Оноре́ де Бальза́к
Материалы к урокам литературы
Учителя Фелоненко О.В.
Оноре́ де Бальза́к — французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе. Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателя французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на прозу Диккенса, Достоевского, Золя, Фолкнера и других.
БИОГРАФИЯ
Мать Бальзака, урожденная
Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье .
Отец Бальзака -
Бернар Франсуа Бальзак.
Страница 1
Хронология жизни.
20 мая 1799 года - Оноре де Бальзак родился в г. Тур. в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa).Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города. Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была дочерью парижского торговца. Родители мало занимались сыном.
1807-1813 года — Бальзак обучался в Вандомском колледже, и именно здесь проявилась его любовь к литературе. Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил... В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства колледжа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.
1816—1819 — учился в Парижской школе права (вольный слушатель юридического факультета), одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе.
1814 год — переехал с отцом в Париж, учился в частных учреждениях.
Дом-музей Бальзака
(Maison de Balzac) в Париже.
Страница 2
1819 — получил диплом юриста, работал по специальности недолго, хотел писать. На семейном совете было решено дать ему два года для осуществления мечты
1821 Бальзак жил у Мансарде, начал первую неудачную попытку писать, это была трагедия в стихах «Кромвель». Семейный совет признает произведение никудышным и юноше отказывают в материальной помощи. За этим последовала полоса материальных невзгод. Писал и издавал под псевдонимами различные остросюжетные романы и кодексы светского поведения. Некоторые из них были изданы под псевдонимом Ораса де Сент-Обрена.
После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них.
В 1825—1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.
1829 год — вышел первый его роман «Шуаны»
1830 год — «Сцены частной жизни», роман «Эликсир долголетия»; повесть «Гобсек».
1831 год — пишет роман «Шагреневая кожа», начинает роман «Тридцатилетняя женщина». Он вел усердную трудовую жизнь, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.
В 1832, 1843, 1847 и 1848—1850 гг . Бальзак посещал Россию, Санкт-Петербург
В 1832 году познакомился с польской аристократкой Эвелиной Ганской (овдовевшей в 1842 году). Они переписывались 18 лет.
В 1834 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение — «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия».
Он написал ей 444 письма…
Костёл Св. Варвары в Бердичеве - место венчания Оноре де Бальзака и Эвелины
Эвелина Ганская
Усадьба Ганских .
Страница 3
По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды».
В 1847—1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне (ныне - село в Ружинском районе Житомирской области, Украина).
1840 год — свои произведения Бальзак объединил в эпопею «Человеческая комедия», где описаны все сословия тогдашней Франции, и не только городская жизнь, но и жизнь провинций и деревень.
С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в доме Титова на Миллионной улице, 16 в Санкт-Петербурге. В неоконченном «Письме о Киеве», частных письмах оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и др
В 1847, 1848 и 1850 гг. посещал Киев.
2 марта 1850 года венчается в городе Бердичеве с Эвелиной Ганской (с которой познакомился в 1832 году)
1847—1850 гг. жил с женой в Верховне (ныне — село в Ружинском районе Житомирской области, Украина).
4 августа 1850 года Оноре де Бальзак скончался. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез .
.
Книги писателя
Книги писателя
О творчестве
Оноре де Бальзака
Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт). Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии. «Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов. В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство ,
«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака
Часть 1. «Этюды о нравах». Сцены частной жизни.
Произведения: «Дом кошки,которая играет в мяч», «Бал в Со», «Супружеское согласие», «Гобсек», «Силуэт женщины», «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер», «Покинутая женщина», «Отец Горио», «Брачный контракт», «обедня безбожника», «Побочная семья».
Сцены провинциальной жизни. Произведения: «Евгения Гранде», Прославленный Годиссар», «Провинциальная муза», «Старая дева», «Пьеретта», «Жизнь холостяка», «Утраченные иллюзии».
Сцены парижской жизни. Произведения: «История тринадцати», «Блеск и нищета куртизанок», «Фачино Кане», «Деловой человек», «Принц богемы», «Кузина Бетта».
Сцены политической жизни. Произведения:
«Обратная сторона современной истории», «Темное дело»,
«Эпизоды времен реррора».
Сцены военной жизни. Произведения : «Шуаны», «Страсть в пустыне»
Сцены сельской жизни. Произведения: «Сельский врач», «Сельский священник», «Селяне».
Часть 2.»Философские этюды». Произведения: «Шагреневая кожа», «Прощенный Мельмот», «Неизвестный шедевр», «Проклятое дите», «Поиски абсолюта», «Прощай», «Палач», «Эликсир долголетия».
Часть 3.»Аналитические этюды». Произведения: «Философия брака», «Мелкие неприятности семейной жизни»
Бальзак стал первым автором, который отошел от субъективной оценки личности, воплощая в своих героях все недостатки и достоинства, которые были присущи обществу, а не отдельному человеку. Одним из самых известных произведений Бальзака, которые полюбились многим поколениям читателей, является повесть «Гобсек».
