СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам "Тире между подлежащим и сказуемым" и "Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть полезна при освоении тем "Тире между подлежащим и сказуемым" и "Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым". 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам "Тире между подлежащим и сказуемым" и "Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым"»

Урок 1

Урок 1

Проанализируйте следующие предложения: 1. Спишите предложения. 2. Выделите в них грамматические основы. 3. Подумайте, какой знак препинания может быть пропущен в данных предложениях. В жаркий день дождь радость Длина трубы тридцать пять метров Поздно встать день потерять Курить здоровью вредить Моя мама бухгалтер Метафора это скрытое сравнение

Проанализируйте следующие предложения:

1. Спишите предложения.

2. Выделите в них грамматические основы.

3. Подумайте, какой знак препинания может быть пропущен в данных предложениях.

  • В жаркий день дождь радость
  • Длина трубы тридцать пять метров
  • Поздно встать день потерять
  • Курить здоровью вредить
  • Моя мама бухгалтер
  • Метафора это скрытое сравнение
Тема урока:  Тире между подлежащим и сказуемым

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым

В каких случаях тире ставится? 1. Подлежащее и сказуемое выражены _________ в _____ падеже. Моя сестра – известная оперная певица. 2. Если подлежащее и сказуемое (или только один главный член) выражены __________ или словосочетанием с _____________. Пять на пять – двадцать пять. 3. Если подлежащее и сказуемое (или только один главный член) выражены __________. Моя цель – помогать людям. 4. Если один из главных членов предложения является _____. Пирожки – пальчики оближешь. 5. Если сказуемое присоединяется к подлежащему словами _________. Чтение – вот лучшее учение.

В каких случаях тире ставится?

1. Подлежащее и сказуемое выражены _________ в _____ падеже.

Моя сестра – известная оперная певица.

2. Если подлежащее и сказуемое (или только один главный член) выражены __________ или словосочетанием с _____________.

Пять на пять – двадцать пять.

3. Если подлежащее и сказуемое (или только один главный член) выражены __________.

Моя цель – помогать людям.

4. Если один из главных членов предложения является _____.

Пирожки – пальчики оближешь.

5. Если сказуемое присоединяется к подлежащему словами _________.

Чтение – вот лучшее учение.

Рекомендации к работе со слайдом 4 На слайде 4 предлагаем учащимся списать предложения из второй колонки в тетрадь, выделить в них грамматические основы и подписать части речи, которыми выражены главные члены предложения. На основании этой работы заполнить пропуски в первой колонке.

Рекомендации к работе со слайдом 4

На слайде 4 предлагаем учащимся списать предложения из второй колонки в тетрадь, выделить в них грамматические основы и подписать части речи, которыми выражены главные члены предложения. На основании этой работы заполнить пропуски в первой колонке.

В каких случаях тире ставится? 1. Подлежащее и сказуемое выражены существительными в Именительном падеже. Моя сестра – известная оперная певица . 2. Если подлежащее и сказуемое (или только один главный член) выражены числительным или словосочетанием с числительным. Пять на пять – двадцать пять . 3. Если подлежащее и сказуемое (или только один главный член) выражены инфинитивом. Моя цель – помогать людям. 4. Если один из главных членов предложения является фразеологизмом. Пирожки – пальчики оближешь . 5. Если сказуемое присоединяется к подлежащему словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ . Чтение – вот лучшее учение . Чтение – это моё любимое занятие .

В каких случаях тире ставится?

1. Подлежащее и сказуемое выражены существительными в Именительном падеже.

Моя сестра – известная оперная певица .

2. Если подлежащее и сказуемое (или только один главный член) выражены числительным или словосочетанием с числительным.

Пять на пятьдвадцать пять .

3. Если подлежащее и сказуемое (или только один главный член) выражены инфинитивом.

Моя цельпомогать людям.

4. Если один из главных членов предложения является фразеологизмом.

Пирожкипальчики оближешь .

5. Если сказуемое присоединяется к подлежащему словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ .

Чтение – вот лучшее учение .

Чтение – это моё любимое занятие .

Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире. 1. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.  (И.Тургенев)  2. Воспоминанья – старцев мед.  (А.Марков)  3. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение.  (С.Наровчатов)  4. Придумать радости умей, коль их на самом деле нету! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа.  (А.Марков)  5. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание . (Д.Минаев)

Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.  (И.Тургенев) 2. Воспоминанья – старцев мед.  (А.Марков) 3. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение.  (С.Наровчатов) 4. Придумать радости умей, коль их на самом деле нету! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа.  (А.Марков) 5. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание . (Д.Минаев)

Алгоритм анализа предложения Найдите главные члены предложения 1  . Определите, какими частями речи они выражены 2  Проверьте, есть ли слова это, вот 3  Поставьте тире, если это требуется 4

Алгоритм анализа предложения

Найдите главные члены предложения

1

.

Определите, какими частями речи они выражены

2

Проверьте, есть ли слова это, вот

3

Поставьте тире, если это требуется

4

Спишите предложения. Графически объясните постановку знаков препинания 1. Равн…душие это п…ралич… души, преждевреме..ая смерть.  (А.Чехов)  2. Ах, красота это страш..ная сила!..  (С.Надсон)  3. Высшая и самая хар..ктерная черта нашего народа  это чу…ство спр…ведливости и жажда ее.  (Ф.Достоевский) 4. (Б/б)ольшая (М/м)едведица это семь ярких звёзд.

Спишите предложения. Графически объясните постановку знаков препинания

1. Равн…душие это п…ралич… души, преждевреме..ая смерть.  (А.Чехов) 2. Ах, красота это страш..ная сила!..  (С.Надсон) 3. Высшая и самая хар..ктерная черта нашего народа  это чу…ство спр…ведливости и жажда ее.  (Ф.Достоевский)

4. (Б/б)ольшая (М/м)едведица это семь ярких звёзд.

Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания. 1 вариант 2 вариант Родиться на свет самая простая штука но прожить на свете это уже очень трудно. (Д.Писарев) Глупое это дело молодость провожать. (Н.Старшинов) Правда это победа совести в человеке. (М.Пришвин) Общая протяженность перевала восемь километров. (В.Закруткин) Жить значит чувствовать и мыслить страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь смерть. (В.Белинский) Смелость жизненная энергия души. (К.Ушинский)

Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания.

1 вариант

2 вариант

  • Родиться на свет самая простая штука но прожить на свете это уже очень трудно. (Д.Писарев)
  • Глупое это дело молодость провожать. (Н.Старшинов)
  • Правда это победа совести в человеке. (М.Пришвин)
  • Общая протяженность перевала восемь километров. (В.Закруткин)
  • Жить значит чувствовать и мыслить страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь смерть. (В.Белинский)
  • Смелость жизненная энергия души. (К.Ушинский)
Проверьте себя! 1 вариант 2 вариант Родиться на свет - самая простая штука, но прожить на свете - это уже очень трудно. (Д.Писарев) Глупое это дело - молодость провожать. (Н.Старшинов) Правда - это победа совести в человеке. (М.Пришвин) Общая протяженность перевала - восемь километров. (В.Закруткин) Жить - значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь - смерть. (В.Белинский) Смелость - жизненная энергия души. (К.Ушинский)

Проверьте себя!

1 вариант

2 вариант

  • Родиться на свет - самая простая штука, но прожить на свете - это уже очень трудно. (Д.Писарев)
  • Глупое это дело - молодость провожать. (Н.Старшинов)
  • Правда - это победа совести в человеке. (М.Пришвин)
  • Общая протяженность перевала - восемь километров. (В.Закруткин)
  • Жить - значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь - смерть. (В.Белинский)
  • Смелость - жизненная энергия души. (К.Ушинский)
Урок 2

Урок 2

Сравните представленные предложения Марина и Алексей – ваши друзья. Кит – млекопитающее Лес – старый друг мой Родник – это начало реки Мы ваши друзья. Кит не рыба, а млекопитающее Лес точно старый друг Родник лишь начало реки

Сравните представленные предложения

  • Марина и Алексей – ваши друзья.
  • Кит – млекопитающее
  • Лес – старый друг мой
  • Родник – это начало реки
  • Мы ваши друзья.
  • Кит не рыба, а млекопитающее
  • Лес точно старый друг
  • Родник лишь начало реки
Рекомендации к работе со слайдом 13 Работу со слайдом 13 можно организовать следующим образом: попросить двух учащихся выделить грамматические основы прямо на слайде (если оборудование позволяет это), а после провести попарный сравнительный анализ. Ребята должны выделить РАЗЛИЧИЯ в предложениях в каждой паре.

Рекомендации к работе со слайдом 13

  • Работу со слайдом 13 можно организовать следующим образом: попросить двух учащихся выделить грамматические основы прямо на слайде (если оборудование позволяет это), а после провести попарный сравнительный анализ. Ребята должны выделить РАЗЛИЧИЯ в предложениях в каждой паре.
В каких случаях тире не ставится?

В каких случаях тире не ставится?

Тема урока:  Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым

Тема урока: Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым

Тире не ставится, если: Подлежащее выражено личным, указательным или вопросительным местоимением: Ты моя подруга. Если перед сказуемым-существительным стоит отрицание НЕ: Одна беда еще не беда. Если сказуемое выражено оборотом со сравнительным союзом КАК, СЛОВНО, ТОЧНО и т.п: Лес точно терем расписной. Если между подлежащим и сказуемым-существительным стоит дополнение, вводное слово, а также союз или частица ТОЛЬКО, ЛИШЬ:  Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист. Если сказуемое выражено прилагательным или причастием:  Тропа заснеженная.

Тире не ставится, если:

  • Подлежащее выражено личным, указательным или вопросительным местоимением: Ты моя подруга.
  • Если перед сказуемым-существительным стоит отрицание НЕ: Одна беда еще не беда.
  • Если сказуемое выражено оборотом со сравнительным союзом КАК, СЛОВНО, ТОЧНО и т.п: Лес точно терем расписной.
  • Если между подлежащим и сказуемым-существительным стоит дополнение, вводное слово, а также союз или частица ТОЛЬКО, ЛИШЬ: Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.
  • Если сказуемое выражено прилагательным или причастием: Тропа заснеженная.
Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае. 1. Природа словно родина всех талантов, начиная от... солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 3. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 4. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский).

Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Природа словно родина всех талантов, начиная от... солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин).

2. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький).

3. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский).

4. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский).

Перепишите, расставляя, где необходимо, знаки препинания. 1. Поговорка цветочек пословица ягодка.  (Пословица)  2. Лгать самому себе для своей выгоды подделка лгать для другого подлог лгать для того, чтобы повредить, клевета.  (Ж.-Ж. Руссо)  3. Конный пешему не товарищ.  (Пословица)  4. «Раны Армении» это не книга не бумага и чернила не взвешенные и расставленные друг за другом буквы это вихрь вулкан, извергнувшийся из души разорвавший все цепи в глубине сердца.  (А.Исаакян)  6. Стройка моя держава а я президент кирпичей.  (В.Гончаренко) 7. Море чудесное, синее и нежное (Чехов).  8. Радость веточка зеленая горе это головня. Радость часть моя исконная горе тоже часть меня.  (К.Кулиев) 9. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин).  10. Жизнь не зрелище и не праздник жизнь трудное занятие.  (Д.Сантаяна)  11. Не быть любимым это всего лишь неудача не любить вот несчастье.  (А.Камю)  12. Человек это солнце чувства его планеты.  (Новалис)

Перепишите, расставляя, где необходимо, знаки препинания.

1. Поговорка цветочек пословица ягодка.  (Пословица) 2. Лгать самому себе для своей выгоды подделка лгать для другого подлог лгать для того, чтобы повредить, клевета.  (Ж.-Ж. Руссо) 3. Конный пешему не товарищ.  (Пословица) 4. «Раны Армении» это не книга не бумага и чернила не взвешенные и расставленные друг за другом буквы это вихрь вулкан, извергнувшийся из души разорвавший все цепи в глубине сердца.  (А.Исаакян) 6. Стройка моя держава а я президент кирпичей.  (В.Гончаренко)

7. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 8. Радость веточка зеленая горе это головня. Радость часть моя исконная горе тоже часть меня.  (К.Кулиев)

9. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин). 10. Жизнь не зрелище и не праздник жизнь трудное занятие.  (Д.Сантаяна) 11. Не быть любимым это всего лишь неудача не любить вот несчастье.  (А.Камю) 12. Человек это солнце чувства его планеты.  (Новалис)

Домашнее задание Представьте себя авторами учебника по русскому языку. Вам нужно подобрать материал для упражнений по темам «Постановка тире между подлежащим и сказуемым» и «Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым» (не менее 5 предложений на каждую тему). Фон для презентации взят с сайта Бесплатные шаблоны презентаций Powerpoint (powerpointbase.com)

Домашнее задание

  • Представьте себя авторами учебника по русскому языку. Вам нужно подобрать материал для упражнений по темам «Постановка тире между подлежащим и сказуемым» и «Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым» (не менее 5 предложений на каждую тему).

Фон для презентации взят с сайта Бесплатные шаблоны презентаций Powerpoint (powerpointbase.com)