«Линейная функция, ее график, свойства»
(урок алгебры в 7 классе)
Рудая Виолетта Владимировна,
учитель математики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54», г. Рязань
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, отработать навыки изученного материала.
Задачи:
Формирование предметных компетенций учащихся
умение проводить вычисления, в том числе по формулам;
знание основных понятий, определений по теме;
умение описывать и исследовать с помощью функций реальных зависимостей, представлять их графически;
Форма урока : урок – практикум
Тип урока: урок – обобщения (отработка и проверка знаний учащихся по усвоению понятия функции, способов задания линейной функции; построение графиков линейных функций; зависимость положения графиков линейной функции от значений k и b.)
Виды учебной деятельности:
-беседа;
-индивидуальная работа;
-практические задания;
-исследовательская работа;
-деятельность на развитие критического мышления;
-самопроверка.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Фронтальный опрос
3. Практическая работа
4. Исследовательская работа
5. Домашняя работа
6. Рефлексия (кроссворд)
Средства обучения:
Алгебра: учеб. Для 7 кл, общеобразоват.учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк и др; под ред. С.А. Теляковского, - 17 изд. – М.: Просвещение, 2008.
Математика 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся./ Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. – М.: Интеллект – Центр, 2009
Компьютерная презентация к уроку.
Раздаточный материал на печатной основе.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Чертежный инструменты: линейка, демонстрационная линейка.
Ход урока:
Учитель: Окружающий нас мир многообразен и интересен. Если внимательно приглядеться к происходящему, то можно заметить, что в мире существуют объекты (живые и не живые), которые каким – то образом связаны друг с другом, т.е. между ними существует определенная зависимость. Как вы уже знаете на уроках алгебры из всех зависимостей мы изучаем особую. Какую?
Ученик: Зависимость, при которой любому (каждому) объекту одного множества ставится в соответствие (по определенному правилу) единственный объект другого множества.
Учитель: Как называется такая зависимость:
Ученик: Функциональная.
Учитель: Предлагаю определить является ли зависимость между предложенными объектами функциональной.
Слайд №2
Ученики: Проверяют зависимости по схеме «Каждому…соответствует единственный…» Делают вывод, что фукциональные зависимости в первой (с оговоркой на данный момент времени), в третьей, четвертой, пятой строке.
Учитель: Предложите свои примеры функциональных зависимостей.
Ученики: Предлагают свои примеры
Учитель: Обобщим понятие функциональной зависимости на языке математики используя принятые обозначения.
Ученик: Если каждому х из множества Д соответствует единственное значение у из множества Е, то такую зависимость называют функциональной.
Учитель: Как называются предложенные обозначения. Работа по слайду №3
Слайд №3
Ученики: х – независимая переменная или аргумент
у – зависимая переменная или функция
Д – область определения функции
Е – область значений функции
Учитель: Какими способами можно задать функциональную зависимость?
Ученик: 1. Словесный 2. С помощью формулы 3. Табличный 4. Графический.
Учитель: Перед вами функциональные зависимости. Какой способ представлен на слайде. Узнайте и назовите зависимости.
Слайд №4
Ученики: Представлены формулы зависимостей: 1) периметр квадрата от стороны; 2)площадь квадрата от стороны; 3) скорости тела от времени; 4) пути от времени; 5) обема куба от ребра; 6) длины окружности от радиуса; 7) пути от времени; 9) площади круга от радиуса; 10) времени от пути.
Учитель: Среди этих функций есть линейные, узнайте их и назовите под какими они номерами.
Ученики: Линейные функции под №№1,4,6,8,10., так как они задаются формулой у = kx + b, где k и b – некоторые числа
Учитель: Назовите значения этих чисел в каждой формуле.
Слайд №4
Ученики: Называют значения k и b в каждой формуле.
Учитель: Что из себя представляет график линейной функции
Ученик: Графиком линейной функции является прямая.
Учитель: В рабочих тетрадях построим график линейной функции у= - 2х + 3
Один ученик строит график на доске
Учитель: Каким образом числа k и b влияют на расположение графика в системе координат?
Ученик: Знак числа k показывает возрастает график или убывает, число b показывает в какой точке график пересекает ось оу.
Учитель: Используя рисунки №1-№5 (слайд № 4) ответьте на вопросы:
Какой из графиков лишний, почему? (№1 – не явл. графиком лин. функции)
На каком рисунке график прямой пропорциональности (№2, прямая проходит через начало координат)
Укажите знак k и значение b для каждого графика
Слайд №5
Учитель: Укажите ошибки, которые совершены при построении графиков следующих линейных функций:
Слайды №№6-8
Учитель: В творческой тетради на странице 53 выполним задание №69
Слайд №9
Домашние задание под №№ 49,50, 61
Учитель: Проверим как вы усвоили основные понятия темы. Для этого предлагаю решить кроссворд.
Ученики: Решают кроссворд (приложение 1) Далее самопроверка по слайду №10
СЛАЙД №10
Учитель: Подведем итоги. (Выставление оценок наиболее активным ученикам)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Кроссворд по теме «Функция» Кроссворд по теме «Функция»
По горизонтали: По горизонтали:
Зависимость, при которой любому…. 1. Зависимость, при которой любому…
ставится в соответствие единственное… ставится в соответствие единственное…
Независимая переменная 2. Независимая переменная
Если угловые коэффициенты прямых 3. Если угловые коэффициенты прямых
равны, прямые… равны, то прямые…
Независимая переменная в формуле 4. Независимая переменная в формуле
s=60t s= 60t
По вертикали: По вертикали:
Способ задания функции 1. Способ задания функции
Способ задания функции 2. Способ задания функции
Что представляет из себя координат- 3. Что представляет из себя координат-
ная четверть ная четверть
Зависимая переменная в формуле 4. Зависимая переменная в формуле
P = 4a P = 4a