В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Уроки 3-4, 5 класс
Рогозина Е.А.
«Дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам
Почему перед описанием болезни Маруси даётся осенний
пейзаж? Как Вася и Валек развлекали больную Марусю? Как понять слова «...над моей головой тоже стали собираться тучи»? Почему судья прогнал старого Януша? Почему Тыбурций называет закон господином и говорит о нём
как о человеке?
Глава «Кукла» со слов «В эту критическую минуту...» до конца главы.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Как изменился судья после разговора с Тыбурцием? Подтвердите свои мысли цитатами.
- Почему приход Тыбурция вызвал у отца удивление и изумление?
- Почему Вася ничего не сказал отцу?
- Какими словами автор описывает состояние отца после разговора с Тыбурцием?
- Найдите детали портрета отца, которые передают его переживания. Почему Вася перестал его бояться?
Образ старого Януша
- Виноват ли старый Януш в судьбе семьи Тыбурция?
- Почему судья назвал старого Януша «старым сплетником»?
- С какой целью в повесть введён образ старого Януша?
Понятие о повести
Прочитайте в словаре литературоведческих терминов определение понятия повесть .
Докажите, что «В дурном обществе» — это повесть.
Домашнее задание.
Подготовить планы письменных ответов на проблемные вопросы (по группам):
1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?
3. Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пони- манию?
4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?
Подготовить иллюстрации к повести.
Подготовка к ответу на проблемный
вопрос
Г р у п п а 1.
Г р у п п а 2.
Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? Кто такой Вася? Как он выглядел? Сколько ему лет? Кто такие Валек и Маруся? Как они выглядели? Сколько им
Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи? Кто такие Вася и судья? Какие отношения были между ними
лет? В каких семьях воспитывались герои? Что их различало?
в начале повести? Как изменились их отношения к концу повествования? Кто такие Тыбурций и Валек? Какие отношения были между
Какие черты характера Васи и Валека позволили им подружиться? Какие семейные обстоятельства способствовали рождению их
ними? Изменялись ли они? Чем отличались отношения между отцом и сыном в семье Васи и в семье Валека? Можно ли назвать эти отношения гармоничными? Почему взаимопонимание можно назвать основой отношений в
дружбы? Почему свою дружбу дети хранили в тайне? Что эта дружба дала каждому из героев?
семье?
Подготовка к ответу на проблемный
вопрос
Группа 3.
Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию? Кто такие Вася и его отец? Как повлияла на их отношения смерть матери?
Что было причиной их вражды в начале повести? Какая «правда» была у каждого героя? Почему их отношения не складывались? Что помогло героям измениться и понять друг друга? На чём, по-вашему, должны строиться взаимоотношения детей и родителей в семье?
Г р у п п а 4.
Почему у Маруси и Сони два разных детства?
Кто такие Маруся и Соня? Сколько им было лет? Как выглядели девочки? Чем они были похожи и чем отличались?
В каких семьях они воспитывались? Что имела в детстве Соня и чего не было у Маруси? Почему у Маруси не могло быть такого детства, как у Сони?
Какое общественное устройство стало причиной того, что у де- вочек было разное детство?
Домашнее задание
- Завершить ответ на проблемный вопрос.
- Выучить стихотворение С.Есенина «НИЗКИЙ ДОМ С ГОЛУБЫМИ СТАВНЯМИ...»
Индивидуальные задания. Найти в справочной литературе или Интернете сведения о детстве и юности Есенина. Составить небольшую галерею портретов поэта — 5—10 изображений с ком- ментариями. Подготовить выразительное чтение стихотворений Есенина «Вот уж вечер. Роса...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Топи да болота...», «С добрым утром!», «Там, где капустные грядки...», «В хате» и др. и нарисовать к ним иллюстрации. Вспомнить изученные в начальной школе стихи Есенина «Поёт зима — аукает...», «Берёза» и др.