МЕТОДы РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР
ФЕДОТОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ,
ГРИЩЕНКО АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА,
ТЮТЮНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ
Россия, Курск, МБОУ «Средняя школа № 42 »
Научный руководитель: Натарова М.Г., учитель МБОУ СШ №42
Цель работы
Рассмотреть нестандартные подходы к решению вопросов, связанных с нахождением наибольшего или наименьшего значений некоторой величины на примере задач на оптимальный выбор профильного уровня единого государственного экзамена по математике, проследить возможности их использования и сравнить с традиционным подходом.
Задача №1
В области есть 160 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 5 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. Для добычи х кг алюминия в день требуется человеко-часов труда, а для добычи у кг никеля в день требуется человеко-часов труда. Для нужд промышленности можно использовать или алюминий, или никель, причём 1 кг алюминия можно заменить 1 кг никеля. Какую наибольшую массу металлов можно за сутки суммарно добыть в этой области?
Решение с помощью производной
1 способ
Задача сводится к исследованию функции
на наибольшее значение на ,
х – масса алюминия (в кг), добываемого в области за сутки.
В этом случае стационарная точка ищется из равенства
Находим:
Решение с помощью производной
2 способ
1) Задача сводится к исследованию функции на наибольшее значение на [0; 160] , где х – число человек, занятых на добыче алюминия в области за сутки.
Тогда , откуда
откуда
2) Целесообразнее рассмотреть функцию и исследовать ее на наибольшее значение на [0; 800] ,
где x – число человеко-часов, затрачиваемых на добычу алюминия в области за сутки.
Тогда ,
откуда
Сложности использования метода
Как видим, изложенный подход может вызвать сложности и требует
– четкого знания алгоритма исследования функции на наибольшее и наименьшее значения на отрезке,
– умения находить множество значений некоторой переменной для определения отрезка [a; b],
– навыка вычислять производную сложной функции (при рассмотрении 1 способа решения),
– умения решать иррациональные уравнения.
Ошибка, сделанная учеником хотя бы на одном из этапов исследования, приведет к неверному ответу.
Графический метод решения задачи
Задача №1
В области есть 160 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 5 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. Для добычи х кг алюминия в день требуется человеко-часов труда, а для добычи у кг никеля в день требуется человеко-часов труда. Для нужд промышленности можно использовать или алюминий, или никель, причём 1 кг алюминия можно заменить 1 кг никеля. Какую наибольшую массу металлов можно за сутки суммарно добыть в этой области?
Решение:
Пусть х кг – масса добываемого алюминия, и у кг – масса добываемого никеля. Тогда Требуется найти наибольшее значение величины S, где
Графический метод решения задачи
Уравнение задает окружность с центром в точке (0; 0) и радиуса
Уравнение равносильно уравнению и задает прямую на плоскости, пересекающую ось ординат в точке (0; S ).
y
S
у=S – x
x 2 + y 2 =800
O
x
Требуется найти наибольшее значение S, при котором имеет решение система:
Из графических соображений заключаем, что наибольшее значение S достигается в случае, если система имеет единственное решение.
В этом случае единственное решение имеет уравнение:
Следовательно,
С учетом того, что выбираем наибольшее значение S , заключаем
S = 40.
Как видим, указанный метод решения, основанный на построении графиков функций, вполне доступен не только для школьников старших классов, но и для тех, кто еще не изучил дифференциальное исчисление.
Он позволяет сразу найти наибольшее значение искомой величины, в отличие от предыдущего метода, при котором сначала находят значения независимой переменной, в которых возможно достижение наибольшего значения исследуемой функции.
Однако, возникает вопрос, как быть, если одно из условий задачи приводит к необходимости рассмотрения не окружности, а другой линии на плоскости, например, эллипса.
Задача №2
В области есть 24 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 5 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. Для добычи х кг алюминия в день требуется человеко-часов труда, а для добычи у кг никеля в день требуется человеко-часов труда. Для нужд промышленности можно использовать или алюминий, или никель, причём 1 кг алюминия можно заменить 1 кг никеля. Какую наибольшую массу металлов можно за сутки суммарно добыть в двух областях?
Решение задачи №2
Рассуждения, аналогичные данным выше в задаче №1, приводят к системе:
Первое уравнение задает эллипс, но переход к новым координатам позволяет вновь выйти на уравнение окружности и свести задачу к предыдущей: Тогда имеем:
Далее не сложно получить, что S = 40.
Несмотря на отмеченные плюсы графического метода решения задач на оптимальный выбор, в ряде случаев обойтись без средств дифференциального исчисления оказывается не возможным или очень сложным.
Изучение производной и ее приложений является неотъемлемой частью математической подготовки.
Тригонометрический метод решения задачи
,
Рассмотрим систему, составленную по условию задачи 1
Из первого уравнения имеем:
Пусть
Подставим х и у во второе уравнение системы:
Тригонометрический метод решения задачи
,
Оценим наибольшее возможное значение S.
Воспользуемся формулой дополнительного угла, тогда:
Так как
то искомое наибольшее значение
S=40 .
ВЫВОД
В работе рассмотрены 3 подхода к решению задач на оптимальный выбор:
- с помощью производной,
- графический,
- тригонометрический;
проанализированы преимущества и недостатки каждого из них.