Цели и задачи:
- Знакомство с биографией И.А.Крылова.
- Знакомство с жанровыми признаками басни на примерах.
- Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.
- Воспитательное значение басни.
Иван Андреевич Крылов
( 1769 - 1844 г.)
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта- наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А.Вяземский
Санкт-Петербург Невский проспект
Дом Ивана Андреевича Крылова
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.
Памятник Крылову
- В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, . Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт . Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным .
- Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Басни И.А.Крылова
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
М. Исаковский
Жанр басни в творчестве И.А.Крылова
- Первую басню написал в 11 лет.
- Расходились книги басен огромными по тем временам тиражами, переиздавались каждые 3 – 4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.
- Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся).
- Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года.
- Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики.
- Строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
- Басня - эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приёме аллегории, иносказания.
- Аллегория - вид иносказания, отвлеченная идея или понятие, воплощённое в конкретном образе.
- Иносказание - художественный приём, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т. п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления.
Что же такое басня?
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
- Небольшой рассказ, часто стихотворный
- Делится на 2 части:
основное повествование и мораль (нравоучительный вывод),
- Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек)
- Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых)
- Персонажи (герои) – животные
- Диалог (разговор двух или более героев)
- Разговорный язык
Притча
Притча – общеславянское. Образовано от слова притъка – «нежданный случай, происшествие». Таким образом, слово притча обозначало сначала «особенный случай», затем – «рассказ о нем». (Краткий этимологический словарь Н.М. Шанский)
Возник жанр притчи на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Слово аллегория произошло от греческого а llos – иной и agoreuo - говорю. За конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение.
Эзоп
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Жан де Лафонтен
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться и сказал:
«Он зелен – пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?»
Притча «О лисице и о грозди» из Книги бытия человеческого (Физиолог), предоставленной нам Н.П. Саблиной
Работа со словарем.
- Найдите русское соответствие словам.
- Найдите русское соответствие словам.
яхонты
неймет
око
рделись .
отколь
оскомину
попусту
Исторические корни басни И.А.Крылова «Лисица и виноград»
На основе проделанной работы становится очевидным, что сюжет басен и притчи совпадает. Можно предположить, что и текст притчи «О лисице и винограде» лег в основу басни Крылова . На это указывает большое количество слов и выражений, которые существовали в обиходе 17-18 вв. на Руси.
Меткая выразительная речь басни пересыпана церковнославянизмами.
В тексте басни мы встречаем устаревшие слова, краткие формы прилагательных.
Блиц – опрос. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- В чем отличие притчи от басни?
- Какими средствами указывается на недостатки людей в притче и басне?
- Каковы цели притчи и басни?
- Каковы исторические корни басни Крылова «О лисице и винограде»?
Из каких басен строки?
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь .
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.» -
«Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды нет,
Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоту такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
здесь чистое мутить питьё моё с песком и с илом?
За дерзость такову я голову с тебя сорву.»
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут!»
«Смотри-ка, говорит,- кум милый мой!
Что там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.»
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить
по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Эх, эх!- ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на слона!»
« Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.»
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
«Чтоб музыкантом быть,
Так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Мораль - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Эзопов язык- (по имени древнегреческого баснописца Эзопа)- система намёков и иносказаний в художественном проявлении. дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещённые идеи и взгляды, в основном политического характера.
Конкурс-разминка Шуточные вопросы по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»
- На дереве какой породы восседала ворона?
- Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица ?
Конкурс-разминка Шуточные вопросы по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»
- Голосом кого , по мнению лисицы , должна была петь ворона ?
- Какое величественное звание присваивает лисица вороне ?
- Какую родственную связь неожиданно обнаруживает лисица между собой (млекопитающим) и вороной (птицей) ?
Продолжите КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ
- Хоть видит око …
- А ларчик …
- Да только воз …
- Уж сколько раз …
- А Васька …
- Сильнее кошки…
- Вперёд чужой беде …
- Худые песни соловью ...
- … да зуб неймет
- … просто открывался
- … и ныне там
- … твердили миру
- … слушает да ест
- … зверя нет
- … не смейся голубок
- … в когтях у кошки
й
м
р
а
в
е
ь
ь
р
л
г
о
у
б
к
а
н
б
я
з
ь
е
о
кроссворд
- 1.Кто смеялся «вперёд чужой беде»?
- 2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале?
- 3.У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?
- 4.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
- 5.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
- 6.Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись»?
- 7. Кого «по улицам водили как будто на показ»?
1
6
2
4
3
5
7
с
л
с
а
о
м
а
н
о
о
в
ь
в
к
р
И.А.Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. Он похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер: его каждая басня – сатира, тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия.
А Бестужев.