СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к семинару для педагогов "Самообразование учителя как путь повышения педагогического мастерства"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к семинару для педагогов "Самообразование учителя как путь повышения педагогического мастерства"»

ГОУ ЛНР «Антрацитовская основная школа №8» Самообразование учителя как путь повышения педагогического мастерства Подготовила: Славнова М.С. Руководитель творческой группы учителей-предметников

ГОУ ЛНР «Антрацитовская основная школа №8»

Самообразование учителя как путь повышения педагогического мастерства

Подготовила: Славнова М.С.

Руководитель творческой группы учителей-предметников

Самообразование  – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры,...   Методическая тема - это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог. Методическая тема направлена на совершенствование системы обучения.      

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры,... Методическая тема - это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог. Методическая тема направлена на совершенствование системы обучения.    

Смысл самообразования  выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования  заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным. Основными принципами самообразования  являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.
  • Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
  • Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
  • Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий

характер, перманентность перехода от низшей

ступени к высшей, вариативность и др.

Классификация этапов профессионального роста педагога   1 стадия:

Классификация этапов профессионального роста педагога 1 стадия: "выживание" (первый год работы); 2 стадия : "адаптация" (2 – 5 лет работы); 3 стадия : "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования). 4 стадия : "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)

Рекомендации для молодых специалистов Необходимо осознать ценности личностно-ориентированной модели педагога, обучения и развития; Целенаправленно формировать основы педагогического мастерства, для чего необходимо изучать видео-записи, посещать мастер-классы своих коллег; Развивать умения и конструктивные способности на основе самодиагностической (диагностики) программы.

Рекомендации для молодых специалистов

  • Необходимо осознать ценности личностно-ориентированной модели педагога, обучения и развития;
  • Целенаправленно формировать

основы педагогического мастерства, для чего

необходимо изучать видео-записи, посещать

мастер-классы своих коллег;

  • Развивать умения и конструктивные

способности на основе

самодиагностической (диагностики) программы.

Рекомендации для педагогов, работающих свыше пяти лет Овладевать способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; Формировать умения анализировать научно-методическую литературу, применять полученные знания на практике, активизировать творческие способности.

Рекомендации для педагогов, работающих свыше пяти лет

  • Овладевать способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формировать умения анализировать научно-методическую литературу, применять полученные знания на практике, активизировать творческие способности.
Рекомендации для опытных, творчески работающих педагогов Развивать способности к перепроектированию собственной деятельности в рамках тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; Проявлять профессиональную толерантность; Пропагандировать свои достижения, через публикации, участие в методических семинарах, практических конференциях; развивать исследовательскую деятельность, включаясь в экспериментальную работу.

Рекомендации для опытных, творчески работающих педагогов

  • Развивать способности к перепроектированию собственной деятельности в рамках тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявлять профессиональную толерантность;
  • Пропагандировать свои достижения, через публикации, участие в методических семинарах, практических конференциях;
  • развивать исследовательскую деятельность, включаясь в экспериментальную работу.
Формы организации  самообразования

Формы организации самообразования

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период); 3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью: - средств массовой информации, - вычислительной и оргтехники, - библиотек, - музеев, выставок, театров, клубов, - экскурсий, - научных, технических, художественных, спортивных обществ, - исследований, экспериментов, творческих дел и заданий, - общения с учеными, интересными людьми, - осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
  • 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
  • 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);
  • 3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
  • - средств массовой информации,
  • - вычислительной и оргтехники,
  • - библиотек,
  • - музеев, выставок, театров, клубов,
  • - экскурсий,
  • - научных, технических, художественных, спортивных обществ,
  • - исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
  • - общения с учеными, интересными людьми,
  • - осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
Этапность  работы Тема по самообразованию подразумевает поэтапность в работе. Первое - это планирование самообразования на пять лет. В плане должны быть отражены этапы по годам, аналитическая работа, презентации наработанного материала на МО, семинарах, конференциях, в печатных изданиях по предмету, результативность.

Этапность работы

Тема по самообразованию подразумевает поэтапность в работе. Первое - это планирование самообразования на пять лет. В плане должны быть отражены этапы по годам, аналитическая работа, презентации наработанного материала на МО, семинарах, конференциях, в печатных изданиях по предмету, результативность.

1-й год—определение темы, фиксация библиографии по данной теме, определение целей, задач 2-й год— выборка теоретического материала, формирование основы будущей работы, подбор методов практической части. 3-й год—адаптация теории на конкретной ситуации (классе), апробация выбранных методов, мониторинг, анкетирование. 4-й год—создание собственных наработок по теме, коррекция внедрения методов, результативность, рекомендации 5-й год—систематизация, обобщение опыта работы, оформление творческой работы, защита

1-й год—определение темы, фиксация библиографии по данной теме, определение целей, задач

2-й год— выборка теоретического материала, формирование основы будущей работы, подбор методов практической части.

3-й год—адаптация теории на конкретной ситуации (классе), апробация выбранных методов, мониторинг, анкетирование.

4-й год—создание собственных наработок по теме, коррекция внедрения методов, результативность, рекомендации

5-й год—систематизация, обобщение опыта работы, оформление творческой работы, защита

Документация по теме самообразования   -- План работы по теме самообразования  -- Теоретическая часть  -- Выступления по теме самообразования  -- Разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки, связанные с темой самообразования  -- Список литературы по теме самообразования  -- Выводы и рекомендации по применению (исключению) элементов новых педагогических технологий на своих уроках и в практике других учителей школы, города и т.п.)

Документация по теме самообразования -- План работы по теме самообразования -- Теоретическая часть -- Выступления по теме самообразования -- Разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки, связанные с темой самообразования -- Список литературы по теме самообразования -- Выводы и рекомендации по применению (исключению) элементов новых педагогических технологий на своих уроках и в практике других учителей школы, города и т.п.)

Как выбрать тему самообразования

Как выбрать тему самообразования

  • Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает преподаватель в процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем). Например: педагогу необходимо освоить методику групповой работы, следовательно, он планирует на 3-4 года работу над темой самообразования «Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках…(предмет)».
  • Тема самообразования педагога может быть связана с общей стратегической целью развития общеобразовательного учреждения; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности ОУ. Например: «Методические рекомендации по использованию рекреационных технологий на уроках … (предмет)», «Использование региональной составляющей на уроках … (предмет) как условие формирования поликультурной личности», «Использование приёмов деятельностного подхода на уроках … (предмет) для развития творческих способностей обучающихся».
Формулировка темы самообразования

Формулировка темы самообразования

  • Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках… (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода», «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения», «Повышение функциональной грамотности обучающихся на уроках (предмет) через использование информационных технологий», «Нетрадиционные типы уроков как средство развития творческих способностей студентов», и т.д.
  • Темы могут иметь нетипичную формулировку: «Через книгу к культуре, душе …», «Как построить личностно-ориентированный урок», «Научно-практический аспект в преподавании (предмет)», «Разработка занятий-исследований» и пр.

Темы не должны быть:

  • - слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении… (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
  • - незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);
  • - слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках… (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».
Алгоритм работы над темой

Алгоритм работы над темой

Разработка собственной программы самообразования. Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес. Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию. Создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, средств наглядности, тестов для контроля. Обобщение опыта работы. Защита перед коллегами. Публикация собственных разработок (периодические издания, личный сайт учителя, сайт образовательного учреждения).
  • Разработка собственной программы самообразования.
  • Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес.
  • Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию.
  • Создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, средств наглядности, тестов для контроля.
  • Обобщение опыта работы. Защита перед коллегами.
  • Публикация собственных разработок (периодические издания, личный сайт учителя, сайт образовательного учреждения).
Результаты самообразования повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения обучающихся; разработка новых форм, методов, приемов обучения; выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий; разработка и проведение открытых уроков; создание комплектов педагогических разработок; обобщение опыта по исследуемой теме.

Результаты самообразования

  • повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения обучающихся;
  • разработка новых форм, методов, приемов обучения;
  • выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий;
  • разработка и проведение открытых уроков;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой теме.
СПАСИБО за внимание !

СПАСИБО за внимание !