СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии 9 класс по теме "Антропогенез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии 9 класс по теме "Антропогенез"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии 9 класс по теме "Антропогенез"»

антропогенез Биология 11 класс Выполнил учитель биологии МБОУС(К)ОШ «Надежда» Лапченко Евгений Леонидович г. Симферополь, 2021

антропогенез

Биология 11 класс

Выполнил учитель биологии МБОУС(К)ОШ «Надежда»

Лапченко Евгений Леонидович

г. Симферополь, 2021

Место человека в систематике живых организмов Отряд – Приматы ( Primates ) Подотряд – Высшие приматы ( Antropoidea ) Надсемейство – Гоминоиды ( Hominoidea ) Семейство – Гоминиды ( Hominidae ) – человекообразные Подсемейство – Гоминины ( Homininae ) Род – Человек ( Homo ) Вид – Человек разумный ( Homo sapiens )

Место человека в систематике живых организмов

Отряд – Приматы ( Primates )

Подотряд – Высшие приматы ( Antropoidea )

Надсемейство – Гоминоиды ( Hominoidea )

Семейство – Гоминиды ( Hominidae ) – человекообразные

Подсемейство – Гоминины ( Homininae )

Род – Человек ( Homo )

Вид – Человек разумный ( Homo sapiens )

Разделение гоминид 12-16 млн.л.н. произошло разделение высших обезьян на африканскую ветвь, давшую начало африканским человекообразным обезьянам и человеку, и азиатскую ветвь – предков орангутана. Согласно генетическим исследованиям (Sidley Alquist, 1984), эволюционные ветви предков гориллы и человека разошлись 8-9 млн.л.н., человека и шимпанзе – 6,3-7,7 млн.л.н.

Разделение гоминид

12-16 млн.л.н. произошло разделение высших обезьян на африканскую ветвь, давшую начало африканским человекообразным обезьянам и человеку, и азиатскую ветвь – предков орангутана. Согласно генетическим исследованиям (Sidley Alquist, 1984), эволюционные ветви предков гориллы и человека разошлись 8-9 млн.л.н., человека и шимпанзе – 6,3-7,7 млн.л.н.

Австралопитеки ( Australopitecus ) – «Южные обезьяны» Существовали 5 - 2,5 млн.л.н. Восточная Африка. Объем мозга 435-600 см. куб. Рост 120-140 см, вес 30-40 кг. Передвигались на двух ногах (бипедальная локомоция), но использовали и опору на руки. Всеядны. Относят к предлюдям.

Австралопитеки ( Australopitecus ) – «Южные обезьяны»

  • Существовали 5 - 2,5 млн.л.н. Восточная Африка.
  • Объем мозга 435-600 см. куб.
  • Рост 120-140 см, вес 30-40 кг.
  • Передвигались на двух ногах (бипедальная локомоция), но использовали и опору на руки.
  • Всеядны.
  • Относят к предлюдям.

Сравните черепа австралопитека и шимпанзе Австралопитек Шимпанзе

Сравните черепа австралопитека и шимпанзе

Австралопитек

Шимпанзе

Череп и реконструкция австралопитека

Череп и реконструкция австралопитека

Реконструкции австралопитека

Реконструкции австралопитека

Человек умелый (Homo habilis)  2,6-1,8 млн.л.н.

Человек умелый (Homo habilis) 2,6-1,8 млн.л.н.

Первые искусственные орудия труда – олдувайская культура

Первые искусственные орудия труда – олдувайская культура

Каменные орудия служили для разделки туш павших животных и отпугивания от них животных-конкурентов

Каменные орудия служили для разделки туш павших животных и отпугивания от них животных-конкурентов

Человек прямоходящий  ( Homo ergaster/erectus ) Появился 1,8 млн.л.н. Ашельская культура. Объем мозга 900-1200 см.куб. Рост 150-175 см. Останки в Восточной Азии известны как синантроп , в Юго-Восточной Азии – как питекантроп (обезьяночеловек), в Европе как гейдельбергский человек . Относят к древнейшим людям – архантропам.

Человек прямоходящий ( Homo ergaster/erectus )

  • Появился 1,8 млн.л.н.
  • Ашельская культура.
  • Объем мозга 900-1200 см.куб.
  • Рост 150-175 см.
  • Останки в Восточной Азии известны как синантроп , в Юго-Восточной Азии – как питекантроп (обезьяночеловек), в Европе как гейдельбергский человек .
  • Относят к древнейшим людям – архантропам.