Анализ повести «Гобсе́к»
История создания повести
Над повестью "Гобсек" Бальзак работал сравнительно долго и особенно тщательно. Писатель настойчиво стремился достичь в ней художественного совершенства, убедительно и достоверно передать в образе ростовщика сущность современной ему эпохи. Об этом свидетельствуют три редакции повести, осуществленные писателем на протяжении 18 лет, и те изменения, которые он постоянно вносил в каждую новую ее редакцию. Первому варианту повести предшествовал очерк "Ростовщик", написанный Бальзаком для столичного журнала "Мода". Этот очерк впоследствии и стал первой главой повести, вышедшей в 1830 г. под названием "Опасности беспутства". Под этим названием повесть была включена писателем в цикл "Этюды нравов" (подраздел "Сцены частной жизни") - первую часть "Человеческой комедии". Уже в 1832 г. этот вариант повести был переведен на русский язык. В нем основное внимание было сосредоточено на безнравственной жизни французской аристократии, которой писатель противопоставляет духовное возрождение Гобсека: ростовщик отдает молодому Эрнесту де Ресто состояние, необходимое для женитьбы, за что мать Эрнеста - графиня де Ресто добивается для ростовщика дворянского звания, и, в конце концов, Гобсек отказывается от своей не очень благовидной практики и становится депутатом. В 1835 г. появляется новый вариант повести, но уже под названием "Папаша Гобсек". Как считают исследователи творчества писателя, это название было дано повести по аналогии с вышедшим на год раньше романом "Отец Горио". В новых исторических условиях, через пять лет после июльской революции, в обстановке ожесточенной борьбы за обогащение писатель переносит центр внимания читателей с аристократии на новых хозяев жизни. На первый план выступает ростовщик Гобсек. Вторая редакция повести заканчивалась описанием страшной кладовой умирающего ростовщика, а графиня де Ресто предстает перед читателями в качестве дочери отца Горио. Таким образом, два произведения оказались связанными как "разные варианты одной и той же темы о власти золота и его жертвах". Безжалостному Гобсеку и жаждущим роскоши аристократам Бальзак противопоставляет стряпчего Дервиля и швею Мальво, трудолюбивых и честных молодых людей, выходцев из простого народа. В 1848 г. Бальзак вновь возвращается к повести. Он снова изменяет ее название, отбрасывая слово "папаша", придающее образу главного героя добродушный оттенок. Теперь повесть называется кратко: "Гобсек". В этом окончательном варианте появляется рассказ о прошлом ростовщика и о том, как он сколотил свой капитал.
В основу повести "Гобсек" были положены жизненные наблюдения писателя, поэтому исследователи творчества Бальзака считают, что отдельные ее элементы носят автобиографический характер. Например, стряпчий Мервиль, в конторе которого, будучи студентом, работал Бальзак, послужил прототипом для героя повести "Гобсек" - нотариуса Дервиля. Работа писателя над образами повести свидетельствует о настойчивом стремлении романиста к развитию темы развращающего воздействия денег на существенные для общества стороны частной и общественной жизни. Художественное исследование Бальзака и сегодня поражает читателя богатством и драматизмом действия, рельефными образами, глубиной проникновения в тайны человеческой души и блеском художественной выразительности.
Повесть «Гобсек»- своеобразный краткий «путеводитель» по Франции 19-го века, в эпоху Империи, Реставрации и июльского правительства.
Тема произведения – изображение власти золота, денег в жизни людей . Исследовав проблему денег, Бальзак пришел к выводу, что деньги нужны человеку, чтобы жить, не думая о них, а занимаясь творчеством, делами и т.д. Недостаток средств приводит к падению морали, как у Максима де Трая. Неумение руководить своими потребностями приводит к расточительству, мотовству и трагедии. Большие деньги дают власть, но именно они порой забирают в плен жизнь людей, как это случилось с Гобсеком.
Гобсек-герой повести.
Цитаты Оноре де Бальзака о деньгах.
Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться.
. За каждым богатством кроется преступление.
Идея повести : деньги не виноваты,
поскольку они только условность,
придуманная людьми; важно - кто ними владеет и
с какой целью использует.
Действие происходит зимой в 1829-1830 гг.
Это Франция периода последних лет правления Бурбонов накануне Июльской буржуазной революции 1830 года.
Конфликт: чувства – разум, буржуазное общество – талантливая личность.
Характеристика произведения
Черты реализма
Черты романтизма
Историческая правдивость в описании жизни Франции
Одиночество главного героя
Точность деталей, детальное описание финансовых ситуаций
Прошлое героя - загадка
Типичность изображенных ситуаций, социально-бытовых характеристик героев
Гобсек – сильная и необычная личность
Грандиозные масштабы деятельности главного героя
Исключительный ум Гобсека
Романтическое мировосприятие главного героя
Композиция произведения
Состоит из трех частей
История рассказчика, адвоката Дервиля
История старого ростовщика Гобсека
История семьи де Ресто
Композиция повести настраивает читателя на восприятие описываемых событий как наблюдений, отрывков из большого эпического полотна, охватывающего жизнь сотен людей, с которыми произошло множество разнообразных историй. Повествование организовано по принципу «рассказ в рассказе» и ведется от лица наблюдателя, второстепенного участника событий – стряпчего Дервиля. Финал обрамляющего рассказа – истории любви Камиллы де Гранлье и Эрнеста де Ресто – остается открытым, и даже рассказ Дервиля о Гобсеке не имеет ни начала, ни конца: прошлое ростовщика окутано многозначительным туманом, а о судьбе его фантастических богатств не говорится вообще ничего.
Жанр – повесть.
Герои, система образов: адвокат и нотариус Дервиль,
ростовщик Гобсек, швея Фанни Мальво,
Анастази де Ресто,
ее муж – граф де Ресто, ее сын –
Эрнест де Ресто,
Максим де Трай, виконтесса де Гранлье
и ее дочь Камилла и другие.
Гобсе́к
Образ Гобсека. Имя не случайное, «говорящее», обозначает то, что является сущностью героя, в переводе – «живоглот».Он поглощал, собирал золото, а золото поглощало его.
Жан-Эстер ван Гобсек - персонаж 13 произведений "Человеческой комедии", главный герой одноименной повести, парижский ростовщик.
Гобсек - уроженец Антверпена, сын голландца и еврейки.
Гобсе́к
Кто такой ростовщик?
Ростовщик – характерная фигура для эпохи расцвета капиталистического общества, когда торговцу нужно перехватить большую сумму денег, чтобы не упустить выгодного товара, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные драгоценности, лишь бы поддержать привычный ему образ жизни, на который у него уже не хватает средств. Он надеется как-нибудь выкрутиться потом. К ростовщику обращался и бедняк, если ему завтра нечем кормить семью, а у него еще целы старые часы или обручальные кольца.
Вот почему ростовщик стал заметной фигурой не только в очерках, но и в романах XIX века у гениальных писателей этого времени – Пушкина, Бальзака, Диккенса, Достоевского.
Олицетворение
контрастов
Скупец
Философ
Имеет своеобразное
чувство справедливости
Деловой человек
Бессердечный,
бездушный
Романтик.
Загадочный
Умный
Скрытный,
одинокий
Гобсе́к
Педантичный,
замкнутый
Наблюдательный
человек
Властолюбивый
Ростовщик, играющий на человеческих слабостях
Хороший психолог
Черты характера
Жизненная философия Гобсека в цитатах
“ Золото – вот духовная ценность нынешнего общества”.
“ Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается, То, что в Париже считается пороком, за Азарскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны.. . всяческие наши нравственные правила и убеждения – пустые слова.. . Вот поживите с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото.»
«Власть и удовольствие – разве не основы нашего нового социального уклада?»
«Что такое жизнь? Машина, которую приводят в движение деньги».
«Самое долгое тщеславие – это наше «я».
«Лучше самому притеснять, чем позволить, чтобы тебя притесняли».
«Счастье либо в сильных эмоциях, которые подтачивают нашу жизнь, либо в размеренных занятиях».
«Я владею миром…. А мир не имеет надо мной ни малейшей власти».
«Я читаю в сердцах, от меня ничто не спрячется».
« Я достаточно богат, чтобы покупать
человеческую совесть ».
Вывод: жизнь Гобсека- это трагедия не отдельно взятого человека, а целой системы; его пример подтверждает известное утверждение, что «не в деньгах счастье». Оноре де Бальзак показал, к чему может привести ярое поклонение монетам и возможности с их помощью владеть миром.
Значение образа Гобсека: это обобщающий образ своего времени, символизирующий мир морального разложения, где власть принадлежит деньгам, где люди теряют человеческий облик.
Ему противостоят образы чистых, благородных и честных людей трудовых профессий: Фанни Мальво и Дервиль
Кадры из фильма
20.05.1799
Он никогда не ждал вдохновения. Он был писателем-трудоголиком, работал по 12-14 часов. В огромных количествах употреблял кофе, который сам для себя готовил. Его произведения это не благосклонность музы, а упорные исследования человеческой натуры, психологии общества, его быта и культуры. Он сам в предисловии к «Человеческой комедии» проводит параллель между развитием животного мира и мира людей, отмечает, что становление личности и особенности развития во многом зависят от окружения и воспитания.
18.08.1850
Задания.
1. Заполните таблицу «Персонажи повести».
Положительные
Нейтральные
Противоречивые
Отрицательные
2. Назовите романтические и реалистические черты характера Гобсека.
Романтические
Реалистические
3.Напишите эссе на одну из тем:
«Жизненная философия Гобсека»,
«Губительная власть денег», «Женские образы в повести».
Желаю
Всем
удачи и мира!