СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературе для учащихся 5 класса по теме «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко «В дурном обществе»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературе для учащихся 5 класса по теме «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко «В дурном обществе»).»

Технологическая карта урока по литературе

для учащихся 5 класса по теме «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко «В дурном обществе»).

Частикова Виктория Леонидовна,

учитель МОУ «СОШ №15» г.Ухты Республики Коми

УМК «Русский язык. 5 класс» М. М. Разумовской

Предмет

Литература.

Класс

5 класс

Базовый учебник

УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

Тема урока

«Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко «В дурном обществе»).

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока:

Задачи:






Цель урока: проанализировать образ Васи, Валека, Маруси, Сони, отношения Васи с отцом.

Ι. Образовательные:

- формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;

- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: 

- развивать устную речь учащихся;

- развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

- развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: 

- воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

- воспитывать гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Планируемые результаты

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

  • личностные УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности; создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.


Методы

Проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы

Диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.

Средства обучения

Компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки);

Литература

1. Повесть В.Г. Короленко « В дурном обществе».

2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя.











Структура и ход урока


Этапы работы

Содержание этапа


1.


  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).


Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


- Весело звенит звонок

И зовёт нас на урок.

Желаю, чтобы сегодняшний урок принёс вам радость познания.

Подарите друг другу улыбки, и начнём занятие.

II

  1. Проверка домашнего задания


(проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) 


- Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

(Н. Заболоцкий)

- Мы продолжаем с вами знакомиться с человеком - легендой Владимиром Галактионовичем Короленко, искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель. 

- Вспомните, о чём мечтал Короленко?

- Что не давало ему покоя до конца его дней?

( Он мечтал, что со временем насилие всякого рода исчезнут, и народы, как и отдельные люди, станут братьями. Он считал, что только в дурном обществе дети и старики могут умирать от голода, люди одной национальности унижаться и даже уничтожаться людьми другой национальности).

- Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе». Посмотрите на доску. Что видите? (эпизоды повести)

- Какую работу предлагаете провести для восстановления в памяти прочитанного? (восстановить последовательность эпизодов)

- Как быстрее и продуктивнее это выполнить? (в парах).

- Согласна. Выполняйте работу.

- Оцените себя по шаблону: нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».

III

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Составление кластера

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на это? (Чтобы, понять, какой человек, какими нравственными качествами обладает…) 


Выстраивается схема

Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою; имя; обстановка)


IV

Постановка учебной задачи.


- Ребята, прочитайте цитату: «Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Сможете сформулировать тему урока? (затруднение)

- Прочитайте 2 цитату: «Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».

- Выделите в ней ключевые слова (дурное общество, дурные дела)

- Как вы понимаете, что такое общество? (работа со словарём)

Общество. 1)это совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.

2) та или иная среда людей.

- А что такое «дурное общество»?

(общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых, забывают о добрых поступках)

- А какие поступки мы считаем добрыми?

(совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой).

- А плохими, дурными? (во вред другим, для достижения собственных целей)

- Как вы думаете, где существуют добро и зло: во внешнем окружающем нас мире или в душе человека?(в душе)

- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?

(не можем. «В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения»)


- Сделайте вывод и попробуйте сформулировать тему урока.

«Дурное общество» и дурные дела). 

- Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

- Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)

- Какому «малому» будет посвящен наш урок? (Васе).

- Работа с кластером поможет нам ответить на вопрос: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? (записывают проблемный вопрос в тетрадь) 

Выберите в кластере признаки, которые помогут нам увидеть эти изменения.

V.

Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.










































Физминутка


1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.


- Каким мы видим Васю в начале повести?

(чтение 1 абзаца)

(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

«Я же рос, как дикое деревце в поле».

- А кто для вас самый близкий человек?

(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).


- Как относятся к Васе дома?

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.


«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено. Посмотрите на слайд.

- Какие вопрос у вас возникают?

(1. На что обратит внимание впервые попавший туда человек?

2. Какое настроение создаёт этот пейзаж?

3. Неужели нет в этом городе ничего интересного?

4. Какие эпитеты помогают создать этот образ?)

- Как предлагаете работать, чтоб ответить на эти вопросы? (в группах)


Работа с эпитетами

- Обобщим наши наблюдения.

(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)


2. Отношение Васи к «тёмным личностям».

- Как Вася относится к «тёмным личностям»?

(У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».

А сейчас мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем.

4. Чтение по ролям


- С кем знакомится Вася в старой часовне? (читают заранее подготовленные ученики)

- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу?

- Какие открытия сделал Вася в этот день?

(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения).

«Дети играют с детьми, а не с их родителями».


- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.

 (звучит музыка П.И. Чайковский «Болезнь куклы»)

« Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые…»

- К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.


5. Работа в группах.

Сравнительная характеристика Маруси и Сони.

Работа с термином «сравнение».

- Что такое сравнение? (Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.)

- Найдите сравнение в описании девочек.


6. Работа в паре. Анализ иллюстраций.

- Рассмотрите иллюстрации художника Г. Фитингофа и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал писатель. Аргументируйте свой ответ.


7. Работа с текстом. 

- Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси и Васи?

Маруся

«Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала , как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по–прежнему шлёпая по полу слабыми ногами».

Вася

«Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут…»

(воспроизведение эпизодов)

- Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.

-Кто помогает разрушить стену непонимания между ними?

(Тыбурций).

  1. Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…»)

  2. Разговаривает с отцом Васи в доме судьи.

«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»».


- Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить.

(мнения ребят).

Как вы понимаете слова Васи: «И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына»?

- Чем похож Вася на отца?

VI

Итог урока. Включение нового знания в систему. 

«Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу… »

- Как вы понимаете слова Тыбурция?

(отец и сын открыли для себя друг друга)

Вспомним проблемный вопрос нашего урока: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? Нашли мы ответ на данный вопрос? Аргументируйте

VII

Самостоятельная работа с проверкой.


- Составьте небольшую характеристику Васи, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна. 

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

VIII.

Информация о домашнем задании.


- Составьте список человеческих качеств, которые проявляет Вася.


IX.

Рефлексия деятельности. 

- Сегодня на уроке я научился….

- Своей работой на уроке я….

- Урок заставил меня задуматься….

- А особенно мне удалось…

- Мне показалось важным…

- Мне было интересно, потому что…

- Я понял, что…

- Для меня стало открытием, что…


- Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

(Н. Заболоцкий)


- Каждый из нас творец своего мира. Чего в нашем мире больше: добра или зла? Я попрошу вас выбрать лучик солнца или дождинку и прикрепить их на изображение земного шара.

- Сейчас мы все вместе стали творцами нашего мира. Он, я вижу, получился у нас солнечным, радостным. ВМ. Шукшин говорил: «Не было бы на земле хороших людей, жизнь давно бы прекратила своё существование».











Приложение

Оценочный лист учащегося

Фамилия, имя______________________________________________


Виды работ Отметка Комментарий



Устная работа



Работа в группе




Парная работа



Самостоятельная работа



Средний балл за урок



Общее впечатление








Самоанализ урока

1.Тема урока: «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко «В дурном обществе»).

Урок был проведён по программе В.Я.Коровиной «Литература 5 класс».

2. Цель урока – Цель урока: проанализировать образ Васи, Валека, Маруси, Сони, отношения Васи с отцом.

Ι. Образовательные:

- формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;

- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: 

- развивать устную речь учащихся;

- развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

- развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: 

- воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

- воспитывать гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

3. Планируемые результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

  • личностные УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности; создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.В уроке отражены универсальные учебные действия.

Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».

4.Урок проводится в середине 2 четверти. Это второй по счету урок в изучении повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Усвоению нового материала предшествовало повторение материала об авторе, о сюжете произведения.

5. Учащиеся моего класса имеют хорошие учебные возможности. При планировании данного урока учтены возрастные особенности детей и реальные возможности учеников своего класса.

6. Тип урока соответствует его этапам:

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

III Актуализация знаний и фиксация затруднений.

IV Постановка учебной задачи.

V Открытие нового знания.

VI Итог урока.

VII Самостоятельная работа с проверкой.

VIII Информация о домашнем задании.

 IX Рефлексия.

7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовует временным рамкам.

Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулируется следующими технологиями:

  • информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;

  • технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;

  • здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности.

На уроке чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, использованы физминутки, работа в парах и группах, когда «слабый» ученик чувствует поддержку товарища(-ей), соблюдение временных рамок применения ТСО, учтена дозировка домашнего задания.

8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий использованы в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

9. Урок проводится в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствует эмоциональному подъёму учащихся.