Муниципальное общеобазовательное учреждение
“ Школа №1 города Дебальцево”
Внутришкольная система оценки качества образования – промежуточный результат, проблемы, пути решения
Сысак Н.В., заместитель директора по учебно- воспитательной работе
01.10.2018г .
Цель педсовета:
определить понятие «качество образования» и «качество знаний», актуальность этих понятий в современных условиях образования
задачи:
- познакомить педагогов школы с особенностями системы оценки достижений требований стандарта к результатам освоения образовательных программ.
проанализировать деятельность школы, учителей, учеников и родителей по повышению качества образования
- Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения качественного образования.
Вопросы для обсуждения :
- Качество образования - приоритетное направление деятельности современной школы.
(Сысак Н.В. ., заместитель директора по учебной – воспитательной работе).
2.Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе
(Высочина Ю.П., учитель географии)
1.Качество образования - приоритетное направление деятельности современной школы. (Сысак НВ. ., заместитель директора по учебной – воспитательной работе).
“ Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Р. Киплинг
Актуальность проблемы
Модернизация образования определяет, что главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности
и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
- образовательных результатов; организации образовательного процесса; квалификации педагогических работников.
- образовательных результатов;
- организации образовательного процесса;
- квалификации педагогических работников.
Соответствие знаний обучающихся Государственным стандартам, успешная работа общеобразовательной организации, деятельность каждого педагога – это и есть сегодня понимание качества образования.
Сущность понятия «качества образования»
В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Сущность понятия качества образования
В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.
В более узком смысле качество образования рассматривается как личностная особенность, необходимая человеку для осуществления той или иной деятельности.
Для учащихся хорошее качество образования это:
- дополнительные знания, понимание предмета;
- возможность получения разносторонних знаний для поступления
- хорошие знания по всем предметам, когда после школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
- в будущем достигнуть успехов в карьере;
Под качеством образования родители понимают:
Для учителей:
- с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
- со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
- с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Сравнительный анализ успеваемости
за последние три года
Класс
2 - 4
2015-2016гг.
Кол-во
Отлично
%
2016-2017гг.
Хорошо
10
Кол-во
22
Удовлетворительно
19
2017-2018гг.
%
42
Неудовлетворительно
5
20
Кол-во
36
38
7
%
54
13
26
19
39
29
25
43
37
Сравнительный анализ успеваемости 5-11класс
Класс
5 - 11
2015-2016гг.
Кол-во
Отлично
2016-2017гг.
%
10
Хорошо
Кол-во
14
12
Удовлетворительно
%
2017-2018гг.
Неудовлетворительно
11
61
16
Кол-во
24
1
11
71
%
1
25
14
62
30
64
13
65
27
59
1
1
Результаты переводных экзаменов 6 – 8, 10-х классов и ГИА в 9, 11 – х классах.
В 2018 году обучающиеся сдавали следующие экзамены :
Предмет
Класс
Всего
уч-ся
Сдавали ГИА
1
2
Математика
Колич-во
6
3
Уровень учебных достижений
История
%
5
4
%
Литература
17
7
5
8
17
Кол.
13
География
6
4
100
13
21
10
%
7
Кол.
21
10
100
3
8
10
7
100
9
Кол.
5
100
54
2
11
24
2
5
Кол-
12
4
50
15
13
5
19
4
1
Кол-
14
-
12
50
31
Уровень качества знаний
15
-
-
-
57
-
16
-
-
-
17
-
-
-
-
-
75
-
-
-
69
-
43
-
100
Сравнительный анализ результатов переводных экзаменов
за 2016 -2017гг. и 2017-2018гг.
Предмет
Матема-тика
Класс
Сдавали ГИА
1
Всего
2016-2017гг.
2
уч-ся
Колич-во
3
2017-2018гг.
Уровень учебных достижений
6
4
6
12
%
5
%
18
5
Кол.
12
4
%
100
6
18
100
4
7
Кол.
33
7
3
8
9
Кол.
39
5
11
42
6
2
3
33
12
Кол-
5
13
1
25
Кол-
14
-
28
15
-
Уровень к-ва знаний
-
16
-
-
-
17
-
75
-
72
История
Год
Класс
Всего
1
Сдавали ГИА
уч-ся
2016-2017гг.
2
2017-2018гг.
7
Уровень учебных достижений
3
Колич-во
5
21
4
%
%
7
Кол.
21
5
13
%
100
6
4
13
Кол.
100
11
7
52
8
7
3
9
Кол.
54
7
11
2
33
2
15
3
12
Кол-
4
13
14
-
14
31
1
Кол-
15
-
Уровень качества знаний
-
16
-
-
17
-
-
85
-
69
Литература
Год
Класс
Всего
1
Сдавали ГИА
уч-ся
2016-2017гг.
2
2017-2018гг.
8
Уровень учебных достижений
3
Колич-во
5
24
4
%
%
8
Кол.
24
5
21
%
100
6
4
21
Кол.
100
10
7
42
8
5
3
9
Кол.
24
8
11
4
33
2
19
6
12
Кол-
12
13
25
-
14
57
1
Кол-
15
-
Уровень качества знаний
-
16
-
-
17
-
-
75
-
43
География
Год
Класс
Всего
уч-ся
Сдавали ГИА
1
2
2016-2017гг.
Колич-во
10
Уровень учебных достижений
3
2017-2018гг.
%
%
5
4
10
9
5
Кол.
9
10
6
4
%
10
100
4
Кол.
7
100
8
3
5
44
2
9
Кол.
50
11
2
5
22
12
3
Кол-
50
13
-
33
1
-
Кол-
14
15
Уровень качества знаний
-
-
16
-
17
-
66
100
Сравнительный анализ переводных экзаменов и
годовых оценок за 2017 -2018гг.
Математика
Всего
6 класс
Годовые оценки
5
18
Переводной экзамен
К-во
6
18
4
%
33
7
К-во
3
39
8
%
44
6
К -во
%
4
33
2
5
22
К -во
-
%
28
Уровень качества
-
-
знаний
-
77
72
История
История
Всего
7 класс
5
Годовые оценки
Переводной экзамен
К -во
13
4
13
4
%
К-во
31
7
%
54
3
4
2
31
К-во
15
5
2
%
38
К-во
4
%
31
-
Уровень качества знаний
-
62
69
Литература
Всего
5
Годовые оценки
Переводной экзамен
21
К -во
4
21
%
4
К-во
5
19
24
9
%
3
4
43
К -во
19
8
2
%
38
К-во
12
%
Уровень качества знаний
57
-
-
62
43
Результаты ГИА по программам
основного общего образования
Предмет
Класс
Всего
уч-ся
1
Сдавали ГИА
Русский язык
2
3
Математика
9
Колич-во
Уровень учебных достижений
%
5
9
4
%
Биология
21
5
9
Кол.
21
21
21
21
100
4
%
6
100
3
21
Кол.
7
100
3
5
8
14
9
6
Кол.
24
9
28
43
11
3
2
10
9
14
12
Кол-
13
48
43
13
5
14
Кол-
-
1
62
Уровень качества знаний
-
-
15
24
-
-
16
-
-
-
17
-
57
-
-
-
38
76
Сравнительный анализ ГИА и годовых оценок
за 2017 -2018гг.
Русский язык
Всего
5
Годовые оценки
Кол -во
ГИА
21
21
2
4
%
3
Кол -во
10
14
%
3
11
9
52
Кол -во
8
43
%
2
38
Кол -во
9
43
%
Уровень качества знаний
-
62
57
Математика
Всего
5
Годовые оценки
ГИА
21
Кол -во
2
21
%
4
Кол -во
5
10
24
7
%
3
3
33
Кол -во
14
12
2
%
Кол -во
13
57
%
Уровень качества знаний
62
-
43
38
Сравнительный анализ результатов ГИА
за 2015 -2016гг, 2016 -2017гг. и 2017-2018гг.
Предмет
Математика
Класс
Всего
1
Сдавали ГИА
2
2015-2016гг.
К-во
3
9
Уровень учебных достижений
2016-2017гг.
4
%
5
%
9
2017-2018гг.
11
Кол.
5
9
10
13
6
4
13
91
%
21
7
21
Кол.
2
100
8
3
3
100
20
2
5
Кол.
9
23
2
11
20
5
24
3
6
Кол-
12
38
13
1
14
5
60
Кол-
13
Уровень качества знаний
14
-
38
15
62
-
16
-
-
17
-
-
40
-
-
61
-
38
Предмет
Русский язык
Класс
Сдавали ГИА
Всего
1
2015-2016гг.
2
К-во
9
2016-2017гг.
3
Уровень учебных достижений
4
%
11
9
2017-2018гг.
%
5
9
10
5
13
Кол.
21
91
13
%
6
4
100
21
7
Кол.
1
100
3
3
8
10
23
3
3
Кол.
9
30
11
14
2
6
9
6
46
Кол-
12
1
43
13
60
4
31
9
14
Кол-
-
Уровень качества знаний
-
43
15
16
-
-
-
-
17
-
-
40
-
69
57
Предмет
Биология
Класс
Сдавали ГИА
1
Всего
2015-2016гг.
2
9
2016-2017гг.
Уровень учебных достижений
К-во
3
9
%
4
5
11
%
2017-2018гг.
13
Кол.
5
9
10
%
91
13
6
21
4
7
100
7
Кол.
21
70
3
100
3
8
23
6
2
Кол.
