СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к учебно-исследовательскому проекту студентов 1 курса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к учебно-исследовательскому проекту студентов 1 курса»

Учебно - исследовательский проект   «Жаргон, сленг и язык социальных сетей – пути деградации или способы формирования нового языка современной молодёжи? »

Учебно - исследовательский проект «Жаргон, сленг и язык социальных сетей – пути деградации или способы формирования нового языка современной молодёжи? »

В последние годы лингвистами отмечено резкое падение речевой культуры в подростковой среде

В последние годы лингвистами отмечено резкое падение речевой культуры в подростковой среде

Из чего состоит речь современного подростка? Жаргонизмы- 20 % Сленговые слова и выражения – 35 %  «Интернет-язык» - 10 %  Нецензурная лексика – 15 % Общеупотребительная лексика – 20 %

Из чего состоит речь современного подростка?

  • Жаргонизмы- 20 %
  • Сленговые слова и выражения – 35 %
  • «Интернет-язык» - 10 %
  • Нецензурная лексика – 15 %
  • Общеупотребительная лексика – 20 %
КАК МЫ ГОВОРИМ За домашку по инглишу схватил трояк! КЛЁВО!   ОТПАД! КЛАССНО!  ОФИГЕТЬ! КРУТО!

КАК МЫ ГОВОРИМ

За домашку по инглишу схватил трояк!

КЛЁВО!

ОТПАД!

КЛАССНО!

ОФИГЕТЬ!

КРУТО!

Актуальность проекта    Исследование ограниченной в употреблении лексики позволит связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой, также работа по теме позволяет выяснить отношение обучающихся к молодежному сленгу, а также выявить причины использования ими подобной лексики в речи

Актуальность проекта

Исследование ограниченной в употреблении лексики позволит связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой, также работа по теме позволяет выяснить отношение обучающихся к молодежному сленгу, а также выявить причины использования ими подобной лексики в речи

Цель проекта    Проанализировать речь современной молодёжи (на примере обучающихся Байкаловского ПУ) с точки зрения использования ими ограниченной в употреблении лексики (молодёжный сленг, жаргон, интернет-язык)

Цель проекта

Проанализировать речь современной молодёжи (на примере обучающихся Байкаловского ПУ) с точки зрения использования ими ограниченной в употреблении лексики (молодёжный сленг, жаргон, интернет-язык)

Задачи проекта: Определить , какое место занимает необщеупотребительная лексика в речи учащихся. Определить понятия

Задачи проекта:

  • Определить , какое место занимает необщеупотребительная лексика в речи учащихся.
  • Определить понятия "жаргон" и "сленг".
  • Провести социологическое исследование (анкетирование) среди обучающихся первых, вторых курсов Байкаловского ПУ с целью определения: круга наиболее употребительных жаргонных слов, слов интернета
  • Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.  
  • Систематизировать материал.  
  • Сделать выводы по теме исследования.  
  • Выполнить компьютерную презентацию
 ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА  В речи подростков преобладает  ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, язык «социальных сетей» (интернет-язык), нецензурная лексика (мат) - часто употребляемые средства в речи обучающихся, их употребление связано с желанием выделиться среди людей , быть современными

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

В речи подростков преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, язык «социальных сетей» (интернет-язык), нецензурная лексика (мат) - часто употребляемые средства в речи обучающихся, их употребление связано с желанием выделиться среди людей , быть современными

Объект исследования: устная речь обучающихся 1, 2 курсов  Предмет исследования:  ограниченная лексика в речи учащихся

Объект исследования: устная речь обучающихся 1, 2 курсов

Предмет исследования: ограниченная лексика в речи учащихся

 Как общается современная молодежь:  мнение учеников, учителей, родителей

Как общается современная молодежь: мнение учеников, учителей, родителей

  «Мы живём  на поле  брани…»

«Мы живём на поле брани…»

ЖАРГОН  В РЕЧИ МОЛОДЁЖИ

ЖАРГОН В РЕЧИ МОЛОДЁЖИ

 СЛЕНГ Вариант разговорной речи, более краткий и эмоциональный, не совпадающий с нормой русского литературного языка

СЛЕНГ

Вариант разговорной речи, более краткий и эмоциональный, не совпадающий с нормой русского литературного языка

Цели употребления сленга учащимися БПУ

Цели употребления сленга учащимися БПУ

Варианты слов молодёжного сленга:  Замутить, балдеть, капец, отпад, отстой, понтоваться,расколбас, туса, дэнс, ржач, прикольно, хавчик, фигня, клёво, по кайфу

Варианты слов молодёжного сленга:

Замутить, балдеть, капец, отпад, отстой, понтоваться,расколбас, туса, дэнс, ржач, прикольно, хавчик, фигня, клёво, по кайфу

Семантические группы сленга Части тела : грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши)  Бытовая техника : ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка ( DVD ) Транспорт: мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнашка (модели автомобилей) Слова, обозначающие людей по родству : предки, родичи, родоки (родители), папан, папка, папик, батя (папа), маман, мамик (мама), сеструха, сестрен (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат) Учеба: домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка, трояк (оценка «3»), зач (зачёт), стипуха (стипендия) Деньги: бабки, бабло, баксы, штука (тысяча рублей), питик (500 рублей)  Слова-оценки: классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), в натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно, фигово (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня (очень простое)

Семантические группы сленга

  • Части тела : грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши)
  • Бытовая техника : ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка ( DVD )
  • Транспорт: мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнашка (модели автомобилей)
  • Слова, обозначающие людей по родству : предки, родичи, родоки (родители), папан, папка, папик, батя (папа), маман, мамик (мама), сеструха, сестрен (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат)
  • Учеба: домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка, трояк (оценка «3»), зач (зачёт), стипуха (стипендия)
  • Деньги: бабки, бабло, баксы, штука (тысяча рублей), питик (500 рублей)
  • Слова-оценки: классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), в натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно, фигово (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня (очень простое)
Исследование речи подростков методом анкетирования

Исследование речи подростков методом анкетирования

C появлением на отечественном рынке в середине 80-х годов персональных компьютеров и выходом в 1988 году поначалу на 100% переводного журнала

C появлением на отечественном рынке в середине 80-х годов персональных компьютеров и выходом в 1988 году поначалу на 100% переводного журнала "PC Word", ставшего очень популярным, произошёл "обвал": англоязычные термины и аббревиатуры, зачастую в английском же написании, заполнили страницы журналов и засорили речь специалистов .

Интернет-язык или язык «социальных сетей» Ава – аватар, фото, картинка   Юзер – пользователь Спс – спасибо  Нуб – от лат. «новичок» Пжлст – пожалуйста Поняно – понятно     Нез – не за что   Ку – привет      Че дееш – что делаешь   Доров – здравствуй     Чё –нить – чего-нибудь   Ужс – ужас      Мб – может быть   Я тя лю – я тебя люблю     Ща приед – сейчас приеду   Юзать – использовать

Интернет-язык или язык «социальных сетей»

Ава – аватар, фото, картинка

Юзер – пользователь

Спс – спасибо

Нуб – от лат. «новичок»

Пжлст – пожалуйста

Поняно – понятно

Нез – не за что

Ку – привет Че дееш – что делаешь

Доров – здравствуй Чё –нить – чего-нибудь

Ужс – ужас Мб – может быть

Я тя лю – я тебя люблю Ща приед – сейчас приеду

Юзать – использовать

Результаты опроса:

Результаты опроса:

Особенности  « интернет-общения»  Анонимность;   Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации;  Добровольность и желательность контактов;  Затрудненность эмоционального компонента общения

Особенности « интернет-общения»

  • Анонимность;
  • Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации;
  • Добровольность и желательность контактов;
  • Затрудненность эмоционального компонента общения
СМАЙЛИКИ – НОВЫЕ СЛОВА?

СМАЙЛИКИ – НОВЫЕ СЛОВА?

Интернет способствует искажению нашего языка?

Интернет способствует искажению нашего языка?

Мои пути работы по выявлению причин употребления ограниченной лексики в речи подростков 1) исследовать речь подростков (на примере анализа речи обучающихся 1, 2 курсов Байкаловского ПУ); 2) выявить наиболее частотные слова, противоречащие нормам современного русского языка; 3) создать словарь сленговых выражений, с целью толкования непонятных слов 4) разработать рекомендации по улучшению речи подростков, соблюдению ими в ходе общения норм современного русского литературного языка, по борьбе с проникновением ограниченной лексики в наш язык.  В дальнейшем мною планируется создание газеты Байкаловского ПУ под названием « Говори правильно, говори красиво!»

