СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Выделение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация с интерактивными занданиями, тестами для закрепления.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии в 8 классе "Выделение"»

Выделение. Мочевыделительная система Д/З Стр. 201-206. Р/Т №179-181. (*) – щелчок для анимации Сегодня на уроке мы изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Узнаем, как образуется моча, и почему возникают болезни почек. Презентацию разработала Мудрицкая Светлана Викторовна, учитель биологии МАОУ СОШ № 50 г. Калининграда, заслуженный учитель РФ.

Выделение. Мочевыделительная система

Д/З Стр. 201-206.

Р/Т №179-181.

(*) – щелчок для анимации

Сегодня на уроке мы изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Узнаем, как образуется моча, и почему возникают болезни почек.

Презентацию разработала Мудрицкая Светлана Викторовна, учитель биологии МАОУ СОШ № 50 г. Калининграда, заслуженный учитель РФ.

Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ПИРАМИДА ЛОХАНЬ ЧАШКА ПОЧКИ

Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?

ПИРАМИДА

ЛОХАНЬ

ЧАШКА

ПОЧКИ

Сегодня на уроке мы… Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки. Сегодня на уроке мы Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

Сегодня на уроке мы…

  • Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.
  • Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.
  • Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

Сегодня на уроке мы

Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.

Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.

Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

Этапы обмена веществ

Поступление веществ

Внутриклеточный обмен

Из жиров и углеводов

Из белков

Работа со схемой «Этапы обмена веществ».

Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов.

*Первый этап - поступление веществ в организм. Например, в организм человека с пищей поступают органические вещества.

*Второй этап - внутриклеточный обмен.

*Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества.

Прочитайте в учебнике на стр. 170 первый абзац. Найдите ответ на вопрос, какие именно вредные вещества образуются из белков, а какие – из жиров и углеводов?

Итак, какие продукты распада образуются из белков? *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: мочевина, соли, вода и углекислый газ)

А из жиров и углеводов образуются … *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: вода и углекислый газ).

Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. *Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена. Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека – гомеостаз.

СО 2

Н 2 О

Соли

Мочевина

СО 2

Н 2 О

Выделение продуктов обмена

4

Выделение веществ за сутки из организма человека  (по Старлингу и др.) Название органа Вода Кожа 700 – 900 г Почки Углекислый газ Легкие 1500 г 4 – 6 л Минеральные соли 7 – 9 г 500 г 30 – 50 см 3  60 – 65 г 450 – 500 л Нет В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу. Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма) Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода) Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу) Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы ).

Выделение веществ за сутки из организма человека (по Старлингу и др.)

Название органа

Вода

Кожа

700 – 900 г

Почки

Углекислый газ

Легкие

1500 г

4 – 6 л

Минеральные соли

7 – 9 г

500 г

30 – 50 см 3

60 – 65 г

450 – 500 л

Нет

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу.

Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы ).

Эволюция выделительной системы животных

Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу.

*У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей.

Труднее приходится многоклеточным организмам: продуктов обмена веществ у них много, а размеры тела не позволяют «выбрасывать мусор» из клеток прямо в окружающую среду. Поэтому даже у примитивных животных появляются специализированные органы, образующие выделительную систему.

*Вспомните, какие органы выделения характерны для кольчатых червей? (метанефридии, в каждом кольце имеется пара выделительных воронок, трубочек и пор).

У членистоногих? * у ракообразных зеленые железы в основании усиков, *у паукообразных и насекомых – мальпигиевы сосуды)

*У хордовых? (парные почки и мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал или клоака). А к какому типу относится человек? (К типу Хордовые).

Значит, какие органы выделения у человека? (Те же, что у животных на нижнем ряду слайда - лягушки, рыбы, кролика- почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, нет только клоаки). Они образуют мочевыделительную систему человека.

