Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку 3»
Песни
о Степане Разине.
20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века.
Проверим домашнее задание
20-е годы XVII - начало XVIII века
Название песен
«Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», песни о Смоленске, песни о взятии Азова
Идеи
Мысль о единении Русской земли в много-численных песнях о Смоленске
Особенности изображения персонажей
Степан Разин — сильный атаман, человек вольный, независимый. Наделен исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью
Художественные особенности
Песни более короткие, стремительные, лиричные
Разин Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671.
Разин. Фрагмент немецкой гравюры. 1671 г.
Степана и Флора Разиных ведут на казнь. Гравюра из английского издания. 1672 г.
Е. Савельев. Степан Разин и его эпоха
СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ
Песня солдатская — тематическая группа внеобрядовых лирических и лиро-эпических песен социального содержания. Солдатские песни начали создаваться с конца XVII века, когда Петр I ввел обязательную воинскую службу, сначала пожизненную, а затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими, изображая войны XVIII—XIX веков, в которых участвовала Россия.
Солдатские песни
Название песен
«Солдаты освобождают Смоленск»
Идеи
Победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года
Особенности изображения персонажей
Суворов и Потемкин, Кутузов и Платов – персонажи песен
Художественные особенности
Воссоздание многочисленных деталей, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка
А. Е. Коцебу. «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года» (1846)
Петер фон Гесс. Переправа через Березину