Необычные способы
умножения чисел.
Выполнила ученица
4 «Д» класса
Светчикова Полина
Руководитель работы :
Ишкеева Альфия Данусовна
Цель работы: Показать различные способы умножения чисел
Задачи: Открыть для себя новые знания, показать простоту других способов умножения чисел
2
Объект исследования : Новые способы счета
Предмет исследования : Процесс вычислений
Гипотеза : Надо ли знать таблицу умножения?
3
Актуальность данной темы:
В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к учёбе, и в частности
к математике. Чтобы привлечь внимание учащихся к математике и ответить
на вопрос: «Надо ли знать таблицу умножения?», поэтому то я
и выбрала тему своего проекта
«Необычные способы умножения
чисел».
3
Умножение столбиком.
Автором нашего привычного способа умножения столбиком многозначного числа на многозначное следует считать Адама Ризе, популярного немецкого педагога (1492–1559). В его руках этот метод получил последнюю отделку и завершение, и теперь он считается самым удобным.
2.1 Умножение на 9.
Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки .
Допустим, хотим умножить 9 на 7. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 7. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа - количество единиц. Слева у нас 6 пальцев не загнуто, справа - 3 пальца. Таким образом, 9 · 7 = 63
2.2 Умножение на пальцах
Древние египтяне были очень религиозны и считали, что душу умершего в загробном мире подвергают экзамену по счёту на пальцах.
Умножали на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходил число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. После этого брали столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках, и прибавляли к этому числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке.
Пример: 8 ∙ 9 = 72
2 .3 Крестьянский способ умножения
- Русские крестьяне применяли следующий способ умножения: Пусть надо умножить 37 на 32. Составим два столбца чисел, - один удвоением, начиная с числа 37, другой раздвоением, начиная с числа 32:
37……….32
74……….16
148……….8
296……….4
592……….2
1184………1
Произведение всех пар соответственных чисел
одинаковое, поэтому 37 ∙ 32 = 1184 ∙ 1 = 1184
2.4 Метод «решетки» (Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса аль – Хорезми)
Метод решетки:
Найдем произведение чисел 25 и 63.
- Горизонтально запишем числа 25,
вертикально 63.
- Чертим решетку, проводим диагонали.
- На пересечениях находим
произведения чисел.
числа по диагоналям.
Получили результат: 1575
2.5 Так умножают в младших классах Японии и Китае
Найдем произведение чисел 32 и 21
- Чертим 3 полоски, через промежуток 2.
- Под углом чертим 2 и 1 полоски.
- Считаем количество точек пересечения:
Крайние правые - единицы - 2
По диагонали – десятки - 7
Крайние левые – сотни - 6
Получили результат 672 .
2.6. Умножение на 9
- Чтобы умножить число на 9, к нему приписывают 0 и отнимают исходное число. Например
241 * 9 = 2410 – 241 = 2169
847 * 9 = 8470 – 847 = 7623
2.7 Умножение на 11
- 1 способ . Чтобы число умножить на 11, к нему приписывают 0 и прибавляют исходное число. Например:
47 * 11 = 470 + 47 = 517
243 * 11 = 2430 + 243 = 2673
- 2 способ. Если хочешь умножить число на 11, то поступай так: запиши число, которое нужно умножить на 11, а между цифрами исходного числа вставь сумму этих цифр. Если сумма получается двузначное число, то 1 прибавляем к первой цифре исходного числа. Например:
45 * 11 = 4(4+5)5 = 495
- Такой способ подходит только для умножения двузначных чисел
2.8 Умножение на 4 и на 8
- На 4 можно умножать таким образом: данное число два раза умножаем на 2.
- Например: 43 х 4= 86 х 2= 176
- Когда умножаем на 8, то данное число 3 раза умножаем на 2.
123 х 8 = 246 х 4 = 492 х 2 = 984
2.9 Умножение трехзначного числа на 101
Например 125 * 101.
- (увеличиваем первый множитель на число его сотен и приписываем к нему справа две последние цифры первого множителя)
125 * 101 = 12 6 25
2.10 Легко запомнить!
11·11 = 1 2 1
111·111= 12 3 21
1111·1111= 123 4 321
11111·11111= 1234 5 4321
------------------------
111111111·111111111=
= 12345678 9 87654321
Заключение
- Работая над этой темой, я узнала, что существует много различных, забавных и интересных способов умножения. Некоторыми в различных странах пользуются до сих пор
- Рассмотренные мною способы умножения не такие сложные и могут повседневно использоваться учениками. Они познавательны и интересны.
- Я знаю, что существуют еще, много интересных способов вычислений. И я соберу целую коллекцию таких примеров рационального вычисления.
- Но не все способы удобны в использовании, особенно при умножении многозначных чисел. В общем:
таблицу умножения все-таки знать нужно!
Используемая литература:
- Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 368 с.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М., 1978.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.,1981.
- «Первое сентября» Математика №3(15), 2007.
- Татарченко Т.Д. Способы быстрого счета на занятиях кружка, «Математика в школе», 2008, №7, стр.68
- Устный счет/Сост. П.М.Камаев. – М.: Чистые пруды, 2007- Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3(15).
- http://portfolio.1september.ru/subject.php
Спасибо за внимание!