Реконструкции человека прямоходящего

Реконструкции человека прямоходящего

Сравните Соотношение лицевого и мозгового отделов черепа австралопитека и Человека прямоходящего

Сравните Соотношение лицевого и мозгового отделов черепа австралопитека и Человека прямоходящего

БОЛЬШОЙ АФРИКАНСКИЙ РИФТ – область появления Человека разумного

БОЛЬШОЙ АФРИКАНСКИЙ РИФТ – область появления Человека разумного

Места обнаружения ископаемых останков Homo erectus

Места обнаружения ископаемых останков Homo erectus

Филогенетические отношения ранних гоминид

Филогенетические отношения ранних гоминид

Неандерталец  ( Homo neandertalensis ) Существовал 300 - 35 тыс.л.н. Европа эпохи оледенения. Объем мозга 1200-1400 см.куб. Рост 155-165 см. Мустьерская культура. Относят к древним людям – палеоантропам.

Неандерталец ( Homo neandertalensis )

  • Существовал 300 - 35 тыс.л.н. Европа эпохи оледенения.
  • Объем мозга 1200-1400 см.куб.
  • Рост 155-165 см.
  • Мустьерская культура.
  • Относят к древним людям – палеоантропам.

Реконструкции неандертальца

Реконструкции неандертальца

Орудия мустьерской культуры

Орудия мустьерской культуры

Человек разумный  ( Homo sapiens ) Появился 200 - 150 тыс.л.н. Восточная Африка. 45 тыс.л.н. - проник в Европу, где известен как кроманьонец. Ориньякская культура. Рост кроманьонцев 170-180 см. Относят к людям нового типа – неоантропам.

Человек разумный ( Homo sapiens )

  • Появился 200 - 150 тыс.л.н. Восточная Африка.
  • 45 тыс.л.н. - проник в Европу, где известен как кроманьонец.
  • Ориньякская культура.
  • Рост кроманьонцев 170-180 см.
  • Относят к людям нового типа – неоантропам.
Сравните черепа неандертальца и человека разумного

Сравните черепа неандертальца и человека разумного

Сравнение черепов неандертальца и Человека разумного

Сравнение черепов неандертальца и Человека разумного

Почему смог появиться человек? Человек смог появиться благодаря совпадению нескольких обстоятельств: - наличию вида с необходимыми преадаптациями; - изменениям условий обитания, сопровождавшимся сменой экологических ниш; - мутациям.

Почему смог появиться человек?

  • Человек смог появиться благодаря совпадению нескольких обстоятельств:
  • - наличию вида с необходимыми преадаптациями;
  • - изменениям условий обитания, сопровождавшимся сменой экологических ниш;
  • - мутациям.
Преадаптации австралопитеков Развитая нервная система. Бинокулярное зрение. Передние конечности с большим количеством степеней свободы и хватательной кистью. Передвижение на двух ногах. Общественный образ жизни. Преадаптация – адаптация, получившая новое адаптивное значение.

Преадаптации австралопитеков

  • Развитая нервная система.
  • Бинокулярное зрение.
  • Передние конечности с большим количеством степеней свободы и хватательной кистью.
  • Передвижение на двух ногах.
  • Общественный образ жизни.

Преадаптация – адаптация, получившая новое адаптивное значение.

Преадаптация 3. Передние конечности с большим количеством степеней свободы и хватательной кистью, возникнув как адаптация к передвижению по деревьям, дали возможность развивать трудовую деятельность. А – кисть шимпанзе и человека. В – кости кисти шимпанзе и человека.
  • Преадаптация 3. Передние конечности с большим количеством степеней свободы и хватательной кистью, возникнув как адаптация к передвижению по деревьям, дали возможность развивать трудовую деятельность.
  • А – кисть шимпанзе и человека.
  • В – кости кисти шимпанзе и человека.
Преадаптация 4. Передвижение на двух ногах освободило передние конечности для использования орудий, способствовало развитию низкой гортани, способной производить разнообразные звуки.
  • Преадаптация 4. Передвижение на двух ногах освободило передние конечности для использования орудий, способствовало развитию низкой гортани, способной производить разнообразные звуки.
Домашнее задание  Какую роль в становлении человека сыграл общественный образ жизни?  Эволюционирует ли современный человек? Ответ аргументируйте.  Могли ли какие-либо представители других таксономических групп животных достигнуть такого же уровня развития как человек? Ответ аргументируйте.

Домашнее задание

  • Какую роль в становлении человека сыграл общественный образ жизни?
  • Эволюционирует ли современный человек? Ответ аргументируйте.
  • Могли ли какие-либо представители других таксономических групп животных достигнуть такого же уровня развития как человек? Ответ аргументируйте.
Преадаптация 5. Общественный образ жизни дал возможность передавать и накапливать жизненный опыт, создал необходимость в развитии системы коммуникации - речи.
  • Преадаптация 5. Общественный образ жизни дал возможность передавать и накапливать жизненный опыт, создал необходимость в развитии системы коммуникации - речи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!