1860 - 1904гг.
Жизнь дается человеку один раз, и нужно прожить ее бодро, осмысленно, красиво».
А.П.Чехов
17 (29) ЯНВАРЯ 1860 г в городе Таганроге в купеческой семье родился Антон Павлович Чехов
ПАВЕЛ ЕГОРОВИЧ
ЧЕХОВ
Фото Н. Пушкарева. 1882 г.
ЕВГЕНИЯ ЯКОВЛЕВНА ЧЕХОВА
Фото Н. Пушкарева. 1882 г.
Сидят слева направо: Миша, Маша, Павел Егорович,
ЕвгенияЯковлевна, Людмила Павловна
(жена М.Е. Чехова), Георгий
(сын Л.П. и М.Е. Чеховых).
Стоят слева направо: Иван, Антон, Николай, Александр,
Митрофан Егорович Чехов.
Отец Павла Егоровича Чехова был крепостным.
Сам Павел Егорович Чехов сначала служил приказчиком, потом открыл бакалейную лавку.
Павел Егорович – человек суровый и жесткий. В доме царили строгие нравы, запрещалось бегать, шуметь, водиться с товарищами, за малейшую оплошность отец мог высечь провинившегося.
НО
Искусству глава семьи отдавал большую часть своего времени .
Знал цену образованию, поэтому стремился учить детей.
1867 г. Учеба в греческой школе
1868 - 1879 г. Учеба в Таганрогской гимназии
1879 – 1884 г. Учеба в Московском университете
на медицинском факультете.
Чехов приобщился к таганрогской театральной жизни в 1873 году, когда ему довелось побывать на спектакле «Прекрасная Елена».
С тех пор он стал завсегдатаем галерки таганрогского театра.
Согласно правилам на посещение театра надо было спрашивать разрешение в гимназии. Однако Антоша и его товарищи частенько пренебрегали этими правилами, а для того, чтобы их не узнали, гримировались, надевали темные очки, привязывали себе бороды, надевали отцовские пиджаки. Приходили в театр рано, задолго до начала спектакля, чтобы, когда откроют вход, первыми ворваться на галерку и занять получше места.
Театр был для Чехова приобщением к культуре, творчеству, искусству. Здесь впервые раскрылся перед ним чудесный мир творения Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Островского. Конечно же рядом с этими высокими произведениями ставились в Таганроге и глупейшие комедии, ужасающие драмы, пустейшие водевили, душераздирающие мелодрамы- все то, что даст такую обильней-шую пищу для последующих чеховских пародий, фельетонов и смешных рассказов.
Первое испытание жизни 1876 г.
В 1876 году окончательно обнаружилась торговая несостоятельность Павла Егоровича; «настоящим» купцом он так и не сумел стать. В конце концов он вынужден был бежать в Москву от кредиторов. Вскоре туда же отправилась и вся семья, где их ждала полунищенская жизнь. В Таганроге остался один Антон; остался на целых три года - заканчивать гимназию. Эти трудные годы в жизни Чехова имели очень важное, если не решающее значение. Под гнетом нужды и потерь как-то незаметно прошла юность и настала пора взрослых решений. Чехов в эти годы серьезно обдумывал все дела семьи, ее прошлое и ее будущее; старался понять, чем он ей обязан и каков его долг перед ней. Естественно, что прежде всего он размышлял о родителях, выбитых из привычной колеи.
А. П. Чехов после получения
аттестата зрелости.
На аттестате зрелости отмечалась старательность ученика и его дисциплинированность , что же касается склонностей, то тут значилась достаточно туманная формула: «любознательность по всем предметам одинаковая».
Оценки в аттестате были пестрые- три 5 , три 4 и четыре 3 .
Сотрудничество с юмористическими журналами.
ПЕРВОЕ ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ
«Письмо к ученому соседу» не оставило равнодушной редакцию «Стрекозы», которая поспешила заверить автора в своем к нему расположении: «…Присланный Вами рассказ написан недурно… Благословляем и на дальнейшее подвижничество»
Псевдонимы А.П.Чехова
Антоша Чехонте, Антоша, Ан.Ч., Антоша Ч., Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Человек без селезенки, Г. Балдастов, Прозаический поэт …
Всего в «Словаре псевдонимов» И.Ф. Масанова зафиксировано 45 псевдонимов писателя, а сколько еще, возможно, существует нераскрытых псевдонимов Чехова.
Работа в журнале «Осколки».
Н.А. ЛЕЙКИН Фото К. Шапиро. 1879 г.
В 1882 г. Чехов получает приглашение сотрудничать с одним из самых популярных юмористических изданий – «Осколки», издаваемым писателем Николаем Александровичем Лейкиным.
Раннее творчество
1880 – 1884 гг.
Основные особенности
Произведения
От всепоглощающей стихии юмора к «смеху сквозь слезы».
Преобладание эпических и драматургических жанров (рассказ, юмореска, «сценка», водевиль, скетч и др.)
Особенности стиля: краткость, афористичность, меткость деталей, изображение различных психологических состояний.
Стремление к изображению не характера, а типа.
«Смерть чиновника»
«Толстый и тонкий»
«Хамелеон»
«Хирургия»
«Лошадиная фамилия»
«Тоска»
«Унтер Пришибеев»
«Ванька»
«Мальчики»