СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к семинару-практикуму по технологии ТРИЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум " ТРИЗ-технология речевого развития детей дошкольного возраста"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к семинару-практикуму по технологии ТРИЗ»

Семинар-практикум «ТРИЗ - технология речевого развития в работе с детьми дошкольного возраста»  Подготовила и провела: воспитатель Мальчикова Е.В.

Семинар-практикум

«ТРИЗ - технология речевого развития в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила и провела: воспитатель Мальчикова Е.В.

Речевое развитие   Формирование и активизация словаря Развитие связной речи Активизация общения, развитие диалогической речи Формировать умение задавать вопросы Словотворчество и сочинительство Подготовка к обучению грамоте

Речевое развитие

  • Формирование и активизация словаря
  • Развитие связной речи
  • Активизация общения, развитие диалогической речи
  • Формировать умение задавать вопросы
  • Словотворчество и сочинительство
  • Подготовка к обучению грамоте
Проблемы речевого развития дошкольников   Бедность речи. Недостаточный словарный запас Односложная, состоящая из простых предложений речь Грамматически неоформленная речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение Употребление нелитературных слов и выражений Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ Трудности в развитии монологической речи: составление описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказ текста Проблемы звукопроизношения Отсутствие навыков выразительности речи

Проблемы речевого развития дошкольников

  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас
  • Односложная, состоящая из простых предложений речь
  • Грамматически неоформленная речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
  • Употребление нелитературных слов и выражений
  • Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
  • Трудности в развитии монологической речи: составление описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказ текста
  • Проблемы звукопроизношения
  • Отсутствие навыков выразительности речи
Технология ТРИЗ Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач   Системность мышления Развитие творческого потенциала

Технология ТРИЗ

  • Т - теория
  • Р - решения
  • И - изобретательских
  • З - задач

Системность мышления

Развитие творческого потенциала

Генрих Саулович Альтшуллер

Генрих Саулович Альтшуллер

  Сферы коррекционно-развивающего воздействия ТРИЗ МЫШЛЕНИЕ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МОТОРИКА РЕЧЬ ЭМОЦИИ ОБЩЕНИЕ ЛИЧНОСТЬ

Сферы коррекционно-развивающего воздействия ТРИЗ

МЫШЛЕНИЕ

ПАМЯТЬ

ВНИМАНИЕ

МОТОРИКА

РЕЧЬ

ЭМОЦИИ

ОБЩЕНИЕ

ЛИЧНОСТЬ

  В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:   -Выслушивать каждого желающего. -Давать только положительные оценки, они раскрепощают! -Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно! -Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. -Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:

-Выслушивать каждого желающего.

-Давать только положительные оценки, они раскрепощают!

-Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!

-Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.

-Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

Направления речевого развития дошкольников   Звуковая культура речи Граммати-ческий строй речи Словарь Связная речь

Направления речевого развития дошкольников

Звуковая культура речи

Граммати-ческий строй речи

Словарь

Связная речь

Дидактические принципы: свободы выбора; открытости; деятельности; обратной связи; идеальности; природосообразности.

Дидактические принципы:

  • свободы выбора;
  • открытости;
  • деятельности;
  • обратной связи;
  • идеальности;
  • природосообразности.

Развитие речи дошкольника методами ТРИЗ   Составление рифмованных текстов Обучение составлению сравнений Обогащение словаря Создание текстов сказочного содержания Обучение составлению загадок

Развитие речи дошкольника методами ТРИЗ

Составление рифмованных текстов

Обучение составлению сравнений

Обогащение словаря

Создание текстов сказочного содержания

Обучение составлению загадок

Методы технологии ТРИЗ Метод мозгового штурма; Метод каталога; Метод Триз «Сенсорный ящик»; Метод «Системный оператор»; Метод морфологического анализа; Метод обоснования новых идей; Метод ММЧ(моделирования маленькими человечками); Мышление по аналогии; ТПФ(типовые приемы фантазирования).