9
8
28
20
11
2
Кол-
1
62
12
10
10
2
13
48
1
-
Уровень качества знаний
15
14
Кол-
5
-
15
24
-
16
-
-
17
-
90
-
-
85
-
76
От чего зависит качество образования ?
Качество образования зависит от того, насколько осуществляется соответствие :
- целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;
- между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека;
- теоретических знаний и умений их практического использования в жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, оказываются неразрывно связанными, с одной стороны, качество образования конкретного человека, качество образовательного процесса, конкретной образовательной системы и системы образования в целом, и, с другой стороны, качество теоретических знаний, практических навыков, личностных качеств.
Факторы, влияющие на качество знаний
Факторы, влияющие на качество преподавания
Каждый год не менять учителей в классах
81 %
Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся
Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии
73 %
Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям
64 %
54 %
Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ новые программы (ФГОС II) слишком сложные
Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку,
54 %
36 %
Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий. Сроки проведения контрольных работ в одном классе
27 %
Повысить требовательность администрации к отдельным учителям, а учителей к учащимся
Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности
18 %
На первое место поставить уроки, не заваливать учащихся олимпиадами, конкурсами, зачетными работами
10 %
укрепить дисциплину; Обеспечить глубокий анализ всей деятельности учителя
9 %
Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний (устные зачеты и регулярное тестирование), но прежде чем контролировать надо научить, не отмахиваться от детей, которые хотят учиться, но не могут.
(свой вариант) много зависит и от профессиональных и личностных качеств учителя, (свой вариант ) дать возможность учить детей, а не заниматься бесконечно программами. Сделай так – не знаю как, а сделал – переделай!
3 %
Какие условия необходимы для получения качественного образования?
- Квалифицированный педсостав.
- Наличие учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий.
- Наличие благоприятных условий (хороший микроклимат, столовая, библиотека, спортзал и т.д.)
- Благоприятная среда общения со сверстниками.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, подготовить учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи .
Современному обществу нужен новый учитель:
- глубоко владеющий всеми знаниями педагогики и психологии;
- обладающий профессиональными качествами;
- владеющий ИКТ;
- четко управляющий учебным процессом;
- умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так как он планирует.
Доброта;
Инициатив-
Внимание;
Умение общаться;
Личные качества учителя:
Организованность, ответственность;
Какие действия должен предпринять учитель, чтобы повысить
качество знаний обучающихся?
- Качественная подготовка к уроку.
- Психологический настрой на урок, на процесс обучения.
- Контроль за качеством знаний, разработкой эго содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов с целью коррекции содержания, форм организации деятельности учащихся на уроках.
- Главная ценность качества образования – индивидуализация.
Средства достижения :
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности , позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся ;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса ;
- стимулирование учащихся к высказываниям , использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться , получить неправильный ответ и т . п .
Пути повышения качества образования
1) применение личностно-ориентированного подхода с целью создания условий для проявления познавательной активности учеников .
Пути повышения качества образования
- метод проектов :
2) применение технологий развивающего обучения:
суть метода проекта – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного, критического мышления.
- метод разбора конкретных ситуаций :
отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействия учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у обучающихся, вырабатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.
3) использование на уроках информационно-коммуникативных технологий (ИКТ):
4) постоянный контроль знаний:
6) компетентностный подход в обучении как главный фактор повышения качества образования на уроках.
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса.
5) глубина и системность преподавания;
Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания .
Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся
- Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
- Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте « на пальцах», учащимся нужно показать хотя бы слайды, а если есть схемы, то яркие.
- Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательны.
- Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся
- Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте. Лучше быть солидарным с идеями и предложениями. Разумными. Но не разумные идеями молодых слушателей критикуют деликатно. Пусть сами попробуют их реализовать. Неразумность можно умело доказать, но уверенности, что они откажутся от своих идей после ваших слов, вы не ощутите.
- Будьте предельно откровенны. Ваши помощь в решение проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принято, но благодарности не ждите Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни
Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
- Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
- "За двумя зайцами погонишься…"
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
- Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
- Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
- Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
- Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
- Учащийся не объект, а соучастник оценки
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося
Решение педсовета:
1.Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся.
2. Учителям-предметникам усилить в своей работе индивидуализацию обучения .
3. Активно применять новые передовые технологии преподавания предмета. Представить свой опыт на следующем педагогическом совете
4. Провести анкетирование родителей, что такое хорошее качество знаний, и какова роль родителей, как субъекта образовательного процесса.
5. Рекомендовать учителям-предметникам: составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика, или класса в целом; проводить коррекцию знаний по результатам.
6.Классным руководителям: анализировать рост интеллекта по времени, сравнивать с прогнозируемыми результатами.
Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания .
Спасибо за
работу !!!!