СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии в 10 классе "Урок-суд над вирусами"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии в 10 классе "Урок-суд над вирусами"»

Когда-то, миллионы лет назад,   На нашей замечательной планете  Возникла жизнь, и начался парад  Невиданных существ на этом свете.  Бактерии, простейшие, грибы,  Не счесть червей, и так от века к веку  Жизнь становилась гуще и сложней  И, наконец, дошла до человека.  Все хорошо! Но, видимо, Природа  Иль просчиталась где, иль что недоучла,  Но в этой распрекрасной бочке меда  И ложку дегтя нам преподнесла!  Иль существа, а может, вещества  Об этом долгий спор не утихает,  Но вирусы – и все об этом знают  Среди других живут и процветают  Печальная реальность такова!

Когда-то, миллионы лет назад,  На нашей замечательной планете Возникла жизнь, и начался парад Невиданных существ на этом свете. Бактерии, простейшие, грибы, Не счесть червей, и так от века к веку Жизнь становилась гуще и сложней И, наконец, дошла до человека. Все хорошо! Но, видимо, Природа Иль просчиталась где, иль что недоучла, Но в этой распрекрасной бочке меда И ложку дегтя нам преподнесла! Иль существа, а может, вещества Об этом долгий спор не утихает, Но вирусы – и все об этом знают Среди других живут и процветают Печальная реальность такова!

Ролевая игра «Суд над ВИРУСОМ»   Цель:  продолжить формирование знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, профилактике и мерах  борьбы с вирусами - возбудителями болезней человека.

Ролевая игра «Суд над ВИРУСОМ»

 

Цель: продолжить формирование знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, профилактике и мерах  борьбы с вирусами - возбудителями болезней человека.

1.А что вы знаете о вирусах? 2.Что такое вирусы с точки зрения современной науки? 3.Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Почему? 4.Являются ли вирусы живыми? 5.Можно ли вирусы назвать самостоятельным царством или нет и почему?

1.А что вы знаете о вирусах?

2.Что такое вирусы с точки зрения современной науки?

3.Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Почему?

4.Являются ли вирусы живыми?

5.Можно ли вирусы назвать самостоятельным царством или нет и почему?

«Значение вирусов». Фамилия учащегося: ____________________ Мы узнали, что: 1-2.  Отрицательная роль вирусов: ___________________________________ _____________________________________________________________  Положительная роль вирусов: __________________________________ _____________________________________________________________  3-4. К вирусным болезням человека относятся: ________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________  К вирусным болезням животных относятся: ____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________   5. Пути передачи вирусных заболеваний и защиты от вирусных инфекций: ______________________________ __________________________________________________________________

«Значение вирусов».

Фамилия учащегося: ____________________

Мы узнали, что:

1-2. Отрицательная роль вирусов: ___________________________________

_____________________________________________________________

Положительная роль вирусов: __________________________________

_____________________________________________________________

3-4. К вирусным болезням человека относятся: ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

К вирусным болезням животных относятся: ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Пути передачи вирусных заболеваний и защиты от вирусных инфекций: ______________________________

__________________________________________________________________

Открытие вирусов

Открытие вирусов

Ученые

Ученые

Полиомиелит Изображение больного полиомиелитом во времена древнего Египта Вирус полиомиелита

Полиомиелит

Изображение больного полиомиелитом во времена древнего Египта

Вирус полиомиелита

Полиомиелит - острое инфекционное заболевание, известное еще с древних времен. Возбудителем инфекции является - вирус, устойчивый во внешней среде поражающий центральную нервную систему, в первую очередь спинной мозг, вызывающий воспалительные изменения слизистых оболочек кишечника и носоглотки. Он не разрушается пищеварительными соками и антибиотиками хорошо переносит замораживание и высушивание. Вирус передается от человека к человеку, в основном фекально-оральным путем через какой-либо обычный носитель инфекции (например, загрязненную воду или продукты питания). Единственным источником инфекции является большой человек и вирусоноситель. Попав в организм человека, вирус размножается на слизистых оболочках кишечника, затем с током крови разносится во все органы и системы организма. Заболевание характеризуется появлением вялых параличей в основном нижних конечностей. Полиомиелит преимущественно поражает, детей в возрасте до 5 лет.