Методы технологии ТРИЗ

  • Метод мозгового штурма;
  • Метод каталога;
  • Метод Триз «Сенсорный ящик»;
  • Метод «Системный оператор»;
  • Метод морфологического анализа;
  • Метод обоснования новых идей;
  • Метод ММЧ(моделирования маленькими человечками);
  • Мышление по аналогии;
  • ТПФ(типовые приемы фантазирования).

Игры и упражнения, направленные на формирование речи (звуковой культуры, грамматического строя, связной речи)

Игры и упражнения, направленные на формирование речи (звуковой культуры, грамматического строя, связной речи)

«Подбор прилагательных« или «Волшебный мешок»     Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например,

«Подбор прилагательных« или «Волшебный мешок»   Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Игры «Зачем ? Какой?», «Волшебный мешок»,  «Снежный ком»   «Дети делятся на две команды «Зачем?» и «Какой?».  Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например, чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т.д.)  Вторая команда «Украшает» объект  Каждый ребенок «опускает» слово в мешок и запоминает. На счет один, два, три – «выпустили» слова( активизация словаря, развитие кратковременной памяти    Я дарю тебе слово… (цепочка слов, например, сладкий – что может быть сладким? – сахар; сахар какой? – белый, что может быть белым? – снег и т.д.

Игры «Зачем ? Какой?», «Волшебный мешок», «Снежный ком» «Дети делятся на две команды «Зачем?» и «Какой?». Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например, чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т.д.) Вторая команда «Украшает» объект Каждый ребенок «опускает» слово в мешок и запоминает. На счет один, два, три – «выпустили» слова( активизация словаря, развитие кратковременной памяти Я дарю тебе слово… (цепочка слов, например, сладкий – что может быть сладким? – сахар; сахар какой? – белый, что может быть белым? – снег и т.д.

   Игра “Теремок”   Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):   - Тук, тук, кто в теремочке живет?  - Я, Гитара. А ты кто?  - А я - удочка. Пусти меня в теремок?  - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.   Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды.

Игра “Теремок” Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки): - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Гитара. А ты кто? - А я - удочка. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды.

Технология ТРИЗ  «Сенсорный ящик»   Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы

Технология ТРИЗ «Сенсорный ящик» Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы

Технология ТРИЗ  «Системный оператор»»   Цель: формирование у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения

Технология ТРИЗ «Системный оператор»» Цель: формирование у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения

Технология ТРИЗ  « Составление загадок»   Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности; обучение созданию сравнений, создание образных характеристик объектов

Технология ТРИЗ « Составление загадок» Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности; обучение созданию сравнений, создание образных характеристик объектов

  « Составление загадок»    Какой? цвет форма Что бывает таким же? действие Но не Как Но не Как Но не Как

« Составление загадок»

Какой?

цвет

форма

Что бывает таким же?

действие

Но не

Как

Но не

Как

Но не

Как

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:   - активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

  • - активизация познавательной деятельности детей;
  • - создание мотивационных установок на проявление творчества;
  • - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;
  • -формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
  • -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
« Литература по ТРИЗ»

« Литература по ТРИЗ»

« Литература по ТРИЗ»

« Литература по ТРИЗ»

« Литература по ТРИЗ»

« Литература по ТРИЗ»

Библиография   1.Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007. 2.Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998 3.Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольника­ми. Мн., 2000. 4.Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004. 5.Лебедева И.Л.  Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005. 6.Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития. Под ред. Н.В. Новоторцевой, Ярославль, 2008. 7.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки  /методика рассказа по картине/. - Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.

Библиография

  • 1.Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
  • 2.Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998
  • 3.Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольника­ми. Мн., 2000.
  • 4.Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004.
  • 5.Лебедева И.Л.  Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005.
  • 6.Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития. Под ред. Н.В. Новоторцевой, Ярославль, 2008.
  • 7.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки  /методика рассказа по картине/. - Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.
Спасибо  за  внимание!

Спасибо за внимание!