ГОУ ЛНР «Антрацитовская основная школа №8»
Самообразование учителя как путь повышения педагогического мастерства
Подготовила: Славнова М.С.
Руководитель творческой группы учителей-предметников
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры,... Методическая тема - это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог. Методическая тема направлена на совершенствование системы обучения.
- Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
- Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
- Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий
характер, перманентность перехода от низшей
ступени к высшей, вариативность и др.
Классификация этапов профессионального роста педагога 1 стадия: "выживание" (первый год работы); 2 стадия : "адаптация" (2 – 5 лет работы); 3 стадия : "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования). 4 стадия : "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)
Рекомендации для молодых специалистов
- Необходимо осознать ценности личностно-ориентированной модели педагога, обучения и развития;
- Целенаправленно формировать
основы педагогического мастерства, для чего
необходимо изучать видео-записи, посещать
мастер-классы своих коллег;
- Развивать умения и конструктивные
способности на основе
самодиагностической (диагностики) программы.
Рекомендации для педагогов, работающих свыше пяти лет
- Овладевать способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формировать умения анализировать научно-методическую литературу, применять полученные знания на практике, активизировать творческие способности.
Рекомендации для опытных, творчески работающих педагогов
- Развивать способности к перепроектированию собственной деятельности в рамках тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявлять профессиональную толерантность;
- Пропагандировать свои достижения, через публикации, участие в методических семинарах, практических конференциях;
- развивать исследовательскую деятельность, включаясь в экспериментальную работу.
Формы организации самообразования
- 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
- 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);
- 3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- - средств массовой информации,
- - вычислительной и оргтехники,
- - библиотек,
- - музеев, выставок, театров, клубов,
- - экскурсий,
- - научных, технических, художественных, спортивных обществ,
- - исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
- - общения с учеными, интересными людьми,
- - осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
Этапность работы
Тема по самообразованию подразумевает поэтапность в работе. Первое - это планирование самообразования на пять лет. В плане должны быть отражены этапы по годам, аналитическая работа, презентации наработанного материала на МО, семинарах, конференциях, в печатных изданиях по предмету, результативность.
1-й год—определение темы, фиксация библиографии по данной теме, определение целей, задач
2-й год— выборка теоретического материала, формирование основы будущей работы, подбор методов практической части.
3-й год—адаптация теории на конкретной ситуации (классе), апробация выбранных методов, мониторинг, анкетирование.
4-й год—создание собственных наработок по теме, коррекция внедрения методов, результативность, рекомендации
5-й год—систематизация, обобщение опыта работы, оформление творческой работы, защита
Документация по теме самообразования -- План работы по теме самообразования -- Теоретическая часть -- Выступления по теме самообразования -- Разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки, связанные с темой самообразования -- Список литературы по теме самообразования -- Выводы и рекомендации по применению (исключению) элементов новых педагогических технологий на своих уроках и в практике других учителей школы, города и т.п.)
Как выбрать тему самообразования
- Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает преподаватель в процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем). Например: педагогу необходимо освоить методику групповой работы, следовательно, он планирует на 3-4 года работу над темой самообразования «Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках…(предмет)».
- Тема самообразования педагога может быть связана с общей стратегической целью развития общеобразовательного учреждения; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности ОУ. Например: «Методические рекомендации по использованию рекреационных технологий на уроках … (предмет)», «Использование региональной составляющей на уроках … (предмет) как условие формирования поликультурной личности», «Использование приёмов деятельностного подхода на уроках … (предмет) для развития творческих способностей обучающихся».
Формулировка темы самообразования
- Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках… (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода», «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения», «Повышение функциональной грамотности обучающихся на уроках (предмет) через использование информационных технологий», «Нетрадиционные типы уроков как средство развития творческих способностей студентов», и т.д.
- Темы могут иметь нетипичную формулировку: «Через книгу к культуре, душе …», «Как построить личностно-ориентированный урок», «Научно-практический аспект в преподавании (предмет)», «Разработка занятий-исследований» и пр.
Темы не должны быть:
- - слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении… (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
- - незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);
- - слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках… (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».
Алгоритм работы над темой
- Разработка собственной программы самообразования.
- Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес.
- Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию.
- Создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, средств наглядности, тестов для контроля.
- Обобщение опыта работы. Защита перед коллегами.
- Публикация собственных разработок (периодические издания, личный сайт учителя, сайт образовательного учреждения).
Результаты самообразования
- повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения обучающихся;
- разработка новых форм, методов, приемов обучения;
- выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий;
- разработка и проведение открытых уроков;
- создание комплектов педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой теме.
СПАСИБО за внимание !