Несмотря на то, что случаи полиомиелита стали в настоящее время редкостью, существует опасность возникновения этого заболевания. На сегодня всего две страны в мире (Афганистан и Пакистан) в мире остаются эндемичными по полиомиелиту, в то время как в 1988 году число таких стран превышало 125. Такое уменьшение стало результатом разработки и применения эффективных вакцин для профилактики паралитического полиомиелита.

Первыми симптомами являются лихорадка, усталость, головная боль, рвота, ригидность шеи и боли в конечностях, возможны желудочно-кишечные расстройства. В одном из 200 случаев инфицирования развивается необратимый паралич при паралитической форме поражения ЦНС, когда появившиеся боли в конечностях и спине сменяются параличами отдельных мышц туловища, конечностей, шеи. В 15-20% из числа таких людей умирают в результате паралича дыхательных мышц и остановки дыхания. В 35-40% случаях полиомиелит заканчивается остаточными параличами с атрофией мышц, приводя к инвалидности.

Профилактика полиомиелита осуществляется с помощью инактивированной полиомиелитной вакцины согласно национальному календарю прививок: первые три прививки детям начинают в 3-х месячном возрасте с интервалом 1,5 месяца, затем ревакцинация в 18 и 20 месяцев и последняя ревакцинация в 14 лет. Специфических реакций организма на вакцину не наблюдается. После введения полиомиелитная вакцина способствует формированию устойчивого иммунитета в организме человека.

ВАЖНО!!! Единственной эффективной защитой от полиомиелита является иммунизация. Отказ от вакцинации сохраняет риск развития инвалидности у ребенка.

Корь

Корь

Клинические проявления

Клинические проявления

Лечение

Лечение

Вакцинация

Вакцинация

 Бешенство

Бешенство

Симптомы у животных и человека Бешенство у человека делится на 3 фазы: Выделяются 3 формы проявления бешенства у животных: Продромальная фаза (предвестники). Энцефалитная фаза (возбуждение). Заключительная фаза (параличи). Буйная форма. Тихая форма. Атипичная форма.

Симптомы у животных и человека

Бешенство у человека делится на 3 фазы:

Выделяются 3 формы проявления бешенства у животных:

  • Продромальная фаза (предвестники).
  • Энцефалитная фаза (возбуждение).
  • Заключительная фаза (параличи).
  • Буйная форма.
  • Тихая форма.
  • Атипичная форма.
Если есть хотя бы 1% того, что у животного бешенство, прививки следует начинать НЕМЕДЛЕННО! ОТ БЕШЕНСТВА НЕ ВЫЗДОРАВЛИВАЮТ! Это абсолютно смертельная болезнь И единственное спасение – ПРИВИВКА Это вакцинация по жизненным показаниям!

Если есть хотя бы 1% того, что у животного бешенство, прививки следует начинать НЕМЕДЛЕННО!

ОТ БЕШЕНСТВА НЕ ВЫЗДОРАВЛИВАЮТ!

Это абсолютно смертельная болезнь

И единственное спасение – ПРИВИВКА

Это вакцинация по жизненным показаниям!

Испанский грипп

Испанский грипп

Симптомы гриппа На более поздних стадиях болезни вирус вызывал внутрилёгочное кровотечение, в результате которого больной захлёбывался собственной кровью! На первых стадиях болезни проявлялись: Цианоз, пневмония Синий цвет лица Кровавый кашель

Симптомы гриппа

На более поздних стадиях болезни вирус вызывал внутрилёгочное кровотечение, в результате которого больной захлёбывался собственной кровью!

На первых стадиях болезни проявлялись:

  • Цианоз, пневмония
  • Синий цвет лица
  • Кровавый кашель

При появлении первых симптомов испанки ,следует немедленно обращаться к врачу!!! Предковый вариант вируса испанки проник в отдельные популяции в 1900 году! То есть 18 лет этот вирус циркулировал среди людей, не вызывая пандемию, и обретал определенные свойства! Также в основном болезнь могла проходить БЕССИМПТОМНО! Некоторые больные умирали на следующий день после заражения ! Всего за 2 года в мире заболело от 500-600 млн.человек (25-30% Земли),а погибло от 50-100 млн.человек (3-5% Земли)!

При появлении первых симптомов испанки ,следует немедленно обращаться к врачу!!!

Предковый вариант вируса испанки проник в отдельные популяции в 1900 году! То есть 18 лет этот вирус циркулировал среди людей, не вызывая пандемию, и обретал определенные свойства!

Также в основном болезнь могла проходить БЕССИМПТОМНО!

Некоторые больные умирали на следующий день после заражения !

Всего за 2 года в мире заболело от 500-600 млн.человек (25-30% Земли),а погибло от 50-100 млн.человек (3-5% Земли)!

СПИД ВИЧ-инфекция – это медленно прогрессирующее инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – это заключительная стадия ВИЧ-инфекции.

СПИД

ВИЧ-инфекция – это медленно прогрессирующее инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека.

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – это заключительная стадия ВИЧ-инфекции.

Передача ВИЧ возможна тремя путями Через кровь Половым путём От матери к ребёнку

Передача ВИЧ возможна

тремя путями

Через кровь

Половым путём

От матери к ребёнку

История ВИЧ/СПИДа 1990-ые 1968 1980-ые Распространение ВИЧ от шимпанзе к людям Первые случаи СПИДа на среднем Западе Начало эпидемии в США

История ВИЧ/СПИДа

1990-ые

1968

1980-ые

Распространение ВИЧ от шимпанзе к людям

Первые случаи СПИДа на среднем Западе

Начало эпидемии в США

Бактериофаги Бактериофаги присутствуют в значительных количествах и в наземных экосистемах. Так, фаги, лизирующие клетки различных видов почвенных микроорганизмов, находятся в почвах. Бактериофаги выполняют важную роль в контроле численности микробных популяций, в автолизе стареющих клеток, в переносе бактериальных генов, выступая в качестве векторных «систем». Бактериофаги также играют большую роль в эволюции бактерий. Посредством трансдукции они привносят в бактериальный геном новые гены или новые варианты имеющихся генов.

Бактериофаги

Бактериофаги присутствуют в значительных количествах и в наземных экосистемах. Так, фаги, лизирующие клетки различных видов почвенных микроорганизмов, находятся в почвах. Бактериофаги выполняют важную роль в контроле численности микробных популяций, в автолизе стареющих клеток, в переносе бактериальных генов, выступая в качестве векторных «систем».

Бактериофаги также играют большую роль в эволюции бактерий. Посредством трансдукции они привносят в бактериальный геном новые гены или новые варианты имеющихся генов.

Миксоматоз В 1950-е гг. миксоматоз использовали для борьбы с дикими кроликами в Австралии, что привело к сокращению кроличьей популяции с 600 до 100 млн. Кролики наносят ущерб сельскохозяйственным культурам на миллионы долларов. Выжившие после миксоматоза кролики и зайцы приобретают практически пожизненный иммунитет к этой болезни.

Миксоматоз

В 1950-е гг. миксоматоз использовали для борьбы с дикими кроликами в Австралии, что привело к сокращению кроличьей популяции с 600 до 100 млн. Кролики наносят ущерб сельскохозяйственным культурам на миллионы долларов.

Выжившие после миксоматоза кролики и зайцы приобретают практически пожизненный иммунитет к этой болезни.

Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Земля без вирусов».

Домашнее задание:

Написать эссе на тему:

«Земля без вирусов».

«Всемирная хартия о природе», принята Генеральной Ассамблеей ООН «Любая форма жизни является неповторимой, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека»

«Всемирная хартия о природе», принята Генеральной Ассамблеей ООН

«Любая форма жизни является неповторимой, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека»