СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для изучения теоретического материала

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку»

Формирование читательской грамотности

Формирование читательской грамотности

Кого можно назвать  « грамотным читателем»? Грамотность чтения – это способность понимать  письменные тексты рефлексировать   - размышлять над содержанием  - оценивать прочитанное  - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Кого можно назвать « грамотным читателем»?

Грамотность чтения – это способность

  • понимать письменные тексты
  • рефлексировать

- размышлять над содержанием

- оценивать прочитанное

- излагать свои мысли о прочитанном

  • использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
4 группы читательских умений : 1) поиск информации, заданной в явном виде;  2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте; 3) интерпретация и обобщение информации;  4) оценка содержания, языка и структуры текста.

4 группы читательских умений :

  • 1) поиск информации, заданной в явном виде;
  • 2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте;
  • 3) интерпретация и обобщение информации;
  • 4) оценка содержания, языка и структуры текста.
Первая группа заданий направлены на проверку:  1) общего понимания содержания прочитанного текста; 2) умения находить информацию, заданную в явном виде; 3) определения времени и места действия; 4) значения слова или фразы.

Первая группа заданий

направлены на проверку:

1) общего понимания содержания прочитанного текста;

2) умения находить информацию, заданную в явном виде;

3) определения времени и места действия;

4) значения слова или фразы.

Вторая группа  Эта группа заданий направлена на проверку следующих умений:  1) извлечь из текста информацию, данную в неявном виде;  2) сформулировать на основе прочитанного несложные выводы; 3) установить взаимосвязь между событиями.

Вторая группа

Эта группа заданий направлена на проверку следующих умений:

1) извлечь из текста информацию, данную в неявном виде;

2) сформулировать на основе прочитанного несложные выводы;

3) установить взаимосвязь между событиями.

Третья группа заданий направлена на проверку: 1) понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности;  2) осознания последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста; 3) понимания жанровых особенностей текста.

Третья группа заданий

направлена на проверку:

1) понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности;

2) осознания последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста;

3) понимания жанровых особенностей текста.

Четвёртая группа заданий (высокий уровень сложности) направлена на проверку: 1) умения понимать общий смысл текста; 2) определять авторский замысел и основные черты характера главного героя; 3) приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя; 4) определять главную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.

Четвёртая группа заданий

(высокий уровень сложности)

направлена на проверку:

1) умения понимать общий смысл текста;

2) определять авторский замысел и основные черты характера главного героя;

3) приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя;

4) определять главную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.

Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры: 1 . Проверка умения извлечь фактическую информацию , т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте. 2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте. 3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста (авторской идеи) и способов её выражения

Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:

1 . Проверка умения извлечь фактическую информацию , т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.

2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте.

3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста (авторской идеи) и способов её выражения

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают педагогические технологии. В УМК на уроках литературного чтения ведущей является технологи формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Второй этап: работа во время чтения текста: После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного. При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение. Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями. Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают педагогические технологии.

В УМК на уроках литературного чтения ведущей является технологи

формирования типа правильной читательской деятельности.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста:

После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.

При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения:

коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.

Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные

Формы работы с литературными произведениями проблемно-поисковые ситуации; беседы-дискуссии (учащиеся сами задают вопросы по содержанию прочитанного);  прием устного словесного рисования; словарная работа;  чтение с элементами драматизации; создание рисованных «диафильмов».

Формы работы с литературными произведениями

  • проблемно-поисковые ситуации;
  • беседы-дискуссии (учащиеся сами задают вопросы по содержанию прочитанного);
  • прием устного словесного рисования;
  • словарная работа;
  • чтение с элементами драматизации;
  • создание рисованных «диафильмов».
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений. Поиск информации, заданной в явном виде: Найти конкретные сведения; Найти значение слова и фразы; Определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; Определить время и место действия рассказа.

Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений.

Поиск информации, заданной в явном виде:

  • Найти конкретные сведения;
  • Найти значение слова и фразы;
  • Определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
  • Определить время и место действия рассказа.
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:   установить связь между событиями; понимать какое существительное заменит местоимение, встретившееся в тексте; понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

  • установить связь между событиями;
  • понимать какое существительное заменит местоимение, встретившееся в тексте;
  • понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
  • выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов
Интерпретация и обобщение информации -распознать общую идею или тему текста; -описывать отношения между героями; -сравнивать и противопоставлять информацию, полученную из текста; -понимать настроение и общий тон рассказа; -находить практическое применение информации из текста( составление таблиц, диаграмм)

Интерпретация и обобщение информации

-распознать общую идею или тему текста;

-описывать отношения между героями;

-сравнивать и противопоставлять информацию, полученную из текста;

-понимать настроение и общий тон рассказа;

-находить практическое применение информации из текста( составление таблиц, диаграмм)

Оценка содержания, языка и структуры текста -оценивать правдоподобность описанных событий; -описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; -оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте; -определять отношения автора к основной теме текста.

Оценка содержания, языка и структуры текста

-оценивать правдоподобность описанных событий;

-описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;

-оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;

-определять отношения автора к основной теме текста.

 Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе учащийся должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока .

Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе учащийся должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!