Формирование читательской грамотности
Кого можно назвать « грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
- понимать письменные тексты
- рефлексировать
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
4 группы читательских умений :
- 1) поиск информации, заданной в явном виде;
- 2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте;
- 3) интерпретация и обобщение информации;
- 4) оценка содержания, языка и структуры текста.
Первая группа заданий
направлены на проверку:
1) общего понимания содержания прочитанного текста;
2) умения находить информацию, заданную в явном виде;
3) определения времени и места действия;
4) значения слова или фразы.
Вторая группа
Эта группа заданий направлена на проверку следующих умений:
1) извлечь из текста информацию, данную в неявном виде;
2) сформулировать на основе прочитанного несложные выводы;
3) установить взаимосвязь между событиями.
Третья группа заданий
направлена на проверку:
1) понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности;
2) осознания последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста;
3) понимания жанровых особенностей текста.
Четвёртая группа заданий
(высокий уровень сложности)
направлена на проверку:
1) умения понимать общий смысл текста;
2) определять авторский замысел и основные черты характера главного героя;
3) приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя;
4) определять главную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.
Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:
1 . Проверка умения извлечь фактическую информацию , т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.
2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте.
3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста (авторской идеи) и способов её выражения
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают педагогические технологии.
В УМК на уроках литературного чтения ведущей является технологи
формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Второй этап: работа во время чтения текста:
После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.
При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения:
коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные
Формы работы с литературными произведениями
- проблемно-поисковые ситуации;
- беседы-дискуссии (учащиеся сами задают вопросы по содержанию прочитанного);
- прием устного словесного рисования;
- словарная работа;
- чтение с элементами драматизации;
- создание рисованных «диафильмов».
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений.
Поиск информации, заданной в явном виде:
- Найти конкретные сведения;
- Найти значение слова и фразы;
- Определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
- Определить время и место действия рассказа.
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
- установить связь между событиями;
- понимать какое существительное заменит местоимение, встретившееся в тексте;
- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
- выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов
Интерпретация и обобщение информации
-распознать общую идею или тему текста;
-описывать отношения между героями;
-сравнивать и противопоставлять информацию, полученную из текста;
-понимать настроение и общий тон рассказа;
-находить практическое применение информации из текста( составление таблиц, диаграмм)
Оценка содержания, языка и структуры текста
-оценивать правдоподобность описанных событий;
-описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
-оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
-определять отношения автора к основной теме текста.
Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе учащийся должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока .