиано»
МБОУ ДОД «Кирсановская ДШИ»
Меньшовой Н.А.
Тема проекта
«Фортепианный ансамбль
как форма развивающего
обучения».
Эпиграф
Ромен Роллан:
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его…»
Актуальность темы
В период реорганизации системы образования, в том числе и музыкального, актуальным и востребованным становится поиск наиболее эффективных форм обучения. В данном проекте предлагаю рассмотреть ансамбль как одну из развивающих форм обучения детей в музыкальной школе.
Цель проекта
Использование фортепианного ансамбля как формы развивающего обучения, активизирующей музыкальные способности и музыкальное мышление детей, повышение интереса к музыкальным занятиям, превращение обучения в увлечение.
Задачи
- Изучение методической и психолого-педагогической литературы по теме «Коллективное музицирование, активизация музыкальных способностей детей в ансамбле»;
- Развитие музыкальных способностей детей, их эмоциональности и внутреннего мира;
- Обучение совместному музицированию, умению слышать не только себя, но и других участников ансамбля;
- Проверка в опытной работе развивающих функций ансамбля;
- Создание условий для развития индивидуальных способностей детей, их творческого мышления и ассоциативной фантазии.
Противоречия
- между традиционной методикой обучения и ориентацией на развитие творческих способностей детей;
- между целями педагога и ожиданиями детей;
- между требованиями программы и реальными исполнительскими возможностями ребят;
- между слуховым багажом детей и музыкой, рекомендуемой в программе;
- между необходимостью достижения высокой степени качества обучения и острым дефицитом времени.
Направления работы
- Подбор репертуара и определение динамики
изучения музыкального материала;
- Ориентация на освоение детьми элементов
музыкального языка и свободное владение
ими;
- Выработка умения слышать себя и товарища,
элементы и целое;
- Психологическая совместимость, особенности
взаимодействия друг другом как путь к
положительной мотивации.
Способы решения проблемы
- Определение ведущих идей и стратегий деятельности:
- использование стратегии динамичного освоения материала (расширение репертуара и ускорение темпов освоения материала); изучение мотиваций детей и формирование положительных характеристик; расширение внеклассной работы, с целью создания
- использование стратегии динамичного освоения материала (расширение репертуара и ускорение темпов освоения материала); изучение мотиваций детей и формирование положительных характеристик; расширение внеклассной работы, с целью создания
- использование стратегии динамичного освоения материала (расширение репертуара и ускорение темпов освоения материала); изучение мотиваций детей и формирование положительных характеристик; расширение внеклассной работы, с целью создания
- использование стратегии динамичного освоения материала (расширение репертуара и ускорение темпов освоения материала);
- изучение мотиваций детей и формирование положительных характеристик;
- расширение внеклассной работы, с целью создания
доброжелательной атмосферы, стимулирующей
потребность в коллективном музицировании;
- применение ИКТ.
- применение ИКТ.
- применение ИКТ.
- применение ИКТ.
- Апробация опыта.
- Оценка эффективности, определение показателей результативности проекта.
- Анализ и обобщение опыта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
(01.09.2010 – 01.11.2010)
Основной
(01.11.2010 – 31.05.2012)
Заключительный
(01.09.2012 – 31.05.2013)
Подготовительный этап
- знакомство с методической литературой и выбор репертуара;
- проведение входящей диагностики;
- анализ музыкально-творческих данных учащихся;
- составление плана деятельности;
- консультации с родителями.
10
Основной этап
начало занятий в ансамбле и изучение их эффективности
Итогово-обобщающий этап
- обобщение опыта деятельности ансамбля;
- итоговая диагностика;
- анализ полученных результатов;
- формулировка выводов и результатов проекта;
- определение перспектив.
Уровень развития музыкальных способностей
09. 2010 05.2011 05.2012 05.2013
высокий
низкий
средний
Результативность и итоги проекта
Гипотеза о том, что фортепианный ансамбль способствует интенсивному развитию музыкально-творческих способностей детей подтвердилась.
Вывод: ансамблевое музицирование является развивающей формой обучения.
10
Наши достижения
Преимущество опыта
- высокая мотивация способствует формированию интереса к музыкальной деятельности;
- обеспечивает на уроках подлинно творческую деятельность, как учащихся, так и учителя;
- способствует интенсивному развитию музыкальных способностей;
- решает проблемы в общении и коммуникации.
Вывод
Занятия в фортепианном ансамбле
являются развивающей формой обучения и способствуют формированию
музыкальных способностей детей и развитию их личности в целом.
Ближайшие перспективы
- Продолжать работать в области ансамблевого музицирования, поиск инновационных методов и приёмов обучения с учётом индивидуальных особенностей детей;
- Пропагандировать полученный опыт на методических объединениях педагогов разного уровня ;
- Представить свои технологии на сайтах других учебных заведений дополнительного образования;
- Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня;
- Совершенствовать профессиональный уровень учащихся-ансамблистов;
- Сотрудничать с родителями, расширяя внеклассную работу для выработки у ребят положительной мотивации и стремления к коллективному музицированию
Список литературы
- Алексеев Н. Методика обучения игре на фортепиано;
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки школьников;
- Баренбойм Л. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики;
- Баренбойм Л. Путь к музицированию;
- Возрастные возможности усвоения знаний (ред Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В);
- Вопросы фортепианной педагогики, вып.4 (ред.В.Натансона);
- Гольденвейзер А. Статьи, материалы, воспоминания (Сост. и ред. Д. Д. Благой),
- Давыдов В. Проблемы развивающего обучения;
- Крюкова В. Музыкальная педагогика;
- Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике;
- Учебная программа по предмету «Фортепианный ансамбль» для ДМШ