Мои пути работы по выявлению причин употребления ограниченной лексики в речи подростков

1) исследовать речь подростков (на примере анализа речи обучающихся 1, 2 курсов Байкаловского ПУ);

2) выявить наиболее частотные слова, противоречащие нормам современного русского языка;

3) создать словарь сленговых выражений, с целью толкования непонятных слов

4) разработать рекомендации по улучшению речи подростков, соблюдению ими в ходе общения норм современного русского литературного языка, по борьбе с проникновением ограниченной лексики в наш язык.

В дальнейшем мною планируется создание газеты Байкаловского ПУ под названием « Говори правильно, говори красиво!»

За счёт чего пополняется наш словарный запас?

За счёт чего пополняется наш словарный запас?

Результаты анкетирования:

Результаты анкетирования:

Планируете ли в дальнейшем употреблять ограниченную лексику?

Планируете ли в дальнейшем употреблять ограниченную лексику?

Причины употребления жаргона Цель употребления жаргона  А 11 гр Модно, современно Б 14 гр Нужны в речи для связи слов 4 В Г Делают речь понятнее 2 3 Всего 2 Что-то другое 7 1 4 1 1 - 2 1

Причины употребления жаргона

Цель употребления жаргона

А

11 гр

Модно, современно

Б

14 гр

Нужны в речи для связи слов

4

В

Г

Делают речь понятнее

2

3

Всего

2

Что-то другое

7

1

4

1

1

-

2

1

Существующие словари ограниченной лексики

Существующие словари ограниченной лексики

Рекомендации по сохранению чистоты русского литературного языка  в среде подростков и молодёжи 1. Активно и в системе проводить мероприятия, направленные на формирование любви к чистому, красивому русскому языку на всех ступенях образования, начиная с начальной школы.  2. На уровне области, а может быть, и страны принять молодежную программу «Мы за чистоту русского языка», основанную на принятии проекта Федерального закона «О русском языке как государственном языке Российской Федерации 3. Также на государственном уровне принять ряд нормативных актов на запрет ненормативной  лексики в средствах массовой информации. Не допускать к эфиру знаменитостей, политиков и «звезд», использующих ненормативную лексику.  4. Ежегодно в образовательных учреждениях области и нашего района проводить социальную акцию «День без мата и сленга».

Рекомендации по сохранению чистоты русского литературного языка в среде подростков и молодёжи

1. Активно и в системе проводить мероприятия, направленные на формирование любви к чистому, красивому русскому языку на всех ступенях образования, начиная с начальной школы.

2. На уровне области, а может быть, и страны принять молодежную программу «Мы за чистоту русского языка», основанную на принятии проекта Федерального закона «О русском языке как государственном языке Российской Федерации

3. Также на государственном уровне принять ряд нормативных актов на запрет ненормативной лексики в средствах массовой информации. Не допускать к эфиру знаменитостей, политиков и «звезд», использующих ненормативную лексику.

4. Ежегодно в образовательных учреждениях области и нашего района проводить социальную акцию «День без мата и сленга».

В варианте проекта Федерального закона «О русском языке как государственном языке Российской Федерации» говорилось о недопустимости использования нецензурных слов в русском языке как государственном языке России:    Статья 3 Часть 2. При использовании   русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается употребление оскорбительных слов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений граждан, употребление нецензурных слов и выражений, а также иностранных слов и словосочетаний при наличии соответствующих аналогов в русском языке

В варианте проекта Федерального закона «О русском языке как государственном языке Российской Федерации» говорилось о недопустимости использования нецензурных слов в русском языке как государственном языке России:

Статья 3 Часть 2. При использовании

русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается употребление оскорбительных слов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений граждан, употребление нецензурных слов и выражений, а также иностранных слов и словосочетаний при наличии соответствующих аналогов в русском языке

 Завещание Ивана Бунина … Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь.

Завещание Ивана Бунина

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!