Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии 9 класс по теме "Антропогенез"»
антропогенез
Биология 11 класс
Выполнил учитель биологии МБОУС(К)ОШ «Надежда»
Лапченко Евгений Леонидович
г. Симферополь, 2021
Место человека в систематике живых организмов
Отряд – Приматы ( Primates )
Подотряд – Высшие приматы ( Antropoidea )
Надсемейство – Гоминоиды ( Hominoidea )
Семейство – Гоминиды ( Hominidae ) – человекообразные
Подсемейство – Гоминины ( Homininae )
Род – Человек ( Homo )
Вид – Человек разумный ( Homo sapiens )
Разделение гоминид
12-16 млн.л.н. произошло разделение высших обезьян на африканскую ветвь, давшую начало африканским человекообразным обезьянам и человеку, и азиатскую ветвь – предков орангутана. Согласно генетическим исследованиям (Sidley Alquist, 1984), эволюционные ветви предков гориллы и человека разошлись 8-9 млн.л.н., человека и шимпанзе – 6,3-7,7 млн.л.н.
Австралопитеки ( Australopitecus ) – «Южные обезьяны»
- Существовали 5 - 2,5 млн.л.н. Восточная Африка.
- Объем мозга 435-600 см. куб.
- Рост 120-140 см, вес 30-40 кг.
- Передвигались на двух ногах (бипедальная локомоция), но использовали и опору на руки.
- Всеядны.
- Относят к предлюдям.
Сравните черепа австралопитека и шимпанзе
Австралопитек
Шимпанзе
Череп и реконструкция австралопитека
Реконструкции австралопитека
Человек умелый (Homo habilis) 2,6-1,8 млн.л.н.
Первые искусственные орудия труда – олдувайская культура
Каменные орудия служили для разделки туш павших животных и отпугивания от них животных-конкурентов
Человек прямоходящий ( Homo ergaster/erectus )
- Появился 1,8 млн.л.н.
- Ашельская культура.
- Объем мозга 900-1200 см.куб.
- Рост 150-175 см.
- Останки в Восточной Азии известны как синантроп , в Юго-Восточной Азии – как питекантроп (обезьяночеловек), в Европе как гейдельбергский человек .
- Относят к древнейшим людям – архантропам.
Реконструкции человека прямоходящего
Сравните Соотношение лицевого и мозгового отделов черепа австралопитека и Человека прямоходящего
БОЛЬШОЙ АФРИКАНСКИЙ РИФТ – область появления Человека разумного
Места обнаружения ископаемых останков Homo erectus
Филогенетические отношения ранних гоминид
Неандерталец ( Homo neandertalensis )
- Существовал 300 - 35 тыс.л.н. Европа эпохи оледенения.
- Объем мозга 1200-1400 см.куб.
- Рост 155-165 см.
- Мустьерская культура.
- Относят к древним людям – палеоантропам.
Реконструкции неандертальца
Орудия мустьерской культуры
Человек разумный ( Homo sapiens )
- Появился 200 - 150 тыс.л.н. Восточная Африка.
- 45 тыс.л.н. - проник в Европу, где известен как кроманьонец.
- Ориньякская культура.
- Рост кроманьонцев 170-180 см.
- Относят к людям нового типа – неоантропам.
Сравните черепа неандертальца и человека разумного
Сравнение черепов неандертальца и Человека разумного
Почему смог появиться человек?
- Человек смог появиться благодаря совпадению нескольких обстоятельств:
- - наличию вида с необходимыми преадаптациями;
- - изменениям условий обитания, сопровождавшимся сменой экологических ниш;
- - мутациям.
Преадаптации австралопитеков
- Развитая нервная система.
- Бинокулярное зрение.
- Передние конечности с большим количеством степеней свободы и хватательной кистью.
- Передвижение на двух ногах.
- Общественный образ жизни.
Преадаптация – адаптация, получившая новое адаптивное значение.
- Преадаптация 3. Передние конечности с большим количеством степеней свободы и хватательной кистью, возникнув как адаптация к передвижению по деревьям, дали возможность развивать трудовую деятельность.
- А – кисть шимпанзе и человека.
- В – кости кисти шимпанзе и человека.
- Преадаптация 4. Передвижение на двух ногах освободило передние конечности для использования орудий, способствовало развитию низкой гортани, способной производить разнообразные звуки.
Домашнее задание
- Какую роль в становлении человека сыграл общественный образ жизни?
- Эволюционирует ли современный человек? Ответ аргументируйте.
- Могли ли какие-либо представители других таксономических групп животных достигнуть такого же уровня развития как человек? Ответ аргументируйте.
- Преадаптация 5. Общественный образ жизни дал возможность передавать и накапливать жизненный опыт, создал необходимость в развитии системы коммуникации - речи.