СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Прямая пропорциональность, её график и свойства."

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит теоретический материал  и задания по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Прямая пропорциональность, её график и свойства."»

Прямая пропорциональность, её график и свойства. Подготовила: учитель математики МБОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42 Рыбина М.В.

Прямая пропорциональность, её график и свойства.

Подготовила:

учитель математики

МБОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42

Рыбина М.В.

Определение Нам известно, что одним из способов задания функции является аналитический способ, то есть с помощью формулы. Рассмотрим функцию, которая задаётся формулой  y = kx . Такая функция называется прямая пропорциональность. Выясним, как выглядит её график и какими свойствами она обладает. Функция вида y = kx , где х – независимая переменная, а k - некоторое число, причем k   0, называется прямой пропорциональностью . k – коэффициент прямой пропорциональности .

Определение

Нам известно, что одним из способов задания функции является аналитический способ, то есть с помощью формулы. Рассмотрим функцию, которая задаётся формулой  y = kx . Такая функция называется прямая пропорциональность. Выясним, как выглядит её график и какими свойствами она обладает.

Функция вида y = kx , где х – независимая переменная, а k - некоторое число, причем k  0, называется прямой пропорциональностью .

kкоэффициент прямой пропорциональности .

Следующие функции являются примерами прямой пропорциональности:

Следующие функции являются примерами прямой пропорциональности:

Задание Выясним, как выглядит график функции  y = 2x. Для этого вычислим значения y для нескольких значений x. Результаты занесем в таблицу.   Отметим полученные точки на координатной плоскости. Х 0 у 1 0 -1 2 2 -2 4 -2 0,5 -4 -0,5 1 -1

Задание

Выясним, как выглядит график функции y = 2x. Для этого вычислим значения y для нескольких значений x. Результаты занесем в таблицу.  

Отметим полученные точки на координатной плоскости.

Х

0

у

1

0

-1

2

2

-2

4

-2

0,5

-4

-0,5

1

-1

Если приложить линейку, то можно убедиться, что все отмеченные точки лежат на одной прямой, проходящей через начало координат Таким образом, графиком функции   y = 2x является прямая, проходящая через начало координат.   А значит, для её построения будет достаточно задать ещё одну точку, отличную от точки (0;0). Мы помним из курса геометрии, что через две точки проходит единственная прямая, а так как одна точка уже есть  начало координат, то задаём ещё только одну.

Если приложить линейку, то можно убедиться, что все отмеченные точки лежат на одной прямой, проходящей через начало координат

Таким образом, графиком функции   y = 2x является прямая, проходящая через начало координат.

  А значит, для её построения будет достаточно задать ещё одну точку, отличную от точки (0;0). Мы помним из курса геометрии, что через две точки проходит единственная прямая, а так как одна точка уже есть  начало координат, то задаём ещё только одну.

Расположение графика в зависимости от k Если k  0, то график расположен Если k  0, то график расположен во II и IY координатных четвертях в I и III координатных четвертях

Расположение графика в зависимости от k

Если k  0, то график расположен

Если k  0, то график расположен

во II и IY координатных четвертях

в I и III координатных четвертях

Свойства функции y = kx Область определения функции — множество всех действительных чисел. Множеством значений функции является множество всех действительных чисел. График линейной функции — прямая, проходящая через начало координат. Функция не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений. Если k  0, то у  0 при х  0, а у  0 при х  0. Если k  0, то у  0 при х  0, а у  0 при х  0.

Свойства функции y = kx

  • Область определения функции — множество всех действительных чисел.
  • Множеством значений функции является множество всех действительных чисел.
  • График линейной функции — прямая, проходящая через начало координат.
  • Функция не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений.
  • Если k  0, то у  0 при х  0, а у  0 при х  0.
  • Если k  0, то у  0 при х  0, а у  0 при х  0.
Пример 1

Пример 1

Пример 2 х у 0 -5 0 1

Пример 2

х

у

0

-5

0

1

Проверь себя! Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой.

Проверь себя!

Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой.

Проверь себя!

Проверь себя!

Проверь себя!

Проверь себя!

Проверь себя! Ответ:   у(-5) = -3, у() = , у(0) = 0

Проверь себя!

Ответ:

 

у(-5) = -3, у() = , у(0) = 0

Проверь себя! Прямая пропорциональность задана формулой у = -4х. Найдите значения х, при которых значения функции равны 2; 8; -1  Ответ: у = 2 при х = -0,5 у = 8 при х = -2 у = -1 при х = 0,25

Проверь себя!

Прямая пропорциональность задана формулой у = -4х. Найдите значения х, при которых значения функции равны 2; 8; -1

Ответ:

у = 2 при х = -0,5

у = 8 при х = -2

у = -1 при х = 0,25

Проверь себя! Принадлежат ли графику функции у = -5х точки А(1; 5), В(1;-5), С(-1;-5), К(-1;5)? Ответ: В и К принадлежат, А и С не принадлежат

Проверь себя!

Принадлежат ли графику функции

у = -5х точки

А(1; 5), В(1;-5), С(-1;-5), К(-1;5)?

Ответ:

В и К принадлежат, А и С не принадлежат

Проверь себя! На рисунке построены графики движения пешехода (отрезок ОВ) и велосипедиста (отрезок ОА). С помощью графиков ответьте на вопросы:  а) какое время был в пути пешеход и какое время - велосипедист;  б) какой путь проделал пешеход и какой путь проехал велосипедист;  в) с какой скоростью двигался пешеход и с какой - велосипедист;  г) во сколько раз путь, который проехал за 2 ч велосипедист, больше пути, пройденного за то же время пешеходом? Ответ: а) 4 часа, 2 часа б) 20 км, 30 км в) 5 км/час, 15 км/час г) 3 раза

Проверь себя!

На рисунке построены графики движения пешехода (отрезок ОВ) и велосипедиста (отрезок ОА). С помощью графиков ответьте на вопросы: а) какое время был в пути пешеход и какое время - велосипедист; б) какой путь проделал пешеход и какой путь проехал велосипедист; в) с какой скоростью двигался пешеход и с какой - велосипедист; г) во сколько раз путь, который проехал за 2 ч велосипедист, больше пути, пройденного за то же время пешеходом?

Ответ:

а) 4 часа, 2 часа

б) 20 км, 30 км

в) 5 км/час, 15 км/час

г) 3 раза

Проверь себя! На рисунке изображён график зависимости удлинения у стальной проволоки от силы F, под действием которой проволока растягивается. Укажите границы изменения силы F, при которых зависимость удлинения проволоки от силы F является прямой пропорциональностью. Ответ: от 0 до 1000 Н

Проверь себя!

На рисунке изображён график зависимости удлинения у стальной проволоки от силы F, под действием которой проволока растягивается. Укажите границы изменения силы F, при которых зависимость удлинения проволоки от силы F является прямой пропорциональностью.

Ответ:

от 0 до 1000 Н

Проверь себя! Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают А 2 Б В 3 1

Проверь себя!

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают

А

2

Б

В

3

1

Проверь себя! А 2 Б В 1 4

Проверь себя!

А

2

Б

В

1

4

Проверь себя!   Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают А 2 Б В 3 1

Проверь себя!

  Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают

А

2

Б

В

3

1

Рефлексия

Рефлексия

Домашнее задание Выучить определения § 6, п. 15 Выполнить в тетради № 300 (б, д), 303

Домашнее задание

Выучить определения § 6, п. 15

Выполнить в тетради № 300 (б, д), 303

Использованные источники: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1339/training/# 133301 https:// www.yaklass.ru/p/algebra/7-klass/lineinaia-funktciia-y-kx-m-9165/lineinaia-funktciia-y-kx-ee-svoistva-10997/re-41cb734f-805e-4313-aec0-5c03c3ac8735 https:// foxford.ru/wiki/matematika/pryamaya-proportsionalnost-eye-grafik-i-svoystva https:// skysmart.ru/articles/mathematic/grafik-linejnoj-funkcii https://reshator.com/sprav/algebra/7-klass/pryamaya-proporcionalnost-i-eyo-grafik /

Использованные источники:

  • https://resh.edu.ru/subject/lesson/1339/training/# 133301
  • https:// www.yaklass.ru/p/algebra/7-klass/lineinaia-funktciia-y-kx-m-9165/lineinaia-funktciia-y-kx-ee-svoistva-10997/re-41cb734f-805e-4313-aec0-5c03c3ac8735
  • https:// foxford.ru/wiki/matematika/pryamaya-proportsionalnost-eye-grafik-i-svoystva
  • https:// skysmart.ru/articles/mathematic/grafik-linejnoj-funkcii
  • https://reshator.com/sprav/algebra/7-klass/pryamaya-proporcionalnost-i-eyo-grafik /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя