В. Г. Распутин
«Уроки французского»
“ Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...” Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.
Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом. Сам Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве ”.
Валентин Григорьевич Распутин
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н.Толстой
Рассказ «Уроки французского»
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился . Я был первым».
Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
«Там мне ничего не пришлось
выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной.
За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.
Уроки доброты
«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.
Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой » .
Проблемный вопрос - Почему надо помогать людям? - Всегда ли мы помогаем нуждающимся в помощи?
В.Г. Распутин
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
Словарная работа:
- Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
- Райцентр - город или село, центр административного района внутри области.
- Облигации - билет государственного займа. (Государственный выигрышный
заём).
-О чем говорит название рассказа?
-От чьего лица ведется повествование? Почему?
-О каком времени пишет автор?
-Как жилось в деревне?
-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
-Какие испытания ожидали его?
- Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
- Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
- Почему Вадик и Птаха избили его?
- Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
- Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
- Как учительница выясняет, что случилось с героем?
- Какие чувства испытывает герой?
- Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?
-Какой представлялась мальчику
Лидия Михайловна?
-Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?
- Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
- Какие черты характера проявляет герой?
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру
в «замеряшки» со своим учеником?
- Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в
разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
-Какую роль играет послесловие?
Тема и идея рассказа
- Тема произведения – жизнь в послевоенные годы.
- Идея рассказа «Уроки французского»:
самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность .
- Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
Кадр из фильма «Уроки французского». Мосфильм. 1978 г.
Кадр из фильма «Уроки французского». Мосфильм. 1978 г.
Кадр из фильма «Уроки французского». Мосфильм. 1978 г.
Кадр из фильма «Уроки французского». Мосфильм. 1978 г.
Кадр из фильма «Уроки французского». Мосфильм. 1978 г.
Кадр из фильма «Уроки французского». Мосфильм. 1978 г.
Кадр из фильма «Уроки французского». Мосфильм. 1978 г.
Творческие группы
1 группа
Характеристика героя
2 группа
Характеристика
учительницы
Характеристика героя:
стойкость
- Чувство собственного достоинства
- Жажда знаний
- Справедливость
Характеристика Лидии Михайловны:
- «Человек необыкновенный, непохожий на всех остальных»
сказочное существо»