ГБОУ «Донецкая СШИ № 29» Тема урока: «Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых. Многообразие насекомых». Биология 8 класс.
Подготовила и провела:
учитель биологии погожих А.Н.
Общие признаки насекомых.
Насекомые – самые распространённые на Земле беспозвоночные животные. К ним относятся стрекозы, кузнечики, клопы, жуки, бабочки, пчёлы, мухи, комары.
Насекомые живут в самых разных местах: в лесах, на полях и лугах, в водоёмах, в почве и даже в жилье человека. Насекомые имеют мелкие размеры, что позволяет им скрываться от своих врагов. У большинства насекомых есть крылья, и они способны летать. Насекомые питаются самой разной пищей. Пчёлы и бабочки едят нектар цветков растений. Жуки питаются травой, листьями и корой деревьев. Комары и клопы сосут кровь человека и животных.
Общие признаки насекомых.
Насекомые играют важную роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Пчёлы, шмели и бабочки опыляют растения. Муравьи защищают лес от насекомых- вредителей. Мухи и комары служат пищей лягушкам и птицам. Одомашненные насекомые – тутовый шелкопряд и медоносная пчела выращиваются человеком для получения ценных продуктов: шёлка, мёда, воска. Некоторые насекомые приносят человеку вред. Так, колорадский жук поедает кусты картофеля. Платяная моль наносит вред изделиям из шерсти и меха. Тараканы, мухи и комары являются переносчиками опасных заболеваний.
Внешнее строение и образ жизни насекомых.
Сравним между собой двух насекомых, например бабочку-капустницу и майского жука. Тело их состоит из головы, груди и брюшка, все части их тела образованы члениками. На голове находятся два глаза. У бабочки-капустницы и майского жука они крупные. На голове также располагаются два усика и рот. С помощью усиков насекомые различают запахи.
Внешнее строение и образ жизни насекомых.
На груди, с брюшной стороны, располагается три пары членистых ног. На спинной части груди у большинства насекомых, как у бабочки-капустницы и майского жука, имеются крылья.
По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца. Через них атмосферный воздух поступает в мельчайшие трубочки, которыми пронизано все тело. Дыхательные трубочки заходят даже в усики, глаза, ноги. Использованный при дыхании воздух через дыхальца удаляется наружу. Чтобы воздух проходил в дыхальца, насекомые делают дыхательные движения. Наблюдая за майским жуком или бабочкой-капустницей, можно заметить, как нижняя часть брюшка у них то поднимается, то опускается.
Внешнее строение и образ жизни насекомых.
Насекомые питаются самой разнообразной пищей. Бабочка-капустница, например, питается сладким соком цветков, майский жук – листьями берёзы, а божья коровка поедает мелких насекомых. Некоторые насекомые едят кору деревьев, некоторые – шерсть, кожу и многое другое.
Среди насекомых имеется немало вредителей, но есть и много насекомых, приносящих человеку большую пользу.
Вообще нельзя выделить насекомых только полезных и только вредных. В природе все насекомые полезны. Насекомыми-вредителями, например, питаются насекомоядные птицы и некоторые другие животные.
Почти все насекомые – дикие животные. Только некоторые из них одомашнены человеком. Это медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Люди разводят этих насекомых в своих хозяйствах.
Домашнее задание:
- Запишите в тетрадь дату и тему урока.
- Внимательно изучите видеопрезентацию с моим объяснением.
- Письменно в тетради, по биологии, ответьте на вопросы:
- Где в природе можно встретить насекомых?
- Какие части тела можно различить у насекомых?
- Какие органы находятся на голове у насекомых?
- Каково значение этих органов?
- Какие органы находятся на груди?
- Каково их значение?
- Как дышать насекомые?
- Чем питаются насекомые?