СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам по творчеству А.С.Пушкина "Друзья мои, прекрасен наш союз!"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о лтцейских годах в жизни Пушкина, о его близких друзьях этого периода творчества

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам по творчеству А.С.Пушкина "Друзья мои, прекрасен наш союз!"»

«Друзья мои, прекрасен наш союз…» «…Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного, нежели дружба и свобода…»  А.С.Пушкин.  Из письма П.А.Осиповой. 1825 г.

«Друзья мои, прекрасен наш союз…»

«…Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного, нежели дружба и свобода…»

А.С.Пушкин.

Из письма П.А.Осиповой. 1825 г.

Царскосельский лицей был основан Указом императора Александра I и находился под его патронажем. В течение шести лет здесь воспитывались будущие государственники, чиновники высшего уровня. Одним из главных принципов воспитания лицеистов был выбран принцип служения народу и Отечеству.
  • Царскосельский лицей был основан Указом императора Александра I и находился под его патронажем. В течение шести лет здесь воспитывались будущие государственники, чиновники высшего уровня. Одним из главных принципов воспитания лицеистов был выбран принцип служения народу и Отечеству.
В Царс кое  село набирали мальчиков 10-12 лет. В правилах о приеме было записано: прежде чем попасть в списки избранных, дети должны быть представлены лично министру народного просвещения, и, кроме того, пройти ряд экзаменов. В объявлении к 55-му номеру

В Царс кое село набирали мальчиков 10-12 лет. В правилах о приеме было записано: прежде чем попасть в списки избранных, дети должны быть представлены лично министру народного просвещения, и, кроме того, пройти ряд экзаменов.

В объявлении к 55-му номеру "Санкт-Петербургских ведомостей", который вышел в июле 1811 года, было написано: "вступающие в лицей должны иметь некоторое грамматическое познание российского и французского либо немецкого языков, знание арифметики, по крайней мере, до тройного правила, понятие об общих свойствах тела".

В первый набор вошли 29 мальчиков, в их числе Александр Горчаков и Сергей Ломоносов, Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбеккер, Михаил Лукьянов и Константин Данзас. Был среди них и Иван Пущин, ставший впоследствии одним из самых близких друзей Александра Пушкина. В лицее мальчиков поселили в соседних комнатах – у Пущина была за номером 13, у Пушкина – 14-я.

Осенью 1811 года 12-ти летний Александр Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, только что возникшее закрытое дворянское учебное заведение нового типа. Пушкин попал в число учеников Лицея благодаря связям Сергея Львовича и Василия Львовича. Немалое содействие оказал при этом А. И. Тургенев.

Осенью 1811 года 12-ти летний Александр Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, только что возникшее закрытое дворянское учебное заведение нового типа. Пушкин попал в число учеников Лицея благодаря связям Сергея Львовича и Василия Львовича. Немалое содействие оказал при этом А. И. Тургенев.

На стенах классных комнат висели

На стенах классных комнат висели "Правила поведения воспитанников": лицеисты должны были подниматься в шесть утра, молиться, завтракать, после начиналась учеба. В общей сложности на занятия уходило около семи часов в сутки.

Распорядок дня лицеистов

Распорядок дня лицеистов:   6 утра подъём по звонку. 7 до 9 часов – класс (учебные занятия) В 9 часов чай с белой булкой (никаких завтраков!) С 9 до 10 часов — первая прогулка (хорошо гулялось летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки») С 10 до 12 часов – класс. С 12 до 1 часу – вторая прогулка. В 1 час – обед из трёх блюд. С 2 до 3 часов – чистописание или рисование. С 3 до 5 – класс. В 5 часов – чай С 5 до 6 часов – 3-я прогулка. С 6 до половины 9-го – повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих. В половине 9-го – ужин. После ужина до 10 часов – отдых, развлечения. В 10 часов – сон.

Распорядок дня лицеистов:

  • 6 утра подъём по звонку.
  • 7 до 9 часов – класс (учебные занятия)
  • В 9 часов чай с белой булкой (никаких завтраков!)
  • С 9 до 10 часов — первая прогулка (хорошо гулялось летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки»)
  • С 10 до 12 часов – класс.
  • С 12 до 1 часу – вторая прогулка.
  • В 1 час – обед из трёх блюд.
  • С 2 до 3 часов – чистописание или рисование.
  • С 3 до 5 – класс.
  • В 5 часов – чай
  • С 5 до 6 часов – 3-я прогулка.
  • С 6 до половины 9-го – повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих.
  • В половине 9-го – ужин.
  • После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.
  • В 10 часов – сон.
Малиновский Василий Федорович. 1765 – 1814 Дипломат, учёный-просветитель, педагог. Первый  директор Царскосельского Лицея (1811 – 1814)

Малиновский Василий Федорович. 1765 – 1814

Дипломат, учёный-просветитель, педагог.

Первый директор Царскосельского Лицея (1811 – 1814)

Малиновский решал не только организационные вопросы, его волновал и педагогический штат Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться: ведь Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни.

Малиновский решал не только организационные вопросы, его волновал и педагогический штат Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться: ведь Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император.

Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни.

На празднование торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына.

На празднование торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына.

В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября Пушкин скажет о речи Куницына:   Вы помните, когда возник Лицей, В своей речи Куницын призывал превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа».   И царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын   Приветствием меж царственных гостей…..

В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября Пушкин скажет о речи Куницына:

  • Вы помните, когда возник Лицей,

В своей речи Куницын призывал превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа».

 

  • И царь для нас открыл чертог царицын,
  • И мы пришли. И встретил нас Куницын

 

  • Приветствием меж царственных гостей…..
Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не возвратит мысль сея вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Куницыну выразил признательность поэт и в стихах «19-е октября 1825». Куницыну дар сердца и вина:  Он создал нас, он воспитал наш пламень;  Поставлен им краеугольный камень,  Им чистая лампада зажжена.
  • Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не возвратит мысль сея вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».

Куницыну выразил признательность поэт и в стихах «19-е октября 1825».

  • Куницыну дар сердца и вина:
  • Он создал нас, он воспитал наш пламень;
  • Поставлен им краеугольный камень,
  • Им чистая лампада зажжена.
Императорский лицей просуществовал в Царском селе до 1843 года. За 33 года его выпускниками стали 286 человек. Многие из них пополнили ряды чиновной знати: стали министрами, сенаторами. Некоторые стали известны в научных кругах. Историческую славу этой школе принесли, прежде всего, выпускники 1817 года, в числе которых декабристы Кюхельбекер и Пущин, поэт Дельвиг, дипломат Горчаков и полярный исследователь Матюшкин. Но на весь мир Царскосельский лицей прославил Александр Пушкин.

Императорский лицей просуществовал в Царском селе до 1843 года. За 33 года его выпускниками стали 286 человек. Многие из них пополнили ряды чиновной знати: стали министрами, сенаторами. Некоторые стали известны в научных кругах. Историческую славу этой школе принесли, прежде всего, выпускники 1817 года, в числе которых декабристы Кюхельбекер и Пущин, поэт Дельвиг, дипломат Горчаков и полярный исследователь Матюшкин. Но на весь мир Царскосельский лицей прославил Александр Пушкин.

Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. На первый курс было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей.

Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. На первый курс было принято тридцать человек.

Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей.

В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано”, Вильгельм Карлович Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин - “Француз”, «Обезьяна», Данзас – «Медведь», Антон Дельвиг – «Тося».

В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано”, Вильгельм Карлович Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин - “Француз”, «Обезьяна», Данзас – «Медведь», Антон Дельвиг – «Тося».

На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной. На ней был матрац с бумазейным одеялом и полупуховой подушкой, принадлежность постели составляли ночной колпак и туфли. У каждого воспитанника была отдельная комната.

На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной. На ней был матрац с бумазейным одеялом и полупуховой подушкой, принадлежность постели составляли ночной колпак и туфли. У каждого воспитанника была отдельная комната.

В лицее все было направлено на развитие умственных способностей учащихся.

В лицее все было направлено на развитие умственных способностей учащихся.

И.И. Пущин подчеркивал: «Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать…»

И.И. Пущин подчеркивал: «Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали,

все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать…»

Нигде так явно не проявилось величие личности Пушкина, как в его отношении с друзьями. У него был особый дар, особый талант на дружбу… Но преданную и самоотверженную дружбу поэт изображает только в лирических обращениях к лицейским товарищам.

Нигде так явно не проявилось величие личности Пушкина, как в его отношении с друзьями.

У него был особый дар, особый талант на дружбу…

Но преданную и самоотверженную дружбу поэт изображает только в лирических обращениях к лицейским товарищам.

«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз»  А.С.Пушкин, «19 октября».  1825 г.
  • «Друзья мои, прекрасен наш союз!
  • Он как душа неразделим и вечен –
  • Неколебим, свободен и беспечен,
  • Срастался он под сенью дружных муз»

А.С.Пушкин, «19 октября».

1825 г.

Работа выполнена  ученицей 9-А класса ош№69  Ветряк Анастасией

Работа выполнена ученицей 9-А класса ош№69 Ветряк Анастасией