Цели и задачи проекта:
- Исследовать историю развития ручного ковроткачества
- Сохранить и развивать древний вид искусства- - ручное ковроткачество
- Уважительно относиться к своим древним корням, чтить и уважать память предков
4.Изготовить красивый ковер, который будет
приносить радость и эстетическое наслаждение.
Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше мы придем к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков, - естественной частичкой бытия. Ручное ковроткачество один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Ручным ковроткачеством я занимаюсь с 10 лет. Это стало моим любимым занятием.
За этот период я соткала 7 ковров. Мне кажется, что ни какой ковер не сравнится с настоящим ковром, созданным своими руками. Ведь ковры ручной работы имеют особенность, которую не в силах воссоздать не одна машина.
4
РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО — это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. На территории Дагестана нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры табасаранских мастериц. Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. Обнаруженные во многих женских погребениях каменные, глиняные, костяные пряслицы подтверждают это. В могильниках периода II тыс. до н.э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции.
КОВРОДЕЛИЕ в Дагестане является самым распространённым видом кустарного промысла. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью, долговечностью (средний срок эксплуатации ковров – около 250-300 лет), возможностью изначального выбора цветовой гаммы, плотности, высоты ворса, неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием рисунков и размеров.
Ковры, как произведения нестареющего и вечно молодого самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от далекого прошлого до наших дней.
Ковры ручной работы всегда ценились, и ценились дорого. Ковры ручной работы – это не только качество плетения и эксклюзивный дизайн. Ковры ручной работы – это всегда кропотливый труд мастера, это всегда творчество, это всегда настоящее произведение искусства.
Ковры в самом деле «говорящие». Их язык – узелки и краски
До наших дней дошла одна старинная «ковровая» легенда.
Как-то раз разбойники напали на караван, с которым ехал персидский принц. Его захватили в плен, ограбили и хотели убить. Но принц уговорил сохранить ему жизнь, пообещав разбойникам соткать прекрасные ковры. Он выполнил обещание. Разбойники держали его в пещере высоко в горах, подальше от посторонних глаз, а ковры выгодно продавали. Они не знали, что люди могут «читать» по узору. С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях, и вскоре пленник был найден и спасен.
Ковры ручной работы
История дизайна ковров уходит своими корнями в далекие времена, когда люди стали ткать ковровые покрытия не только для того, чтобы согреться, но и с целью создания уюта в своем доме.
Выбор вариантов
Безворсовые ковры "килимы" - это простые полосатые паласы. Они вырабатываются по всему Дагестану из конопли, хлопка и шерсти. Паласы второго типа отличаются слегка усложненным рисунком. В них вводятся узорные полосы с геометрическим орнаментом, которые чередуются с гладкими. Такие паласы производятся в аварском селении Корода и лакском селении Балхар (т.н. "туруты"). Подобная композиция переносится мастерицами и на мелкие изделия, выполняемые в этих регионах - сумки, хурджины, водоносные ленты. Последовательно расположенные фигуры образуют ряды - полосы, которые и составляют композицию ковра. Для них также характерна композиция в виде одного или нескольких ромбов, расположенных в ряд по длине поля. Килимы этого типа производятся с зазорами и со сцеплением утков.
. Я решила соткать ворсовый коврик. Он должен быть очень красивым и ярким.
При производстве ворсовых ковров, в отличие от других традиционных видов ковровых изделий, требуется использование наиболее трудоемких и сложных технологических операций ткачества. Свое название — ворсовые они получили в связи с характерной только для них ворсистой фактурой на лицевой поверхности ковровой ткани. Ворс образуется в процессе стрижки ковровых узлов их торцевыми обрезанными концами, плотно прилегающими друг к другу. В зависимости от плотности ковровой ткани длина ворса колеблется от 5 мм и выше. Главной отличительной особенностью структуры ткани ворсового ковра является как одинаковая плотность по основе и по утку, так и неодинаковая. Благодаря этой особенности удается воспроизвести сложные симметричные орнаментальные мотивы, повышающие художественные качества ворсовых ковров.
В каждой сказке – лишь доля сказки. И на больших городских мануфактурах, и в горных деревушках, и в лагерях кочевников ткачихами становятся совсем юные девушки с проворными руками и внимательными глазами
Есть персидская сказка о том, как в одной бедной семье младшая дочь решила соткать ковер. У нее не было цветной пряжи, и она выплетала узор из обыкновенных серых ниток. Но кропотливо вытканные пастбище, овцы, солнце оставались невидимыми на однотонном фоне ковра. Когда работа была закончена, ковер стал жаловаться на свою горькую судьбу. Барашки требовали, чтобы ткачиха отдала их прекрасному руну черноту своих кос, луга покушались на зелень ее глаз, солнце – на нежный румянец ее щек. Ковер налился небывало сочными красками и принес семье почет и достаток, а девушка потеряла свою красоту и стала бесцветной.
В каждой сказке – лишь доля сказки.
Выбор материала
В современном производстве ковров и ковровых изделий используется сырье животного (шерсть), растительного (хлопок, осока), искусственного (вискоза, ацетат) происхождения. Из всего многообразия этого натурального и искусственного сырья наиболее универсальным и традиционным материалом в ковроткачестве испокон веков является шерсть. Как и изготовление ковра, так и изготовление ниток из шерсти является очень трудоемким процессом. Я при изготовлении своего изделия использовала готовую шерсть.
Традиционные ручные ковроткацкие станки бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Свой коврик я ткала на горизонтальном станке. Это четырехугольная деревянная рама длиной 0.5 м и шириной 0.4 м, состоящая из двух боковых и поперечных брусьев круглого или прямоугольного сечения.
15
5
6
1
2
4
3
- Ножницы
- Медицинские иглы для систем
5. Пяльцы или рамка
6. Пряжа
3 - 4. Ручное ткацкое приспособление
1. Должно быть достаточно пространства, чтобы разместить все материалы для работы.
2. Источник света должен находиться слева.
3. Каждые 1-1.5 ч. Глазам необходим 30-минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функции глаз.
4. Иглы должны находиться в игольнице.
5. На рабочем месте должен находиться спецлоток для мусора
6. Осторожно! Ножницы должны быть закрытыми, острые предметы не должны лежать на краю.
Расчет себестоимости:
Расчет себестоимости готового изделия
1 Определяем себестоимость изделия, на производство которого требуются следующие затраты:
Расчет материальных затрат (Мз)
На изготовление данного коврика мне потребовалось 2кг. шерстяных ниток. Стоимость материалов составляет (Мз) = 2х250=500руб
2. Расходы на оплату труда (Роп)
Оплата мастериц ручного ковроткачества составляет 100руб/час
На изготовление ковра ушло 15 дней (по 2 часа в сутки).
Всего затрачено 30 часов.
Роп=100*30=3000руб
Следовательно, полная себестоимость Сп сложится из материальных затрат 500руб ., и стоимости самой работы 3000руб.
Сп=мз+роп=500 +3000=3500руб
Итак, полный расчет себестоимости изделия показывает, что изготовление ковра своими руками дает экономию в 2500 руб., так как такой коврик ручной работы стоит около 6000 рублей.
Природа снабдила нас основными материалами для изготовления ковров – шерстью, хлопком, джутом. Шерстяные и шелковые ткани изготавливают из волокон животного происхождения. Эти ткани мы знаем, являются экологически чистыми и представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Волокна, нити, ткани натурального происхождения экологически чистые, обладают хорошими свойствами. Это такие свойства, как гигроскопичность, воздухопроницаемость, изделия из этих волокон теплые, приятные на ощупь, не вызывают аллергии…
Ковроделие в Дагестане возникло как форма трудовой деятельности, но со временем превратилось в один из ярких видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Богатое наследие народного искусства, основанное на вековых традициях, является неотъемлемой частью этнохудожественной культуры народов Дагестана. Произведения народных мастеров отражают опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.
Наш ковер в доме и наш дом стал дворцом
Да будет мир над цепью гор,
Да не коснется зло родного края.
Так, заклиная, ты ткала ковер
За нитью нить в раздумье выбирая.
В узор вплетались горы и снега,
Крик журавлей и облачные перья,
Цветущие альпийские луга,
Старинные преданья и поверья.
И расцветал ковер к цветку цветок,
Как Дагестан родной в разгаре лета.
За нитью нить, так из прекрасных строк
Рождается творение поэта.
Расул Гамзатов