СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме: «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы разработан на основе системно-деятельностного подхода. 

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений. 

Методы и формы обучения: Метод смыслового чтения, проблемный метод; системно-деятельностный, метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Индивидуальная работа,  работа в парах.

Оборудование: Текст повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», детские рисунки,  листы с заданием для работы, презентация, мультимедийный проектор, карточки для рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме: «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»).»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Азарёнок Елена Егоровна

Место работы

МБОУ СОШ № 47 г. Чита

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел 4. Из русской литературы XIX-XX веков. (2 урок по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

Тема урока

«Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»).

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личност­ного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответ­ственного отношения к собственным поступкам;

- способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно-деятельностных методов и приёмов;

- способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.

Метапредметные

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

- формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Предметные

- понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • анализировать литературное произве­дение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный па­фос литературного произведения; характеризо­вать его героев, сопоставлять героев произведения;

  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведе­ния (элементы филологического анализа).

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Анализ текста, характеристика героев, черты характера, нравственность, синквейн.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

методы и формы обучения: Метод смыслового чтения, проблемный метод; системно-деятельностный, метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование: Текст повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», детские рисунки, листы с заданием для работы, презентация, мультимедийный проектор, карточки для рефлексии.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


-Доброе утро, ребята! Желаю, чтобы сегодняшний урок принёс вам только радость. Давайте вместе произнесём: «Улыбка – настроение, вера в себя – результат». (Произносят хором)

Подарите друг другу улыбки, и начнём урок.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



- Мы продолжаем с вами работу по произведению «В дурном обществе» Владимира Галактионовича Короленко. Продолжаем искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель.

  • Вспомните:

- О чём мечтал Короленко? Что не давало ему покоя до конца его дней?

( Он мечтал, что со временем насилие всякого рода исчезнут, и народы, как и отдельные люди, станут братьями. Он считал, что только в дурном обществе дети и старики могут умирать от голода, люди одной национальности унижаться и даже уничтожаться людьми другой национальности).

- Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов.

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-10

1.Жизнь в Княж-городке.


2.Знакомство с Валеком и Марусей.


3.Смерть матери.


4.История с куклой.


5.Пан Тыбурций и его дети.


6. Смерть Маруси.


7. Знакомство Васи с Тыбурцием.


8. Болезнь Маруси.


9.Исчезновение Тыбурция и Валека.


10. Примирение отца с сыном.


(Учащиеся восстанавливают последовательность).

Проверка!

Последовательность произведения восстановлена. Молодцы!!!


  • Составим кластер. Чтобы его составить, ответьте на следующие вопросы:

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обратить внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы понять, что из себя представляет человек, какими нравственными качествами он обладает…)

Составляется кластер

Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою; имя; обстановка)


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я вам подготовила подсказки.

Прочитайте цитату. «Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Сможете сформулировать тему урока?

Ещё одна подсказка: «Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».

- Выделите ключевые слова в цитате. (дурное общество, дурные дела)

- Как вы понимаете, что такое общество?

(работа со словарём)

Общество. 1)это совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.

2) та или иная среда людей.

- А что такое «дурное общество»? (общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых, забывают о добрых поступках)

- А какие поступки мы считаем добрыми? (совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой).

- А злыми? (во вред другим, для достижения собственных целей)

- Как вы думаете, где существуют добро и зло - во внешнем окружающем нас мире или в душе человека? (в душе)

- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой? (Не можем. «В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения»).

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока. («Дурное общество» и дурные дела).

- Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

- Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке? (работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)

- Какому «малому» будет посвящен наш урок? (Васе).

Работа с кластером поможет нам ответить на вопрос:

- Как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? (записывают проблемный вопрос в тетрадь)

- Выберите в кластере признаки, которые помогут нам увидеть эти изменения. (учащиеся выбирают признаки)


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.



Работа с текстом.

- Каким мы видим Васю в начале повести? Прочитаем 1 абзац.

-Проанализируйте.

(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

«Я же рос, как дикое деревце в поле».

- А кто для вас самый близкий человек?

(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).

- А как относятся к Васе дома?

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

- Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

1. Городок Княжье Вено.

- Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.

- На что обратит внимание впервые попавший туда человек? (на пейзаж)

- Зачитаем.

- Какое настроение создаёт этот пейзаж?

- Неужели нет в этом городе ничего интересного?

- Какие эпитеты помогают создать этот образ? (находят эпитеты)

- Итак, обобщим наши наблюдения.

(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)


2. Отношение Васи к «тёмным личностям».


- Как Вася относится к «тёмным личностям»? (У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видели дети старше меня».


3. Физкультминутка.


4. Чтение по ролям.

- С кем знакомится Вася в старой часовне? (читают заранее подготовленные ученики)

- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу?

- Какие открытия сделал Вася в этот день? (Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения).

«Дети играют с детьми, а не с их родителями».


- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.

« Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые…»

- К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.


5. Работа в парах. Сравнительная характеристика Маруси и Сони.

Работа с термином «сравнение».

- Что такое сравнение? (Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании девочек.


6. Работа с текстом.

- Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси и Васи?

Маруся

«Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала , как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по –прежнему шлёпая по полу слабыми ногами».

Вася

«Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут…»

(воспроизведение эпизодов)

- Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.

-Кто помогает разрушить стену непонимания между ними?

(Тыбурций).

  1. Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…»)

  2. Разговаривает с отцом Васи в доме судьи.

«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»».

-Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить. (мнения ребят).

- Как вы понимаете слова Васи: «И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына»?

- Чем похож Вася на отца?

«Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу… »

-Как вы понимаете слова Тыбурция? (отец и сын открыли для себя друг друга)


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


- Вернёмся к кластеру, в котором отражены признаки образа литературного героя: портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою; имя; обстановка.

Каждый из вас выбирал признак, который помог вам увидеть изменения, произошедшие в главном герое. Аргументируйте то, что вам удалось увидеть.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


- Составьте небольшую характеристику Васе, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.


Работа с новым термином «Синквейн». Объяснение.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


- Можно ли назвать повесть Короленко уроком доброты, милосердия и любви к людям? Ребята, а приходилось ли вам  проявлять участие в жизни других?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

- Да, действительно, повесть Короленко мы можем назвать уроком доброты, милосердия и любви к людям.

- Что такое доброта, милосердие в вашем понимании? (дают ответы)

- Заглянем в толковый словарь Ожегова и прочитаем толкование этих слов. (читают словарные статьи слов «доброта, милосердие, любовь»).

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Прочитаем «Заключение» повести «В дурном обществе».

- Почему Вася и Соня приходили на могилу Маруси? Подумайте, какие обеты они могли произнести, покидая город своего детства?


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


- Вспомним проблемный вопрос нашего урока: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? Нашли мы ответ на данный вопрос? Аргументируйте.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


К каждому заданию формируются критерии оценивания, по которым учащиеся могут объективно оценить результат своей работы.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

-Сегодня на уроке я научился….

-Своей работой на уроке я….

-Урок заставил меня задуматься….

- А особенно мне удалось…

- Мне показалось важным…

- Мне было интересно, потому что…

-Я понял, что…

- Для меня стало открытием, что…

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Подготовить планы письменных ответов на проблемные вопросы (по группам):

1 группа. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

2 группа. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

3 группа. Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?

4 группа. Почему у Маруси и Сони два разных детства?



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!