Строение  мочевыделительной системы МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН ПОЧКИ МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ МОЧЕТОЧНИКИ Составьте короткий рассказ по схеме. Возможный ответ: К органам мочевыделительной системы человека относятся: 1. Почки. 2. Мочеточники. 3. Мочевой пузырь 4. Мочеиспускательный канал ** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ: Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал - мочевыводящими МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ 7

Строение мочевыделительной системы

МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН

ПОЧКИ

МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ

МОЧЕТОЧНИКИ

Составьте короткий рассказ по схеме.

Возможный ответ:

К органам мочевыделительной системы человека относятся:

1. Почки.

2. Мочеточники.

3. Мочевой пузырь

4. Мочеиспускательный канал

** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ:

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал - мочевыводящими

МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ

МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ

7

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам.  ТЕКСТ: У человека ? почки. Расположены они на уровне ? , с обеих сторон ? . На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ?  почка напоминает боб. Величина ?  – с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 сек из  почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.   ?  - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.  Мочевой пузырь — ?  орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? СЛОВАРИК: объемом, две, форме, почки, Мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса. ПОЧКИ МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ МОЧЕИСПУСКА-ТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам.

ТЕКСТ:

У человека ? почки. Расположены они на уровне ? , с обеих сторон ? . На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ? – с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 сек из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь ? орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

СЛОВАРИК: объемом, две,

форме, почки, Мочеточники,

поясницы, непарный,

позвоночника, ширина, Масса.

ПОЧКИ

МОЧЕТОЧНИКИ

МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ

МОЧЕИСПУСКА-ТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ

  • У человека две почки.
  • Расположены они на уровне поясницы , с обеих сторон позвоночника . На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.
  • По форме почка напоминает боб.
  • Величина почки – с кулак человека.
  • Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю .
  • Мочевой пузырь непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

Предлагаю ученикам по цепочке зачитать по одному ответу. Остальные говорят «УГУ», если ответ верный, или «НЕ-А», если неверный.

ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:

У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы , с обеих сторон позвоночника . На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

У кого было не больше двух ошибок? - отлично улавливаете смысл текста.

У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.

Найдите в тексте функции почек, мочеточников, мочевого пузыря, подчеркните или впишите их. .

Ответ: в почках образуется моча, мочеточники проводят ее в мочевой пузырь, мочевой пузырь накапливает мочу.

Словесные пропорции

  • Образец :
  • Орган : система органов = ? : ткань
  • Ответы для выбора : организм, особь, клетка, органоид

Решите предложенные пропорции, используя

слова-подсказки : трубочки, почки, кожа, моча, выделение.

(Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)

  • мочевой пузырь : мочевыводящий орган =

? : мочеобразующий орган

  • легкие : углекислый газ = почки : ?
  • мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?

почки

Ребята, предлагаю вам игру «Словесные пропорции».

Образец:

Орган – система органов = … - ткань

Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид

Алгоритм поиска соответствия в представленных аналогиях. Необходимо вставить основную пару слов в короткое законченное по смыслу предложение — утверждение. Например: «Из органов строится система органов». Тогда для второй части подойдет только вариант «Из клеток строится ткань».

Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)

мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган

легкие : углекислый газ = почки : ?

мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?

ОТВЕТЫ: *почки, *моча, *трубочки

моча

трубочки

Строение почки Пирамидки мозгового слоя Мозговой слой Почечная артерия Почечная вена Лоханка Большая почечная чашка Давайте рассмотри строение почки. *Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани. * Под капсулой расположен корковый слой почек *Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок *Пирамидки открываются в малые почечные чашки *Малые чашки впадают в большие почечные чашки *А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря. Маленькое отступление. Что такое лоханка мы уже выяснили. А что такое лох? Это вид кустарников, их выращивают как декоративные растения и медоносы. Теперь вы знаете значение слов лох и лоханка и, надеюсь не будете использовать их в качестве ругательства? Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену. Малая почечная чашка Мочеточник Корковый слой Плотная оболочка 11

Строение почки

Пирамидки мозгового слоя

Мозговой слой

Почечная артерия

Почечная вена

Лоханка

Большая почечная чашка

Давайте рассмотри строение почки.

*Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под капсулой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок

*Пирамидки открываются в малые почечные чашки

*Малые чашки впадают в большие почечные чашки

*А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.

