Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки"»
Урок музыки в 7 классе.
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ Инструментальной музыки. «Корчерто Гроссо» А. Шнитке.
Повторим каждый термин:
- Сюита - это крупное музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес (обычно более 4), которые объединены общим сюжетом, названием.
- Инструментальный концерт – это музыкальное произведение в исполнении которого принимают участие солисты и оркестр: виртуозная игра солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра.
- Соната – многочастное циклическое произведение, состоящее из трёх или четырёх частей, предназначенное для одного или двух инструментов.
- Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 3-4 частей разных по звучанию, но объединенных одной темой.
Альфред Гарриевич Шнитке(1934-1998 )
- Альфре́д Га́рриевич Шни́тке
- Советский композитор, педагог и музыковед.
- Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.
Музыка композитора - это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий от XVIII до XX века. Свободное совмещение старого и нового – особенность его музыки.
Привлечение музыкальных цитат, полистилистика ( намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений) свойственны
А. Шнитке.
Благодаря этому обращение к музыке этого композитора расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры.
«Кончерто гроссо» А. Шнитке
- Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра
- А. Шнитке имеет старинное название «Concerto grosso» (в переводе с итал. – большой концерт). В этом концерте взаимоотношения между солистами и оркестром такие же, как в старинных инструментальных концертах Баха и Вивальди. Партии солистов не довлеют над оркестром, а подчинены какому-то высшему порядку,, высшим взаимоотношениям с оркестром.
Concerto Grosso № 1 op. 119 — музыкальное произведение Альфреда Шнитке, написанное в 1977 году. Состав — 2 скрипки, клавесин, подготовленное фортепиано и струнный оркестр. Концерт написан в технике полистилистики. Музыкальный материал Concerto Grosso использован композитором в работе над кинофильмами. Например, танго прозвучало в фильме «Агония» главные темы Прелюдии и Рондо — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил,заключительные такты Каденции — в мультфильме «Бабочка», в третьей части — тема из фильма «Восхождение».
Первая тема – Прелюдия (от лат - игра) короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы .
- Первая тема, исполняемая на подготовленном рояле (между струнами зажимаются монеты), взята из картины А. Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Там была колядовая песня в звучании детских голосов: «О человек, недолог твой век, печален и смертною скорбью жален. Будь милосерден, к добру усерден, за муки телесные в кущи небесные примет тебя Господь». Из фильма колядка потом выпала. А саму музыкальную тему («на разбитом пианино»), словно хриплую музыку часов, Шнитке провел через все Concerto grosso в качестве фатального рефрена (определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения.)
Вторая тема – токката ( с итал. - трогать) виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении .
Во второй части, возглавляемой быстрой темой ala Вивальди, проводятся другие темы из того же «Арапа»
В третьей части (Речитатив) — серьёзной, наполненной интонациями плача, скорби,— претворена музыка из фильма «Восхождение» Л. Шепитько. При переходе к пятой части вступает кружащаяся тема из мультфильма А. Хржановского «Бабочка» (Каденция). В ту же пятую часть инкрустируется шокирующее танго из «Агонии» (Рондо).
Домашнее задание
- Прослушать 5-ю часть (РОНДО) из концерта Альфреда Шнитке и поделитесь своими впечатлениями.