Работа с текстом. - Каким мы видим Васю в начале повести? Прочитаем 1 абзац. -Проанализируйте. (Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе). «Я же рос, как дикое деревце в поле». - А кто для вас самый близкий человек? (Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми). - А как относятся к Васе дома? «Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением». - Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей? « С шести лет я уже испытывал ужас одиночества». - Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы. «Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…» 1. Городок Княжье Вено. - Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено. - На что обратит внимание впервые попавший туда человек? (на пейзаж) - Зачитаем. - Какое настроение создаёт этот пейзаж? - Неужели нет в этом городе ничего интересного? - Какие эпитеты помогают создать этот образ? (находят эпитеты) - Итак, обобщим наши наблюдения. (Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями») 2. Отношение Васи к «тёмным личностям». - Как Вася относится к «тёмным личностям»? (У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»). «Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видели дети старше меня». 3. Физкультминутка. 4. Чтение по ролям. - С кем знакомится Вася в старой часовне? (читают заранее подготовленные ученики) - Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу? - Какие открытия сделал Вася в этот день? (Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения). «Дети играют с детьми, а не с их родителями». - Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу. « Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые…» - К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней. 5. Работа в парах. Сравнительная характеристика Маруси и Сони. Работа с термином «сравнение». - Что такое сравнение? (Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании девочек. 6. Работа с текстом. - Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси и Васи? Маруся «Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала , как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по –прежнему шлёпая по полу слабыми ногами». Вася «Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут…» (воспроизведение эпизодов) - Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына. -Кто помогает разрушить стену непонимания между ними? (Тыбурций). Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…») Разговаривает с отцом Васи в доме судьи. «Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»». -Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить. (мнения ребят). - Как вы понимаете слова Васи: «И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына»? - Чем похож Вася на отца? «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу… » -Как вы понимаете слова Тыбурция? (отец и сын открыли для себя друг друга) |