Маленькое отступление. Что такое лоханка мы уже выяснили. А что такое лох? Это вид кустарников, их выращивают как декоративные растения и медоносы. Теперь вы знаете значение слов лох и лоханка и, надеюсь не будете использовать их в качестве ругательства?

Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену.

Малая почечная чашка

Мочеточник

Корковый слой

Плотная оболочка

11

Проверьте свои знания Проверим, как вы запомнили строение почки. Выполним тестовое задание. (Учитель запускает флеш-анимацию «Макростроение почки» в режиме тестирования. Фронтальная работа. Верно или не верно выполнено задание, можно увидеть, нажав кнопку «готово»)

Проверьте свои знания

Проверим, как вы запомнили строение почки. Выполним тестовое задание. (Учитель запускает флеш-анимацию «Макростроение почки» в режиме тестирования. Фронтальная работа. Верно или не верно выполнено задание, можно увидеть, нажав кнопку «готово»)

Микростроение почки

Прочитайте заголовок слайда (Микростроение почки).

Что означает этот заголовок? (Что мы будем рассматривать внутреннее строение почки под микроскопом)

По щелчку появляется рамка «Нефрон - структурно-функциональная единица почки». Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).

В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация крови.

В каждой почке насчитывается около 1 млн. нефронов.

Учащиеся подписывают части нефрона в тетрадях :

Каждый нефрон начинается двуслойной капсулой .

От капсулы отходит извитой каналец(*) , который делает петлю , а потом впадает в собирательную трубочку . Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км.

В капсулу заходит артерия , образуя в ней капиллярный клубочек . Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры , которые оплетают стенки канальца.

Очищенная кровь собирается в почечные вены

13

Уберите лишнее Извитой каналец Петля Лоханка Собирательная трубочка Капиллярный клубочек Мочеточник Извитой каналец Капсула Уберите лишнее Извитой каналец Петля Лоханка Собирательная трубочка Ответ: 3. лоханка, она не является частью нефрона Капиллярный клубочек Мочеточник Извитой каналец Капсула Ответ:2 мочеточник, он не является частью нефрона 13

Уберите лишнее

  • Извитой каналец
  • Петля
  • Лоханка
  • Собирательная трубочка
  • Капиллярный клубочек
  • Мочеточник
  • Извитой каналец
  • Капсула

Уберите лишнее

  • Извитой каналец
  • Петля
  • Лоханка
  • Собирательная трубочка

Ответ: 3. лоханка, она не является частью нефрона

  • Капиллярный клубочек
  • Мочеточник
  • Извитой каналец
  • Капсула

Ответ:2 мочеточник, он не является частью нефрона

13

Какими номерами обозначены части нефрона: Извитой каналец Капиллярная сеть канальца Почечная капсула Собирательная трубочка Капиллярный клубочек 1 2 3 4  Какими номерами обозначены части нефрона: Извитой каналец Капиллярная сеть канальца Почечная капсула Собирательная трубочка Капиллярный клубочек *Ответы: 2,1,4,5,3 Поднимите руку, у кого получилось так же? 5 ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3 15

Какими номерами обозначены части нефрона:

  • Извитой каналец
  • Капиллярная сеть канальца
  • Почечная капсула
  • Собирательная трубочка
  • Капиллярный клубочек

1

2

3

4

Какими номерами обозначены части нефрона:

Извитой каналец

Капиллярная сеть канальца

Почечная капсула

Собирательная трубочка

Капиллярный клубочек

*Ответы: 2,1,4,5,3

Поднимите руку, у кого получилось так же?

5

ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3

15

Работа нефрона

Рассмотрим схему строения нефрона еще раз. Показываю капсулу, обращаю внимание ,что она двухслойная и переходит в извитой каналец, а он – в собирательную трубочку. Прошу обратить внимание на кровеносный сосуд.

Беседа. В тетрадь пишем : Работа нефрона.

В связи с тем что приносящий кровеносный сосуд шире, чем выносящий, давление крови в капиллярном клубочке повышается до 70 мм рт. ст., а давление в полости капсулы низкое (около 30 мм рт. ст.). За счет разности давления происходит фильтрация веществ, находящихся в крови, в полость капсулы почечного тельца. В тетрадь пишем : Кровь в капсуле находится под давлением. Плазма крови фильтруется через капсулу.

Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови в сутки.

Задания учащимся:

1. В крови, принесенной в нефрон содержатся как полезные, так и вредные вещества. Вспомните начало урока, схему «Обмен веществ» и дайте ответ на вопрос: какие из веществ, представленных на схеме, вы считаете полезными? (белки, глюкоза, вода). А вредными? (избыток воды, соли и мочевина).

2. * Проследите движение белковой молекулы . Фильтруется ли она через капсулу нефрона? (нет, белковые молекулы слишком крупные, кроме того они – ценные для организма вещества). В тетрадь пишем : Белки не фильтруются через капсулу.

3. *Проследите за движением глюкозы .

- Фильтруется ли она через капсулу нефрона? В какую часть нефрона она попадает? (Да, фильтруется и попадает в извитой каналец). В тетрадь пишем : плазма крови без белков попадает в извитой каналец – это первичная моча.

У человека образуется 150л первичной мочи в сутки.

- Попадает ли глюкоза в собирательную трубочку? (Нет).

- Что происходит с глюкозой в нижней части канальца? (Молекулы глюкозы всасываются обратно в кровь). В тетрадь пишем : Из первичной мочи глюкоза, аминокислоты, витамины и др. ценные вещества всасываются обратно в кровь.

За 1 мин. В канальце образуется 125 г фильтрата, из них 124 г. Всасывается обратно.

4.*Опишите процесс движения солей и мочевины из капиллярного клубочка до собирательной трубочки

(Соли и мочевина, просачиваются в капсулу нефрона, потом движутся по извитому канальцу. Из канальца – в собирательную трубочку).

5. *Проследите по схеме и объясните, что происходит с водой? (Вода просачивается через мембраны капсулы, попадает в извитой каналец, а потом часть воды всасывается обратно в кровь, а другая часть движется по извитому канальцу в собирательную трубочку).

6. Сделайте общий вывод о работе нефрона (Ценные вещества возвращаются в кровь, а ненужные или лишние отфильтровываются из крови, собираются в собирательной трубочке и выводятся) В тетрадь пишем : Мочевина, мочевая кислота, избыток солей обратно не всасываются, поэтому они накапливаются во вторичной моче.

В результате обратного всасывания у взрослого человека в мочевых канальцах образуется до 1,5— 2,5 л вторичной (конечной) мочи в сутки; у детей количество мочи меньше.

Образование мочи Этап Процесс 1 этап  Образование первичной мочи (150-180 л) Где происходит Фильтрация плазмы крови – абсорбция (из капиллярного клубочка в капсулу) Фильтр Капсула Шумлянского- Боумена Что отфильтровывается Стенка капилляра Стенка капсулы Вода Аминокислоты Глюкоза Красители Лекарства Минеральные соли Мочевина

Образование мочи

Этап

Процесс

1 этап

Образование первичной мочи (150-180 л)

Где происходит

Фильтрация плазмы крови – абсорбция

(из капиллярного клубочка в капсулу)

Фильтр

Капсула Шумлянского- Боумена

Что отфильтровывается

Стенка капилляра

Стенка капсулы

Вода

Аминокислоты

Глюкоза

Красители

Лекарства

Минеральные соли

Мочевина

Образование мочи Этап Процесс 2 этап  Образование вторичной мочи (1,5-1,8 л) Где происходит Реабсорбция – обратное всасывание Фильтр (из первичной мочи в кровь) Извитые канальца Что отфильтровывается Стенка канальца Стенка капилляра Вода Аминокислоты Глюкоза Часть Минеральных солей

Образование мочи

Этап

Процесс

2 этап

Образование вторичной мочи (1,5-1,8 л)

Где происходит

Реабсорбция – обратное всасывание

Фильтр

(из первичной мочи в кровь)

Извитые канальца

Что отфильтровывается

Стенка канальца

Стенка капилляра

Вода

Аминокислоты

Глюкоза

Часть Минеральных солей

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. Мочевой пузырь Мочеточники Лоханка Почечные чашки Мочеиспускательный канал ОТВЕТ:4,3,2,1,5  Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. Мочевой пузырь Мочеточники Лоханка Почечные чашки Мочеиспускательный канал *Ответ: 4,3,2,1,5 (В почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности.

  • Мочевой пузырь
  • Мочеточники
  • Лоханка
  • Почечные чашки
  • Мочеиспускательный канал

ОТВЕТ:4,3,2,1,5

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности.

  • Мочевой пузырь
  • Мочеточники
  • Лоханка
  • Почечные чашки
  • Мочеиспускательный канал

*Ответ: 4,3,2,1,5

(В почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа? 1500 литров 150 литров 1,5 литра ОТВЕТ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной . Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа? 1500 л  150 л  1,5 л Ответ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?

  • 1500 литров
  • 150 литров
  • 1,5 литра

ОТВЕТ:

1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки;

150 л первичной мочи образуется;

1,5 литра – вторичной .

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?

1500 л  150 л  1,5 л

Ответ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

Сравните состав мочи. Объясните разницу .  ВТОРИЧНАЯ МОЧА ПЕРВИЧНАЯ МОЧА Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу. (Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды. Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).

Сравните состав мочи.

Объясните разницу .

ВТОРИЧНАЯ МОЧА

ПЕРВИЧНАЯ МОЧА

Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

(Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды.

Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).

Функции почек

Осмыслите факт:

Функции почек:

при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

  • Выделительная

Объясните:

(выводят избыток воды, солей, продукты метаболизма);

2) Защитна

(выведение токсических

соединений,

образовавшихся в

процессе обмена в-в).

3) участвуют в

поддержании гомеоста

за .

а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали?

б) Какие функции выполняют почки?

Осмыслите следующий факт:

при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

Объясните: а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали; б) какие функции выполняют почки?

В ходе обсуждения формулируются основные функции почек :

1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических ве­ществ, продукты азотистого обмена);

2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).

3) участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды организма.

Третий пункт учитель поясняет таким примером: почки удаляют не только продукты распада, но и излишки питательных веществ, способные нанести вред организму. Представьте, что некий сладкоежка съел целую банку варенья. Часть сахара задержала бы печень, но и после этого в кровь могло бы попасть слишком много сахара. Это привело бы к тому, что раствор плазмы крови, а потом и тканевая жидкость стали бы более концентрированными, чем растворы, содержащиеся в клетке. Вода из клеток начала бы выходить наружу, и обезвоженные клетки не смогли бы работать. Но этого не происходит, потому что почки удаляют избыток сахара с мочой. Так почки поддерживают постоянство внутренней среды организма, снижая количество воды, солей, питательных веществ и продуктов обмена до нормы.

Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения

Проходит кровь через

нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только

честь,

Но наши почки тоже.

Они как два больших боба

На связках закрепились,

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион

Содержат наши почки.

Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения

Класс делится на 5 групп. Тексты раздаются на парты. Каждая группа должна прокомментировать один столбик стихотворения. На обсуждение ответа 1 минута.

Они как два больших боба

На связках закрепились, ' У позвоночного столба Уютно разместились Фильтруют почки нашу крови С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Класс делится на 5 групп. Тексты раздаются на парты. Каждая группа должна прокомментировать один столбик стихотворения. На обсуждение ответа 1 минута.

Составьте рассказ по схеме Регуляция работы почек Нервная (нервными импульсами) Гуморальная (гормонами) Симпатическая н.с. уменьшает V мочи Гормон вазопрессин уменьшает  V мочи (АДГ) Если позволит время. Составьте рассказ по схеме «Регуляция работы почек» Возможный ответ: в регуляции работы почек участвует нервная и эндокринная системы. Симпатическая нервная система уменьшает объем мочи, парасимпатическая – усиливает выработку мочи. Гормон вазопрессин уменьшает объем вырабатываемой мочи. Его называют антидиуретическим. От слова «диурез» – количество мочи, выработанной организмом, за определенное время. Есть и другие гормоны, регулирующие работу выделительной системы. Парасимпатическая н.с. увеличивает V мочи Кора головного мозга – контроль мочеиспускания

Составьте рассказ по схеме

Регуляция работы почек

Нервная

(нервными импульсами)

Гуморальная

(гормонами)

Симпатическая н.с. уменьшает V мочи

Гормон вазопрессин уменьшает

V мочи (АДГ)

Если позволит время.

Составьте рассказ по схеме «Регуляция работы почек»

Возможный ответ: в регуляции работы почек участвует нервная и эндокринная системы. Симпатическая нервная система уменьшает объем мочи, парасимпатическая – усиливает выработку мочи.

Гормон вазопрессин уменьшает объем вырабатываемой мочи.

Его называют антидиуретическим. От слова «диурез» – количество мочи, выработанной организмом, за определенное время. Есть и другие гормоны, регулирующие работу выделительной системы.

Парасимпатическая н.с. увеличивает V мочи

Кора головного мозга – контроль мочеиспускания

Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ПИРАМИДА ЛОХАНЬ Закрепление и проверка усвоения темы урока. можете ли вы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока ? ОТВЕТ: Рисунками представлены части почки: чашки, пирамидки, лоханка ЧАШКА ПОЧКИ 25

Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?

ПИРАМИДА

ЛОХАНЬ

Закрепление и проверка усвоения темы урока.

можете ли вы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока ?

ОТВЕТ: Рисунками представлены части почки: чашки, пирамидки, лоханка

ЧАШКА

ПОЧКИ

25

Продолжите фразу: Изученный материал дает мне… Полученные знания я могу применить… Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы: На каких этапах и почему возникли сложности? Можно ли было их избежать? Что для этого нужно сделать? За что Вы можете себя похвалить? Учитель подводит итог урока. Рефлексия. 1. Продолжите фразу Изученный материал дает мне… Полученные знания я могу применить… 2. Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы: На каких этапах и почему возникли сложности? Можно ли было их избежать? Что для этого нужно сделать? За что Вы можете себя похвалить? 25

Продолжите фразу:

  • Изученный материал дает мне…
  • Полученные знания я могу применить…

Мысленно воспроизведите урок.

Ответьте на вопросы:

  • На каких этапах и почему возникли сложности?
  • Можно ли было их избежать?
  • Что для этого нужно сделать?
  • За что Вы можете себя похвалить?

Учитель подводит итог урока.

Рефлексия.

1. Продолжите фразу

Изученный материал дает мне…

Полученные знания я могу применить…

2. Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы:

На каких этапах и почему возникли сложности?

Можно ли было их избежать?

Что для этого нужно сделать?

За что Вы можете себя похвалить?

25

Домашнее задание. Стр. 170-171 прочитать и ответить на вопросы. Заполнить таблицу «Мочевыделительная система»:  Орган Строение *по желанию «О чем расскажет анализ мочи»   Дополнительная литература: Физиология человека. А.Г. Хрипкова и др.. – М., 1976 Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: Эксмо, 2003. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. — М.: Просвещение, 1971. Функции

Домашнее задание.

Стр. 170-171 прочитать и ответить на вопросы.

Заполнить таблицу «Мочевыделительная система»:

Орган

Строение

*по желанию «О чем расскажет анализ мочи»

Дополнительная литература:

Физиология человека. А.Г. Хрипкова и др.. – М., 1976

Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: Эксмо, 2003.

Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. — М.: Просвещение, 1971.

Функции

Проверьте свои знания Закрепление и проверка усвоения темы урока. Учитель запускает анимацию «Строение мочевыделительной системы в режиме «показать все». Просит ответить на вопросы:  Какие органы не относятся к мочевыделительной системе? (Нижняя полая вена, артерия) Какие органы относятся к мочевыводящим? (Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал) Какой орган является мочеобразующим? (Почки) Какой термин обозначает не отдельный орган мочевыделительной системы, а часть почки? (Почечная лоханка)

Проверьте свои знания

Закрепление и проверка усвоения темы урока.

Учитель запускает анимацию «Строение мочевыделительной системы в режиме «показать все». Просит ответить на вопросы:

Какие органы не относятся к мочевыделительной системе? (Нижняя полая вена, артерия)

Какие органы относятся к мочевыводящим? (Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)

Какой орган является мочеобразующим? (Почки)

Какой термин обозначает не отдельный орган мочевыделительной системы, а часть почки? (Почечная лоханка)

Проверьте свои знания 1. Что обозначено номерами 1-6 на рисунке А? (1. корковый слой 2. мозговой слой 3. почечная лоханка 4. почечная артерия 5. почечная вена 6. мочеточник) 2.Опишите работу нефрона по следующему плану: а) Как плазма крови попадает в каналец нефрона? б) Какие вещества содержатся в плазме? в) Почему клетки крови и белки не могут попасть в почечный каналец? г) Какие вещества остаются в канальце, а какие всасываются обратно в кровь?

Проверьте свои знания

1. Что обозначено номерами 1-6 на рисунке А? (1. корковый слой 2. мозговой слой 3. почечная лоханка 4. почечная артерия 5. почечная вена 6. мочеточник)

2.Опишите работу нефрона по следующему плану:

а) Как плазма крови попадает в каналец нефрона?

б) Какие вещества содержатся в плазме?

в) Почему клетки крови и белки не могут попасть в почечный каналец?

г) Какие вещества остаются в канальце, а какие всасываются обратно в кровь?

Причины заболеваний почек

  • Осложнение после ангины, гриппа, скарлатины, кариеса
  • Восходящие инфекции при несоблюдении правил гигиены
  • Переохлаждение (особенно поясничной части)
  • Переедание; мясо, острые продукты, алкоголь
  • Ядовитые вещества (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)

Обычно заболевание почек начинается после других заболеваний (ангина, скарлатина, болезни органов дыхания), а также из-за больных зубов или миндалин. Микробы от больных органов через кровь проникают в отделы мочевыделительной системы и поражают их. В почки микробы могут проникнуть и через мочеиспускательный канал. Это происходит при несоблюдении правил личной гигиены. Развитию микробов способствует сильное переохлаждение тела, особенно поясничной его части. Характерными признаками заболевания почек служат боли в области поясницы (справа и слева от позвоночника). В этих случаях нужно срочно обратиться к врачу. Очень вредны для почек переедание, однообразное питание мясом, злоупотребление острой пищей. Особенно опасен алкоголь, поражающий все отделы мочевыделительной системы, нарушающий их работу. Причиной заболевания почек могут стать также ядовитые отходы соли свинца, ртути и другие выбросы промышленных производств, попавшие в питьевую воду. Вредят почкам также компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты.

Сравните анализ мочи здорового и больного человека Если человек болен, организм функционирует иначе, чем когда он здоров. Отражается это и на составе мочи.Об этом знали еще средневековые врачи, Уже в XIV веке мы находим в литературе научные статьи о составе мочи. Мочу исследовали по запаху, по цвету. В мочу ставили разные цветы и по тому, насколько быстро они увядали, судили о здоровье или о болезни человека.  В наше время мочу исследуют в лабораториях. С помощью различных химических веществ устанавливают, нет ли в моче сахара или белка, не находятся ли в ней красящие вещества желчи или другие вещества, которые здоровый организм не мог бы выделить.

Сравните анализ мочи здорового и больного человека

Если человек болен, организм функционирует иначе, чем когда он здоров. Отражается это и на составе мочи.Об этом знали еще средневековые врачи, Уже в XIV веке мы находим в литературе научные статьи о составе мочи. Мочу исследовали по запаху, по цвету. В мочу ставили разные цветы и по тому, насколько быстро они увядали, судили о здоровье или о болезни человека. В наше время мочу исследуют в лабораториях. С помощью различных химических веществ устанавливают, нет ли в моче сахара или белка, не находятся ли в ней красящие вещества желчи или другие вещества, которые здоровый организм не мог бы выделить.

