СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Линейная функция, её график и свойства."

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит теоретический материал и задания по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Линейная функция, её график и свойства."»

Линейная функция, её график и свойства. Подготовила: учитель математики МБОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42 Рыбина М.В.

Линейная функция, её график и свойства.

Подготовила:

учитель математики

МБОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42

Рыбина М.В.

Введение Рассмотрим задачу. За первый час рабочий сделал 3 детали, а за каждый следующий – по 2 детали. Сколько деталей изготовит рабочий через  t  часов? Запишем функцию: f(t ) = 3 + 2( t  – 1) Упростим: f(t)  = 3 + 2( t  – 1) = 3 + 2 t  - 2 = 2 t  + 1 Функция похожа на прямую пропорциональность, но «мешает» 1! Следовательно, функция похожа, но не является прямой пропорциональностью. У таких функций есть своё название – линейные. Об этих функция сегодня и пойдёт разговор. Дадим определение линейной функции.

Введение

Рассмотрим задачу. За первый час рабочий сделал 3 детали, а за каждый следующий – по 2 детали. Сколько деталей изготовит рабочий через  t  часов?

Запишем функцию:

f(t ) = 3 + 2( – 1)

Упростим:

f(t)  = 3 + 2( – 1) = 3 + 2 - 2 = 2 + 1

Функция похожа на прямую пропорциональность, но «мешает» 1! Следовательно, функция похожа, но не является прямой пропорциональностью.

У таких функций есть своё название – линейные.

Об этих функция сегодня и пойдёт разговор. Дадим определение линейной функции.

Определение Линейная функция — это функция вида y = kx + b, где х — независимая переменная, k, b — некоторые числа. При этом k — угловой коэффициент , b — свободный коэффициент.

Определение

Линейная функция — это функция вида y = kx + b, где х — независимая переменная, k, b — некоторые числа.

При этом k — угловой коэффициент , b — свободный коэффициент.

Пример 1 Построим график функции у = 2х – 4 Графиком линейной функции является прямая. Для ее построения достаточно двух точек, координаты которых удовлетворяют уравнению функции. Угловой коэффициент отвечает за угол наклона прямой , свободный коэффициент — за точку пересечения графика с осью ординат. х 0 у 1 -4 -2

Пример 1

Построим график функции у = 2х – 4

Графиком линейной функции является прямая. Для ее построения достаточно двух точек, координаты которых удовлетворяют уравнению функции.

Угловой коэффициент отвечает за угол наклона прямой , свободный коэффициент — за точку пересечения графика с осью ординат.

х

0

у

1

-4

-2

  Чтобы найти точку пересечения с осью х (у = 0), мы приравниваем выражение kx + b к нулю. kx + b = 0, kx = b, х = - Получаем точку с координатами (-;0) Чтобы найти точку пересечения с осью у (х = 0), мы подставляем в у = kx + b х = 0. у = k  0 + b = b. Получаем точку с координатами (0; b). Геометрический смысл коэффициента b — длина отрезка, который отсекает прямая по оси OY, считая от начала координат. Геометрический смысл коэффициента k — угол наклона прямой к положительному направлению оси OX, считается против часовой стрелки.
  •  

Чтобы найти точку пересечения с осью х (у = 0), мы приравниваем выражение kx + b к нулю.

kx + b = 0, kx = b, х = - Получаем точку с координатами (-;0)

Чтобы найти точку пересечения с осью у (х = 0), мы подставляем в у = kx + b х = 0.

у = k  0 + b = b. Получаем точку с координатами (0; b).

Геометрический смысл коэффициента b — длина отрезка, который отсекает прямая по оси OY, считая от начала координат.

Геометрический смысл коэффициента k — угол наклона прямой к положительному направлению оси OX, считается против часовой стрелки.

Свойства линейной функции Область определения функции — множество всех действительных чисел. Множеством значений функции является множество всех действительных чисел. График линейной функции — прямая. Для построения прямой достаточно знать две точки. Положение прямой на координатной плоскости зависит от значений коэффициентов k и b. Функция не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений. График функции пересекает оси координат:   ось абсцисс ОХ — в точке (-; 0); ось ординат OY — в точке (0; b).

Свойства линейной функции

  • Область определения функции — множество всех действительных чисел.
  • Множеством значений функции является множество всех действительных чисел.
  • График линейной функции — прямая. Для построения прямой достаточно знать две точки. Положение прямой на координатной плоскости зависит от значений коэффициентов k и b.
  • Функция не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений.
  • График функции пересекает оси координат:
  •  

ось абсцисс ОХ — в точке (-; 0);

ось ординат OY — в точке (0; b).

0 функция принимает отрицательные значения при х  - и положительные значения при х  -.   7. При k " width="640"

Свойства линейной функции

6. При k 0 функция принимает отрицательные значения при х  - и положительные значения при х  -.

  •  

7. При k

Частный случай Если k = 0, то уравнение примет вид y = b. График — прямая, которая параллельна оси OX и проходит через точку (0; b).

Частный случай

Если k = 0, то уравнение примет вид

y = b.

График — прямая, которая параллельна оси OX и проходит через точку (0; b).

Частный случай Если b = 0, то уравнение примет вид y = kx. Такая функция называется прямой пропорциональностью. График — прямая, которая проходит через начало координат.

Частный случай

Если b = 0, то уравнение примет вид y = kx. Такая функция называется прямой пропорциональностью.

График — прямая, которая проходит через начало координат.

Пример 1 Начертим три графика функции:   y = 2x + 3; y = x + 3; y = x + 3. Проанализируем рисунок. Все графики наклонены вправо, потому что во всех функциях коэффициент k больше нуля. Причем, чем больше значение k, тем круче идет прямая. В каждой функции b = 3, поэтому все графики пересекают ось OY в точке (0; 3).

Пример 1

Начертим три графика функции:

  •  

y = 2x + 3;

y = x + 3;

y = x + 3.

Проанализируем рисунок. Все графики наклонены вправо, потому что во всех функциях коэффициент k больше нуля. Причем, чем больше значение k, тем круче идет прямая. В каждой функции

b = 3, поэтому все графики пересекают ось OY в точке (0; 3).

Пример 2 Теперь рассмотрим графики функций:   y = −2x + 3; y = −x + 3; y = −x + 3. В этот раз во всех функциях коэффициент k меньше нуля, и графики функций наклонены влево. Чем больше k, тем круче идет прямая. Коэффициент b равен трем, и графики также пересекают ось OY в точке (0; 3).

Пример 2

Теперь рассмотрим графики функций:

  •  

y = −2x + 3;

y = −x + 3;

y = −x + 3.

В этот раз во всех функциях коэффициент k меньше нуля, и графики функций наклонены влево. Чем больше k, тем круче идет прямая. Коэффициент b равен трем, и графики также пересекают ось OY в точке (0; 3).

Пример 3 Рассмотрим графики функций: y = 2x + 3; y = 2x; y = 2x − 2. Теперь во всех уравнениях функций коэффициенты k равны. Получили три параллельные прямые. При этом коэффициенты b различны, и эти графики пересекают ось OY в различных точках. Прямые будут параллельными тогда, когда у них совпадают угловые коэффициенты.

Пример 3

Рассмотрим графики функций:

y = 2x + 3;

y = 2x;

y = 2x − 2.

Теперь во всех уравнениях функций коэффициенты k равны. Получили три параллельные прямые. При этом коэффициенты b различны, и эти графики пересекают ось OY в различных точках. Прямые будут параллельными тогда, когда у них совпадают угловые коэффициенты.

Задание 1 Построить график функции y = kx + b, если известно, что он проходит через точку А (-3; 2) и параллелен прямой y = -4x. Решение Из того, что график функции y = kx + b параллелен прямой y = -4x, следует, что k = -4. То есть уравнение функции имеет вид y = -4x + b. Известно, что график функции y = -4x + b проходит через точку А (-3; 2). Подставим координаты точки в уравнение функции и мы получим верное равенство: 2 = -4(-3) + b, b = -10. Таким образом, нам надо построить график функции y = -4x – 10. Мы уже знаем точку А (-3; 2), возьмем точку B (0; -10). Поставим эти точки в координатной плоскости и соединим прямой.

Задание 1

Построить график функции y = kx + b, если известно, что он проходит через точку А (-3; 2) и параллелен прямой y = -4x.

Решение

Из того, что график функции y = kx + b параллелен прямой y = -4x, следует, что k = -4.

То есть уравнение функции имеет вид y = -4x + b.

Известно, что график функции y = -4x + b проходит через точку А (-3; 2). Подставим координаты точки в уравнение функции и мы получим верное равенство: 2 = -4(-3) + b, b = -10.

Таким образом, нам надо построить график функции y = -4x – 10.

Мы уже знаем точку А (-3; 2), возьмем точку B (0; -10).

Поставим эти точки в координатной плоскости и соединим прямой.

Задание 2 Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функции у = -5х + 2 Решение Пересечение с осью х: у = 0 -5х + 2 = 0, -5х = -2, х = 0,4 (0,4; 0) Пересечение с осью у: х = 0 у = -5  0 +2=2 (0;2) Ответ: (0,4; 0), (0; 2)

Задание 2

Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функции у = -5х + 2

Решение

Пересечение с осью х: у = 0

-5х + 2 = 0, -5х = -2, х = 0,4

(0,4; 0)

Пересечение с осью у: х = 0

у = -5  0 +2=2

(0;2)

Ответ: (0,4; 0), (0; 2)

Задание 3 Найдите координаты точки пересечения графиков функций: у = -5х + 16 и у = 2х – 5. Решение -5х + 16 = 2х – 5, -5х – 2х = -5 – 16, -7х = -21, х = 3 у = -5  3 + 16 = 1 Ответ: (3;1)

Задание 3

Найдите координаты точки пересечения графиков функций: у = -5х + 16 и у = 2х – 5.

