СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по музыке в 7 классе "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с циклическими  формами  инструментальной музыки. «Кончерто гроссо». «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по музыке в 7 классе "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке"»

«Искусство обладает удивительным качеством - воскрешать прошлое, показывать завтрашнее… Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлое и ни забегало в будущее, оно принадлежит своему времени».  А. Дейнека.

«Искусство обладает удивительным качеством - воскрешать прошлое, показывать завтрашнее…

Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлое и ни забегало в будущее, оно принадлежит своему времени».

А. Дейнека.

Циклические формы инструментальной музыки

Циклические формы инструментальной музыки

Сегодня мы познакомимся с циклическими формами инструментальной музыки. Цикл - процесс, совершающий законченный круг развития в течение какого-то промежутка времени.

Сегодня мы познакомимся с

циклическими формами инструментальной музыки.

Цикл - процесс, совершающий законченный круг развития в течение какого-то промежутка времени.

В музыке также существуют особые музыкальные формы, объединенные в циклы.  Циклические - музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению,  но связанных единством замысла:    - Кончерто гроссо   - Сюита   - Симфония   - Концерт

В музыке также существуют особые музыкальные формы, объединенные в циклы. Циклические - музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла:

- Кончерто гроссо - Сюита - Симфония - Концерт

Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, — большой концерт) - жанр ансамблево-оркестровой музыки, возник в 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов

Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, — большой концерт) - жанр ансамблево-оркестровой музыки, возник в 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов

Альфред Шнитке  (1934-1998) Советский и российский композитор, музыкальный педагог и музыковед.

Альфред Шнитке (1934-1998)

Советский и российский композитор, музыкальный педагог и музыковед.

Музыка композитора А. Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий – от XVIII до XX в. Совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки

Музыка композитора А. Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий – от XVIII до XX в. Совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки

А. Шнитке родился 24 ноября 1934 г в городе Энгельсе.   Отец – Гарри Шнитке был журналистом, русско–немецким переводчиком.   Мать – Мария Фогель преподавала немецкий язык в школе.   Альфред был старшим из трёх детей в семье Шнитке.

А. Шнитке родился 24 ноября 1934 г в городе Энгельсе. Отец – Гарри Шнитке был журналистом, русско–немецким переводчиком. Мать – Мария Фогель преподавала немецкий язык в школе. Альфред был старшим из трёх детей в семье Шнитке.

Музыкальное образование А. Шнитке началось в 12 лет в Вене. Его первой учительницей по классу фортепианно была Шарлотта Рубер. В возрасте 14 лет юный музыкант поступил на дирижёрско-хоровое отделение Музыкального училища имени Октябрьской революции в Москве. В 1953 году Шнитке поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского.

Музыкальное образование А. Шнитке

началось в 12 лет в Вене.

Его первой учительницей по классу

фортепианно была Шарлотта Рубер.

В возрасте 14 лет юный музыкант

поступил на дирижёрско-хоровое

отделение Музыкального училища

имени Октябрьской революции в

Москве.

В 1953 году Шнитке поступает в

Московскую государственную

консерваторию им. П.И.Чайковского.

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке.  Ему принадлежит разработка концепции и сам термин «полистилистика» (намеренное соединение в одном произведении различных стилей). В.Ленивкин «Музыка Шнитке».

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке.

Ему принадлежит разработка концепции и сам термин «полистилистика»

(намеренное соединение в одном произведении различных стилей).

В.Ленивкин

«Музыка Шнитке».

«Кончерто гроссо» композитор посвятил свои друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гриденко. «Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют… Их сценическое поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение».

«Кончерто гроссо» композитор посвятил свои друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гриденко.

«Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют…

Их сценическое поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение».

А. Шнитке «Кончерто гроссо»  5 часть концерта «Рондо» Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра

А. Шнитке «Кончерто гроссо» 5 часть концерта «Рондо»

Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра

«Сюита в старинном стиле» - является еще одним примером «путешествия во времени » Сюита состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой объединённых общим художественным замыслом.  «Сюита в старинном стиле» состоит из 5 частей: 1) «Пастораль» 2) «Балет» 3) «Менуэт» 4) «Фуга» 5) «Пантомима»

«Сюита в старинном стиле» -

является еще одним примером «путешествия во времени »

  • Сюита состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой объединённых общим художественным замыслом.

«Сюита в старинном стиле» состоит из 5 частей:

  • 1) «Пастораль»
  • 2) «Балет»
  • 3) «Менуэт»
  • 4) «Фуга»
  • 5) «Пантомима»
Выполни задание Запиши в тетради особенности музыкальных образов каждой из этих частей. Что их делает не похожими друг на друга? Что между ними общего?

Выполни задание

Запиши в тетради особенности музыкальных образов каждой из этих частей. Что их делает не похожими друг на друга? Что между ними общего?

«Пастораль»  Написана в жанре старинного танца сицилиана (инструментальная или вокальная музыкальная пьеса, обычно в миноре). Многочисленные повторы основной темы построены на игре красок мажора и минора.

«Пастораль»

Написана в жанре старинного танца сицилиана (инструментальная или вокальная музыкальная пьеса, обычно в миноре).

Многочисленные повторы основной темы построены на игре красок мажора и минора.

«Балет»  Создаёт у слушателей весёлое, радостное и безмятежное настроение.

«Балет»

Создаёт у слушателей весёлое, радостное и безмятежное настроение.

«Менуэт»  Лирический центр сюиты - музыка овеяна дымкой лёгкой грусти, очень искренняя, наивно-трогательная и чуть сентиментальная.

«Менуэт»

Лирический центр сюиты - музыка овеяна дымкой лёгкой грусти, очень искренняя, наивно-трогательная и чуть сентиментальная.

«Фуга»  Ощущается близость с «Балетом»: то же безостановочное движение, сходство интонаций. Активная основная тема фуги наполнена волей, напористостью, энергией.

«Фуга»

Ощущается близость с «Балетом»: то же безостановочное движение, сходство интонаций.

Активная основная тема фуги наполнена волей, напористостью, энергией.

«Пантомима»  П оследняя пьеса сюиты самая современная по языку и по духу.

«Пантомима»

П оследняя пьеса сюиты самая современная по языку и по духу.

Ответьте на вопросы •  Почему композитор заканчивает последнюю пьесу классической сюиты странно и неожиданно?   •  Благодаря чему достигается контраст между пьесами сюиты и внутри них?

Ответьте на вопросы

  • • Почему композитор заканчивает последнюю пьесу классической сюиты странно и неожиданно? • Благодаря чему достигается контраст между пьесами сюиты и внутри них?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!