Дайте объяснения фактам Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца. Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки сос­тавляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для обра­зования мочи затрачивается очень большое количество энергии.  Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых Добавочная почка - очень редкий вид аномалии, в мировой литературе описано всего 50 случаев  Дайте объяснения фактам Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца. Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки сос­тавляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для обра­зования мочи затрачивается очень большое количество энергии.  Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых Добавочная почка - очень редкий вид аномалии, в мировой литературе описано всего 50 случаев

Дайте объяснения фактам

  • Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца.
  • Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки сос­тавляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для обра­зования мочи затрачивается очень большое количество энергии.
  • Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых
  • Добавочная почка - очень редкий вид аномалии, в мировой литературе описано всего 50 случаев

Дайте объяснения фактам

Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца.

Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки сос­тавляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для обра­зования мочи затрачивается очень большое количество энергии.

Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых

Добавочная почка - очень редкий вид аномалии, в мировой литературе описано всего 50 случаев

Объясните с научной точки зрения К энергоемким органам, то есть таким, на функционирование которых тратится значительная энергия, относят сердце и почки. При этом масса данных органов невелика. Объясните приведенные факты. Продолжите список энергоемких органов. Укажите органы, которые можно считать неэнергоемкими. Почему? Задание творческого уровня Объясните с научной точки зрения К энергоемким органам, то есть таким, на функционирование которых тратится значительная энергия, относят сердце и почки. При этом масса данных органов невелика. Объясните приведенные факты. Продолжите список энергоемких органов. Укажите органы, которые можно считать неэнергоемкими. Почему?

Объясните с научной точки зрения

  • К энергоемким органам, то есть таким, на функционирование которых тратится значительная энергия, относят сердце и почки. При этом масса данных органов невелика. Объясните приведенные факты. Продолжите список энергоемких органов. Укажите органы, которые можно считать неэнергоемкими. Почему?

Задание творческого уровня

Объясните с научной точки зрения

К энергоемким органам, то есть таким, на функционирование которых тратится значительная энергия, относят сердце и почки. При этом масса данных органов невелика. Объясните приведенные факты. Продолжите список энергоемких органов. Укажите органы, которые можно считать неэнергоемкими. Почему?

Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор. Почка Мочеточник Мочеиспускательный канал Надпочечник Мочевой пузырь. Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор. Почка Мочеточник Мочеиспускательный канал Надпочечник Мочевой пузырь.

Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор.

  • Почка
  • Мочеточник
  • Мочеиспускательный канал
  • Надпочечник
  • Мочевой пузырь.

Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор.

  • Почка
  • Мочеточник
  • Мочеиспускательный канал
  • Надпочечник
  • Мочевой пузырь.

Источники:

  • Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6—9 классы / Г. А. Во­ронина. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 176 с. — (Школьные олимпиады).
  • Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2007.
  • Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 - 2003
  • Здравушка. Научно-популярный альманах для детей.Составители: Колотило А.С., Шведова Л.П. и др.- Днепропетровск, 1995 – 543 с
  • Контрольные измерительные материалы. Биология. 8-9 классы: материа­лы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н. Зайцева, Л.В. Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». - Курган, 2010. - 80 с.
  • Лернер Г.И.Биология. Тема «Человек» (8—9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. — М. : Эксмо, 2007. — 192 с. — (Мастер-класс для учителя).
  • Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003
  • Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 (9) класс. – М.: ВАКО,2007. - 464 с. – (В помощь школьному учителю), стр. 286-294
  • Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. 8 кл. Человек: Учебн.для общеобра. Уч. заведений. – Дрофа, 2000, 2008 г.г.
  • Электронный образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2006.
  • Электронный образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек», созданный на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – ЗАО «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2007.
  • Электронная энциклопедия К;ирилла и Мефодия, 2007


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!