Решение

-5х + 16 = 2х – 5,

-5х – 2х = -5 – 16,

-7х = -21,

х = 3

у = -5  3 + 16 = 1

Ответ: (3;1)

Проверь себя!

Проверь себя!

Проверь себя! Длина прямоугольника  x  см, а ширина на 2 см меньше. Задайте формулой зависимость периметра от его длины. Является ли получившаяся функция линейной?

Проверь себя!

Длина прямоугольника  x  см, а ширина на 2 см меньше. Задайте формулой зависимость периметра от его длины. Является ли получившаяся функция линейной?

Проверь себя! Какие из данных функций является линейной?

Проверь себя!

Какие из данных функций является линейной?

Проверь себя!   Укажите цвет графика, который задан формулой:  y  = – x  + 3.

Проверь себя!

  Укажите цвет графика, который задан формулой:  y  = – x  + 3.

Проверь себя! График какой функции изображён на рисунке?

Проверь себя!

График какой функции изображён на рисунке?

Проверь себя! -9,35

Проверь себя!

-9,35

Проверь себя! 10

Проверь себя!

10

Проверь себя! Каждую секунду в ванну из крана поступает 0,2м 3  воды. Сколько кубометров воды станет в ванне через  x  секунд, если сейчас в ней уже 20м 3 . Задайте формулой зависимость объёма воды в ванне от времени её наполнения. Ответ: V = 0,2x + 20

Проверь себя!

Каждую секунду в ванну из крана поступает 0,2м 3  воды. Сколько кубометров воды станет в ванне через  x  секунд, если сейчас в ней уже 20м 3 . Задайте формулой зависимость объёма воды в ванне от времени её наполнения.

Ответ: V = 0,2x + 20

Проверь себя! У воспитателя было 50 мандаринов. Он раздал их  x  детям по две штуки каждому. После этого у него осталось  y  мандаринов. Задайте формулой зависимость  y  от  x . Ответ: y = 50 - 2x

Проверь себя!

У воспитателя было 50 мандаринов. Он раздал их  x  детям по две штуки каждому. После этого у него осталось  y  мандаринов. Задайте формулой зависимость  y  от  x .

Ответ: y = 50 - 2x

Проверь себя! -12

Проверь себя!

-12

Проверь себя! 1 -6,1 3,3 8,7 12,3

Проверь себя!

1

-6,1

3,3

8,7

12,3

Проверь себя! 0 -10

Проверь себя!

0

-10

Проверь себя! 6 0

Проверь себя!

6

0

Проверь себя! линейной прямая -3 b = 2 k =

Проверь себя!

линейной

прямая

-3

b =

2

k =

Проверь себя! 3 4

Проверь себя!

3

4

Проверь себя! -3

Проверь себя!

-3

Проверь себя! 1,6 1,6

Проверь себя!

1,6

1,6

Рефлексия

Рефлексия

Домашнее задание Выучить определения § 6, п. 16 Выполнить в тетради № 317, 319 (а), 322 (а), 324 (а, б)

Домашнее задание

Выучить определения § 6, п. 16

Выполнить в тетради № 317, 319 (а),

322 (а), 324 (а, б)

Использованные источники: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1340 / https:// www.yaklass.ru/p/algebra/7-klass/lineinaia-funktciia-y-kx-m-9165/lineinaia-funktciia-y-kx-m-grafik-lineinoi-funktcii-9107/re-6bf40f08-aae0-443f-b0ec-de161575f7ee https:// skysmart.ru/articles/mathematic/grafik-linejnoj-funkcii https:// foxford.ru/wiki/matematika/linejnaya-funkciya-ee-svojstva-i-grafik https:// www.evkova.org/funktsiya

Использованные источники:

  • https://resh.edu.ru/subject/lesson/1340 /
  • https:// www.yaklass.ru/p/algebra/7-klass/lineinaia-funktciia-y-kx-m-9165/lineinaia-funktciia-y-kx-m-grafik-lineinoi-funktcii-9107/re-6bf40f08-aae0-443f-b0ec-de161575f7ee
  • https:// skysmart.ru/articles/mathematic/grafik-linejnoj-funkcii
  • https:// foxford.ru/wiki/matematika/linejnaya-funkciya-ee-svojstva-i-grafik
  • https:// www.evkova.org/funktsiya


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя