«Искусство обладает удивительным качеством - воскрешать прошлое, показывать завтрашнее…
Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлое и ни забегало в будущее, оно принадлежит своему времени».
А. Дейнека.
Циклические формы инструментальной музыки
Сегодня мы познакомимся с
циклическими формами инструментальной музыки.
Цикл - процесс, совершающий законченный круг развития в течение какого-то промежутка времени.
В музыке также существуют особые музыкальные формы, объединенные в циклы. Циклические - музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла:
- Кончерто гроссо - Сюита - Симфония - Концерт
Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, — большой концерт) - жанр ансамблево-оркестровой музыки, возник в 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов
Альфред Шнитке (1934-1998)
Советский и российский композитор, музыкальный педагог и музыковед.
Музыка композитора А. Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий – от XVIII до XX в. Совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки
А. Шнитке родился 24 ноября 1934 г в городе Энгельсе. Отец – Гарри Шнитке был журналистом, русско–немецким переводчиком. Мать – Мария Фогель преподавала немецкий язык в школе. Альфред был старшим из трёх детей в семье Шнитке.
Музыкальное образование А. Шнитке
началось в 12 лет в Вене.
Его первой учительницей по классу
фортепианно была Шарлотта Рубер.
В возрасте 14 лет юный музыкант
поступил на дирижёрско-хоровое
отделение Музыкального училища
имени Октябрьской революции в
Москве.
В 1953 году Шнитке поступает в
Московскую государственную
консерваторию им. П.И.Чайковского.
В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке.
Ему принадлежит разработка концепции и сам термин «полистилистика»
(намеренное соединение в одном произведении различных стилей).
В.Ленивкин
«Музыка Шнитке».
«Кончерто гроссо» композитор посвятил свои друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гриденко.
«Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют…
Их сценическое поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение».
А. Шнитке «Кончерто гроссо» 5 часть концерта «Рондо»
Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра
«Сюита в старинном стиле» -
является еще одним примером «путешествия во времени »
- Сюита состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой объединённых общим художественным замыслом.
«Сюита в старинном стиле» состоит из 5 частей:
- 1) «Пастораль»
- 2) «Балет»
- 3) «Менуэт»
- 4) «Фуга»
- 5) «Пантомима»
Выполни задание
Запиши в тетради особенности музыкальных образов каждой из этих частей. Что их делает не похожими друг на друга? Что между ними общего?
«Пастораль»
Написана в жанре старинного танца сицилиана (инструментальная или вокальная музыкальная пьеса, обычно в миноре).
Многочисленные повторы основной темы построены на игре красок мажора и минора.
«Балет»
Создаёт у слушателей весёлое, радостное и безмятежное настроение.
«Менуэт»
Лирический центр сюиты - музыка овеяна дымкой лёгкой грусти, очень искренняя, наивно-трогательная и чуть сентиментальная.
«Фуга»
Ощущается близость с «Балетом»: то же безостановочное движение, сходство интонаций.
Активная основная тема фуги наполнена волей, напористостью, энергией.
«Пантомима»
П оследняя пьеса сюиты самая современная по языку и по духу.
Ответьте на вопросы
- • Почему композитор заканчивает последнюю пьесу классической сюиты странно и неожиданно? • Благодаря чему достигается контраст между пьесами сюиты и внутри них?